Учет у платежного агента
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет у платежного агента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка регистрации, несвоевременную перерегистрацию ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению заявителя... судами не учтено, что Общество является банковским платежным агентом, осуществляет только прием денежных средств и не осуществляет расчеты в понимании Закона N 54-ФЗ, следовательно, его деятельность не подпадает под действие Закона N 54-ФЗ; в таком случае законодатель предусмотрел иной способ соединения контрольно-кассовой техники (ККТ) с автоматическим устройством банковского платежного агента; Общество не является платежным агентом, осуществляет деятельность в соответствии с Законом N 161-ФЗ... [заявитель указывал на возможность - ред.] соединения ККТ с автоматическим устройством иным способом без включения ККТ в корпус каждого автоматического устройства путем соединения терминала защищенными каналами связи и его синхронизации с зарегистрированной по иному адресу ККТ посредством программно-аппаратного комплекса (фискального сервера), включающего фискальный накопитель и печатающее устройство.
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению заявителя... судами не учтено, что Общество является банковским платежным агентом, осуществляет только прием денежных средств и не осуществляет расчеты в понимании Закона N 54-ФЗ, следовательно, его деятельность не подпадает под действие Закона N 54-ФЗ; в таком случае законодатель предусмотрел иной способ соединения контрольно-кассовой техники (ККТ) с автоматическим устройством банковского платежного агента; Общество не является платежным агентом, осуществляет деятельность в соответствии с Законом N 161-ФЗ... [заявитель указывал на возможность - ред.] соединения ККТ с автоматическим устройством иным способом без включения ККТ в корпус каждого автоматического устройства путем соединения терминала защищенными каналами связи и его синхронизации с зарегистрированной по иному адресу ККТ посредством программно-аппаратного комплекса (фискального сервера), включающего фискальный накопитель и печатающее устройство.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области финансов, страхования и рынка ценных бумаг: Организация (ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(КонсультантПлюс, 2025)оператор по приему платежей (например, за жилищно-коммунальные услуги) не состоит на учете в Росфинмониторинге, не организовал систему внутреннего контроля, не утвердил перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях ПОД/ФТ, и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)оператор по приему платежей (например, за жилищно-коммунальные услуги) не состоит на учете в Росфинмониторинге, не организовал систему внутреннего контроля, не утвердил перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях ПОД/ФТ, и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квитирование платежей в ГИС ЖКХ: роль банков, платежных агентов и предприятий ЖКХ
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)<4> См., например: Дурново Д.В. Прием платежей через платежных агентов // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 11. С. 41 - 49.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)<4> См., например: Дурново Д.В. Прием платежей через платежных агентов // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 11. С. 41 - 49.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого постановка оператора по приему платежей на учет производится Росфинмониторингом при условии, что сведения о таком операторе внесены Банком России в соответствующий реестр (30.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок, в течение которого постановка оператора по приему платежей на учет производится Росфинмониторингом при условии, что сведения о таком операторе внесены Банком России в соответствующий реестр (30.09.2025)
Статья: Приходный кассовый ордер и кассовая книга при работе в ночное время
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
Вопрос: О приостановлении операции и направлении сведений о ней как о подлежащей обязательному контролю при погашении займа физлицом, включенным в Перечень экстремистов/террористов, и заполнении ФЭС МФО.
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)2. Операция по погашению займа совершается переводом без открытия счета через КО или банковского платежного агента:
(Письмо Банка России от 15.08.2024 N 12-4-2/5978)2. Операция по погашению займа совершается переводом без открытия счета через КО или банковского платежного агента:
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Рассмотрим пример. В течение января ломбардом был получен процентный доход в размере 150 000 руб. за предоставление займов под залог имущества (не облагаемый НДС) и 240 000 руб. за оказанные услуги банковского платежного агента (в том числе НДС - 40 000 руб.). Ломбард арендует помещение, которое используется для осуществления указанных видов деятельности (выдача займов и осуществление операций в качестве банковского платежного агента), стоимость аренды которого составляет 36 000 руб/мес, в том числе НДС - 6 000 руб. Согласно учетной политике в учете используется метод начисления, исчисление НДС происходит методом "по отгрузке". В учетной политике определен порядок распределения сумм налога в целях налогообложения.
