Учет в МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет в МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Удержания при увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом... правового регулирования спорных отношений муниципальное унитарное предприятие... при расторжении трудового договора с... [работником - ред.] по инициативе работника было вправе в соответствии с ч. 2 ст. 137 ТК РФ произвести удержание неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы, из начисленных при увольнении сумм. Поскольку такое удержание при увольнении... не осуществлено в полном объеме, правовых оснований для дальнейшего взыскания с... [работника - ред.] суммы оставшейся задолженности в судебном порядке не имеется, несмотря на наличие заключенного соглашения..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...С учетом... правового регулирования спорных отношений муниципальное унитарное предприятие... при расторжении трудового договора с... [работником - ред.] по инициативе работника было вправе в соответствии с ч. 2 ст. 137 ТК РФ произвести удержание неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы, из начисленных при увольнении сумм. Поскольку такое удержание при увольнении... не осуществлено в полном объеме, правовых оснований для дальнейшего взыскания с... [работника - ред.] суммы оставшейся задолженности в судебном порядке не имеется, несмотря на наличие заключенного соглашения..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Далее, установив, что КП РБ "РУКС" по своей организационно-правовой форме является казенным предприятием, руководствуясь положениями части 1 статьи 113, части 1 статьи 114 ГК РФ, части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с учетом приведенного в Законе N 44-ФЗ определения заказчика, а также прямого указания части 2.1 статьи 15 названного закона, учитывая, что унитарное казенное предприятие в своей деятельности при осуществлении закупки руководствуется Законом N 44-ФЗ, установив, что для казенных предприятий частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлены случаи применения Закона N 223-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в отдельных случаях, когда источником финансирования закупки являются денежные средства, полученные не из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для осуществления закупки унитарным казенным предприятием подлежит применению Закон N 223-ФЗ, на что прямо указано в Законе N 44-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.
(ред. от 31.07.2025)положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)4) бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия (с учетом ограничений, указанных в п. 4 - 6 ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ);
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)4) бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия (с учетом ограничений, указанных в п. 4 - 6 ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ);
Вопрос: На конкурентную закупку не вышел ни один участник. По итогам несостоявшийся закупки МУП заключен договор с единственным поставщиком. Учитывается ли стоимость прямого договора с СМСП на условиях несостоявшейся закупки в целях достижения годового объема закупок, участниками которых являются только СМСП?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: МУП работает в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. МУП осуществило конкурентную закупку, на которую не вышел ни один участник. Положением о закупке МУП предусмотрено, что по итогам несостоявшийся закупки можно заключить договор с единственным поставщиком на условиях, указанных в извещении и документации о закупке. Учитывается ли стоимость заключенного МУП прямого договора с СМСП на условиях несостоявшейся закупки, в целях достижения годового объема закупок, участниками которых являются только СМСП (закупки в соответствии с пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352), в объеме не менее чем 20% совокупного годового стоимостного объема договоров?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: МУП работает в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. МУП осуществило конкурентную закупку, на которую не вышел ни один участник. Положением о закупке МУП предусмотрено, что по итогам несостоявшийся закупки можно заключить договор с единственным поставщиком на условиях, указанных в извещении и документации о закупке. Учитывается ли стоимость заключенного МУП прямого договора с СМСП на условиях несостоявшейся закупки, в целях достижения годового объема закупок, участниками которых являются только СМСП (закупки в соответствии с пп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352), в объеме не менее чем 20% совокупного годового стоимостного объема договоров?
Готовое решение: Как разработать и разместить в ЕИС положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При отмене положения о закупке бюджетного учреждения ГУП или МУП следует учитывать, что данные заказчики не могут изменить решение о проведении закупок по Закону N 223-ФЗ в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Поэтому прекратить действие положения о закупке до окончания текущего года нельзя.
(КонсультантПлюс, 2025)При отмене положения о закупке бюджетного учреждения ГУП или МУП следует учитывать, что данные заказчики не могут изменить решение о проведении закупок по Закону N 223-ФЗ в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Поэтому прекратить действие положения о закупке до окончания текущего года нельзя.
Вопрос: По договору хранения объекта недвижимого имущества с правом его использования МУП обязано принимать меры для сохранности полученного имущества (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.). Кроме того, МУП несет расходы (коммунальные платежи и др.). Вправе ли МУП учесть понесенные расходы при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Вопрос: Администрация муниципального образования как учредитель передала МУП по договору хранения объект недвижимого имущества с правом его использования. По договору МУП обязано принимать меры для сохранности полученного имущества (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.). Кроме того, МУП несет расходы (коммунальные платежи и др.), которые учредитель не компенсирует. Вправе ли МУП учесть понесенные расходы при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2023)Вопрос: Администрация муниципального образования как учредитель передала МУП по договору хранения объект недвижимого имущества с правом его использования. По договору МУП обязано принимать меры для сохранности полученного имущества (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.). Кроме того, МУП несет расходы (коммунальные платежи и др.), которые учредитель не компенсирует. Вправе ли МУП учесть понесенные расходы при исчислении налога на прибыль?
