Учет субсидий у учредителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет субсидий у учредителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 296 "Право оперативного управления" ГК РФ"Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта незавершенного строительства является МО МВД РФ "Октябрьский", и именно он является лицом, ответственным за сохранность имущества и соблюдение градостроительных норм на этом объекте незавершенного строительства. При этом при постановке выводов судом апелляционной инстанции учтено, что государственные и муниципальные учреждения получают деньги от своих учредителей, в том числе на содержание имущества, однако, ни субсидии, ни финансирование не снимают с учреждения бремени содержания имущества (ст. ст. 210, 296 ГК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Администрация муниципального района (учредитель) выделила МУП субсидию, не относящуюся к средствам целевого финансирования. Учитывается ли эта субсидия при определении предельного дохода в целях освобождения от НДС при УСН в 2025 г.?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: Администрация муниципального района (учредитель) выделила МУП субсидию, не относящуюся к средствам целевого финансирования. Учитывается ли эта субсидия при определении предельного дохода в целях освобождения от НДС при УСН в 2025 г.?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: Администрация муниципального района (учредитель) выделила МУП субсидию, не относящуюся к средствам целевого финансирования. Учитывается ли эта субсидия при определении предельного дохода в целях освобождения от НДС при УСН в 2025 г.?
Статья: Сравнительный анализ раскрытия информации о пассивах в балансе организаций
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемых для выполнения государственного (муниципального) задания.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемых для выполнения государственного (муниципального) задания.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об автономных учреждениях"3. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемых для выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляется за счет субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
(ред. от 24.06.2025)
"Об автономных учреждениях"3. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемых для выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, осуществляется за счет субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Вопрос: О предоставлении субсидий из местного бюджета юрлицам и специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в форме муниципального бюджетного (автономного) учреждения.
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-10/43615)Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным (автономным) учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета (далее - субсидия на выполнение муниципального задания) в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми между органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными (автономными) учреждениями.
(Письмо Минфина России от 14.05.2024 N 02-12-10/43615)Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным (автономным) учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета (далее - субсидия на выполнение муниципального задания) в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми между органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными (автономными) учреждениями.
Типовая ситуация: Доходы будущих периодов: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)В налоговом учете понятие "доходы будущих периодов" не используют, но субсидии признают в доходах так же, как в бухучете. А вот безвозмездные поступления не от учредителей признают в доходах сразу, в полной сумме.
(Издательство "Главная книга", 2025)В налоговом учете понятие "доходы будущих периодов" не используют, но субсидии признают в доходах так же, как в бухучете. А вот безвозмездные поступления не от учредителей признают в доходах сразу, в полной сумме.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учитывать субсидию на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)Главный распорядитель (учредитель) осуществляет учет операций по предоставлению субсидий на иные цели в порядке, установленном п. п. 80, 102, 121 Инструкции N 162н, разд. I, II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
(КонсультантПлюс, 2025)Главный распорядитель (учредитель) осуществляет учет операций по предоставлению субсидий на иные цели в порядке, установленном п. п. 80, 102, 121 Инструкции N 162н, разд. I, II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)За рамками эксперимента остаются негосударственные (частные) образовательные организации. Наравне со светским образованием частные образовательные организации, в том числе учредителями которых являются религиозные организации, обеспечивают право на получение религиозного образования. Возникает вопрос: будут ли они участниками цифровой образовательной среды наравне со всеми государственными и муниципальными образовательными организациями с учетом того, что финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за рамками бюджетного финансирования, за исключением возможного выделения им субсидий из бюджета, которые имеют нерегулярный характер? Отметим, что "религиозное образование является правом и не реализуется за счет государственной образовательной системы" <8>. Вернемся ниже к этому вопросу.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)За рамками эксперимента остаются негосударственные (частные) образовательные организации. Наравне со светским образованием частные образовательные организации, в том числе учредителями которых являются религиозные организации, обеспечивают право на получение религиозного образования. Возникает вопрос: будут ли они участниками цифровой образовательной среды наравне со всеми государственными и муниципальными образовательными организациями с учетом того, что финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за рамками бюджетного финансирования, за исключением возможного выделения им субсидий из бюджета, которые имеют нерегулярный характер? Отметим, что "религиозное образование является правом и не реализуется за счет государственной образовательной системы" <8>. Вернемся ниже к этому вопросу.
Вопрос: О вопросах по реорганизации ГУП в ГБУ в части учета остатков средств от деятельности ГУП и финансового обеспечения обязательств по погашению кредиторской задолженности, возникшей до реорганизации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
Статья: Зарплатные субсидии из СФР: на кого и как получить в 2024 году (комментарий к Постановлению Правительства от 11.12.2023 N 2109)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 10)При определении суммы субсидии учтут фактически начисленные суммы взносов по конкретному работнику исходя из его зарплаты у конкретного работодателя и применяемого работодателем тарифа (пониженного или общего - 30%). Поэтому заявление о включении в реестр подается по истечении 1 месяца работы бывшего безработного (см. схему на с. 19).
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2024, N 10)При определении суммы субсидии учтут фактически начисленные суммы взносов по конкретному работнику исходя из его зарплаты у конкретного работодателя и применяемого работодателем тарифа (пониженного или общего - 30%). Поэтому заявление о включении в реестр подается по истечении 1 месяца работы бывшего безработного (см. схему на с. 19).
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Доходы текущего финансового года по предоставленной целевой субсидии начисляются на основании отчета о выполнении условий предоставления субсидии, подтверждающего объем принятых и исполненных обязательств по приобретению оборудования, и (или) извещения (ф. 0504805), и (или) иного документа, предусмотренного соглашением для целей отражения в учете результатов использования субсидии. После принятия учредителем решения о признании расходов по субсидии делается запись по дебету счета 5 401 40 162 и кредиту счета 5 401 10 162 (п. 150 Инструкции N 174н, Письмо Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Доходы текущего финансового года по предоставленной целевой субсидии начисляются на основании отчета о выполнении условий предоставления субсидии, подтверждающего объем принятых и исполненных обязательств по приобретению оборудования, и (или) извещения (ф. 0504805), и (или) иного документа, предусмотренного соглашением для целей отражения в учете результатов использования субсидии. После принятия учредителем решения о признании расходов по субсидии делается запись по дебету счета 5 401 40 162 и кредиту счета 5 401 10 162 (п. 150 Инструкции N 174н, Письмо Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939).
Готовое решение: Налогообложение при получении грантов юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок учета "входного" НДС по расходам за счет грантов, полученных в виде субсидий, зависит от того, учтен ли налог в сумме субсидии.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок учета "входного" НДС по расходам за счет грантов, полученных в виде субсидий, зависит от того, учтен ли налог в сумме субсидии.
Вопрос: О направлении средств субсидии, предоставленной АНО в 2025 г. из федерального бюджета, на погашение кредиторской задолженности по договорам, заключенным до ее получения.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 02-08-11/48954)Необходимо отметить, что согласно положениям пункта 3 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, в том числе не несут субсидиарную ответственность по долгам автономной некоммерческой организации.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 02-08-11/48954)Необходимо отметить, что согласно положениям пункта 3 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, в том числе не несут субсидиарную ответственность по долгам автономной некоммерческой организации.