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)Рассмотрим пример. В течение января ломбардом был получен процентный доход в размере 150 000 руб. за предоставление займов под залог имущества (не облагаемый НДС) и 240 000 руб. за оказанные услуги банковского платежного агента (в том числе НДС - 40 000 руб.). Ломбард арендует помещение, которое используется для осуществления указанных видов деятельности (выдача займов и осуществление операций в качестве банковского платежного агента), стоимость аренды которого составляет 36 000 руб/мес, в том числе НДС - 6 000 руб. Согласно учетной политике в учете используется метод начисления, исчисление НДС происходит методом "по отгрузке". В учетной политике определен порядок распределения сумм налога в целях налогообложения.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедрение Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) позволило аккумулировать информацию о платежах физических и юридических лиц за оказание государственных и муниципальных услуг. Благодаря п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <2> граждане и организации при подаче документов для регистрации права собственности на недвижимое имущество либо иных заявлений для получения государственных и муниципальных услуг не обязаны предоставлять платежное поручение об уплате государственной пошлины. Оператором ГИС ГМП является Федеральное казначейство. Информационная система предназначена для аккумулирования информации об уплате государственных пошлин, т.е. фактически контроль за исполнением обязанности заявителями по уплате пошлины сосредоточен в руках одного органа, и факт внесения этой информации в систему позволяет при ее использовании органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, получить сведения об этом. С одной стороны, ГИС ГМП дает возможность в рамках осуществления бюджетного контроля Федеральному казначейству вести учет своевременности получения государственных пошлин, а, с другой стороны, организовать обмен информацией между администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, органами государственной власти и местного самоуправления, оператором государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", многофункциональными центрами, а также заявителям (физическим и юридическим лицам) для надлежащего исполнения своих обязательств перед бюджетом иметь доступ к информации о необходимости совершения таких платежей. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н <3>, который определяет состав субъектов, имеющих доступ к рассматриваемой системе, состав информации и порядок ее получения и предоставления.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Внедрение Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) позволило аккумулировать информацию о платежах физических и юридических лиц за оказание государственных и муниципальных услуг. Благодаря п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <2> граждане и организации при подаче документов для регистрации права собственности на недвижимое имущество либо иных заявлений для получения государственных и муниципальных услуг не обязаны предоставлять платежное поручение об уплате государственной пошлины. Оператором ГИС ГМП является Федеральное казначейство. Информационная система предназначена для аккумулирования информации об уплате государственных пошлин, т.е. фактически контроль за исполнением обязанности заявителями по уплате пошлины сосредоточен в руках одного органа, и факт внесения этой информации в систему позволяет при ее использовании органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, получить сведения об этом. С одной стороны, ГИС ГМП дает возможность в рамках осуществления бюджетного контроля Федеральному казначейству вести учет своевременности получения государственных пошлин, а, с другой стороны, организовать обмен информацией между администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, органами государственной власти и местного самоуправления, оператором государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", многофункциональными центрами, а также заявителям (физическим и юридическим лицам) для надлежащего исполнения своих обязательств перед бюджетом иметь доступ к информации о необходимости совершения таких платежей. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н <3>, который определяет состав субъектов, имеющих доступ к рассматриваемой системе, состав информации и порядок ее получения и предоставления.
Статья: Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в определенный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация или упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ (абз. 5 п. 1.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует отметить, что при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, филиалами иностранных банков перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в определенный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация или упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода с учетом положений п. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ (абз. 5 п. 1.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Вопрос: О вопросах, связанных с порядком включения сведений о платежных агентах в сфере ЖКХ в Реестр операторов по приему платежей.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)В случае передачи заявителем функций ведения бухгалтерского учета оператора по приему платежей третьему лицу, не являющемуся его сотрудником, путем заключения договора об оказании услуг заявитель в произвольной форме сообщает о передаче функций такому лицу и указывает полное наименование юридического лица, с которым заключен договор, его ОГРН <4> и ИНН <5>, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), СНИЛС <6>, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), на которое возложены функции по ведению бухгалтерского учета, дату и номер договора (в том числе дополнительных соглашений), на основании которого на данное лицо возложены функции по ведению бухгалтерского учета, период действия договора с приложением копии соответствующего договора.
(Письмо Банка России от 30.07.2024 N 45-17/4542)В случае передачи заявителем функций ведения бухгалтерского учета оператора по приему платежей третьему лицу, не являющемуся его сотрудником, путем заключения договора об оказании услуг заявитель в произвольной форме сообщает о передаче функций такому лицу и указывает полное наименование юридического лица, с которым заключен договор, его ОГРН <4> и ИНН <5>, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), СНИЛС <6>, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), на которое возложены функции по ведению бухгалтерского учета, дату и номер договора (в том числе дополнительных соглашений), на основании которого на данное лицо возложены функции по ведению бухгалтерского учета, период действия договора с приложением копии соответствующего договора.