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Целью субсидирования муниципальных унитарных предприятий из местных бюджетов является предоставление финансовой поддержки для достижения социально значимых целей и удовлетворения публичных нужд, в том числе покрытия расходов на содержание и ремонт имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, поддержка таких предприятий и предотвращение их банкротства. Так, необходимо учитывать, что муниципальные унитарные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность в особых, публично значимых сферах. При этом, по мнению ряда исследователей, муниципальные предприятия в большинстве случаев едва ли могут претендовать на высокую экономическую эффективность, поскольку фактически исключены из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние <12>. Нередко значительная степень износа основных активов, необходимость значительных инвестиций в развитие инфраструктуры, низкая привлекательность для частных инвесторов <13>, а также иные риски обусловливают необходимость поддержки таких предприятий со стороны органов местного самоуправления. В данном случае орган местного самоуправления совмещает в себе правовой статус собственника имущества, несущего бремя его содержания, и органа публичной власти, наделенного полномочиями и заинтересованного в достижении общественно полезных целей, например, поддержании городской инфраструктуры в надлежащем состоянии. В связи с этим именно органы местного самоуправления могут объективно оценить экономическую целесообразность поддержки муниципальных предприятий за счет средств местного бюджета с учетом муниципальных нужд и возможности привлечения к их удовлетворению иных субъектов хозяйствования.
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Целью субсидирования муниципальных унитарных предприятий из местных бюджетов является предоставление финансовой поддержки для достижения социально значимых целей и удовлетворения публичных нужд, в том числе покрытия расходов на содержание и ремонт имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, поддержка таких предприятий и предотвращение их банкротства. Так, необходимо учитывать, что муниципальные унитарные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность в особых, публично значимых сферах. При этом, по мнению ряда исследователей, муниципальные предприятия в большинстве случаев едва ли могут претендовать на высокую экономическую эффективность, поскольку фактически исключены из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние <12>. Нередко значительная степень износа основных активов, необходимость значительных инвестиций в развитие инфраструктуры, низкая привлекательность для частных инвесторов <13>, а также иные риски обусловливают необходимость поддержки таких предприятий со стороны органов местного самоуправления. В данном случае орган местного самоуправления совмещает в себе правовой статус собственника имущества, несущего бремя его содержания, и органа публичной власти, наделенного полномочиями и заинтересованного в достижении общественно полезных целей, например, поддержании городской инфраструктуры в надлежащем состоянии. В связи с этим именно органы местного самоуправления могут объективно оценить экономическую целесообразность поддержки муниципальных предприятий за счет средств местного бюджета с учетом муниципальных нужд и возможности привлечения к их удовлетворению иных субъектов хозяйствования.
Статья: Проблема установления субъекта, подлежащего привлечению к ответственности за гибель сотрудников организации при производстве земляных работ (на примере конкретного уголовного дела)
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)При расследовании уголовного дела установлено, что данный сотрудник не прошел обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда. В такой ситуации на квалификацию влияет осведомленность субъекта о рисках производства работ в условиях, схожих с несчастным случаем. Мастер участка водопроводно-канализационных сетей МУП с учетом опыта работы имел по крайней мере общие представления о правилах безопасности при проведении земляных работ по раскопке котлованов глубиной от 1,5 до 3 метров. Он, в частности, пояснил, что понимал необходимость применения как минимум "распорных щитов" до того, как будут производиться работы на соответствующей глубине. Факт их неиспользования объяснил отсутствием таковых на предприятии. Он признал, что до несчастного случая работы неоднократно проводились с нарушением этих требований.
(Быкова Е.Г., Казаков А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 2)При расследовании уголовного дела установлено, что данный сотрудник не прошел обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда. В такой ситуации на квалификацию влияет осведомленность субъекта о рисках производства работ в условиях, схожих с несчастным случаем. Мастер участка водопроводно-канализационных сетей МУП с учетом опыта работы имел по крайней мере общие представления о правилах безопасности при проведении земляных работ по раскопке котлованов глубиной от 1,5 до 3 метров. Он, в частности, пояснил, что понимал необходимость применения как минимум "распорных щитов" до того, как будут производиться работы на соответствующей глубине. Факт их неиспользования объяснил отсутствием таковых на предприятии. Он признал, что до несчастного случая работы неоднократно проводились с нарушением этих требований.
Статья: Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.07.2023 N 40-П "По делу о проверке конституционности части восьмой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Ф. Нестеренко"
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)- подобное соглашение, с учетом убыточности МУП, свидетельствует о недобросовестности и злоупотреблении правом лица, действующего от имени работодателя. При фиксации в нем такой выплаты проигнорированы интересы работодателя, других сотрудников и иных лиц.
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)- подобное соглашение, с учетом убыточности МУП, свидетельствует о недобросовестности и злоупотреблении правом лица, действующего от имени работодателя. При фиксации в нем такой выплаты проигнорированы интересы работодателя, других сотрудников и иных лиц.