Статья: О "виртуализации" платежных услуг в национальной платежной системе России
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)За период функционирования рынка электронных розничных платежей сформировалась так называемая банковская и небанковская (агентская) модели приема платежей. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <2> (далее - Закон N 103-ФЗ) и с учетом Закона N 161-ФЗ услугу по приему платежей оказывают платежные агенты. Услуга по приему платежей нацелена на прием платежей от физических лиц для последующего перевода поставщику оплачиваемых услуг, например, оператору мобильной связи. И затем агент уже сам рассчитывается с поставщиком посредством специального банковского счета, открытого в банке. Иными словами, все поступающие денежные средства должны быть сданы для зачисления на особый вид банковского счета, открытого у оператора по переводу денежных средств, после чего оператор по переводу денежных средств совершит зачисление денег на счет получателя - поставщика услуг. Фактически эта деятельность - в интересах поставщика услуг и "добыче" ему оплаты. Для приема платежей платежные агенты используют платежные терминалы, а также мобильные приложения и иные способы принятия денежных средств онлайн.
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)За период функционирования рынка электронных розничных платежей сформировалась так называемая банковская и небанковская (агентская) модели приема платежей. В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <2> (далее - Закон N 103-ФЗ) и с учетом Закона N 161-ФЗ услугу по приему платежей оказывают платежные агенты. Услуга по приему платежей нацелена на прием платежей от физических лиц для последующего перевода поставщику оплачиваемых услуг, например, оператору мобильной связи. И затем агент уже сам рассчитывается с поставщиком посредством специального банковского счета, открытого в банке. Иными словами, все поступающие денежные средства должны быть сданы для зачисления на особый вид банковского счета, открытого у оператора по переводу денежных средств, после чего оператор по переводу денежных средств совершит зачисление денег на счет получателя - поставщика услуг. Фактически эта деятельность - в интересах поставщика услуг и "добыче" ему оплаты. Для приема платежей платежные агенты используют платежные терминалы, а также мобильные приложения и иные способы принятия денежных средств онлайн.
Вопрос: Как отменить лимит кассы?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вместе с тем исключения составляют платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты), которые при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (абз. 3 п. 2 Указаний N 3210-У), а также индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства, которые могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абз. 10 п. 2 Указаний N 3210-У).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вместе с тем исключения составляют платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты), которые при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (абз. 3 п. 2 Указаний N 3210-У), а также индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства, которые могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (абз. 10 п. 2 Указаний N 3210-У).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отдельные вопросы деятельности платежных агентов разъяснены в информационном сообщении Банка России от 22.02.2012 "Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В частности, Банк России отметил, что нормы ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и комментируемого Закона не содержат запрета на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента). Однако с учетом того, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и комментируемого Закона соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента). Перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 ст. 4 ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"; ч. 5 и ч. 6 ст. 14 комментируемого Закона).
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отдельные вопросы деятельности платежных агентов разъяснены в информационном сообщении Банка России от 22.02.2012 "Ответы на вопросы по применению отдельных норм Федерального закона N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". В частности, Банк России отметил, что нормы ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и комментируемого Закона не содержат запрета на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента). Однако с учетом того, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и комментируемого Закона соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента). Перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 ст. 4 ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"; ч. 5 и ч. 6 ст. 14 комментируемого Закона).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в п. 12 Письма ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" <169>, комментируемый Закон не предусматривает установления форм, форматов и порядка направления запросов налоговых органов о предоставлении перечня банковских платежных агентов (субагентов) и предоставления соответствующей информации; аналогичная позиция содержится в Письме Банка России от 10 ноября 2011 г. N 08-14-2/4592; отказ оператора по переводу денежных средств в предоставлении по запросу налогового органа перечня банковских платежных агентов (субагентов) является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 или ст. 19.7 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в п. 12 Письма ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" <169>, комментируемый Закон не предусматривает установления форм, форматов и порядка направления запросов налоговых органов о предоставлении перечня банковских платежных агентов (субагентов) и предоставления соответствующей информации; аналогичная позиция содержится в Письме Банка России от 10 ноября 2011 г. N 08-14-2/4592; отказ оператора по переводу денежных средств в предоставлении по запросу налогового органа перечня банковских платежных агентов (субагентов) является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 или ст. 19.7 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела.