Учет субсидий у ГРБС
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет субсидий у ГРБС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вопросах, связанных с отбором получателем субсидии из бюджета Республики Башкортостан иных лиц для предоставления средств, источником которых является такая субсидия.
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 02-13-11/387)1) получатель субсидии при проведении отбора руководствуется положениями Правил N 1781, установленными для ГРБС, с учетом следующих особенностей: размещение получателем субсидии объявления о проведении отбора иных лиц осуществляется по согласованию с ГРБС (при наличии требования о таком согласовании в соглашении);
(Письмо Минфина России от 09.01.2025 N 02-13-11/387)1) получатель субсидии при проведении отбора руководствуется положениями Правил N 1781, установленными для ГРБС, с учетом следующих особенностей: размещение получателем субсидии объявления о проведении отбора иных лиц осуществляется по согласованию с ГРБС (при наличии требования о таком согласовании в соглашении);
Статья: Государственная поддержка кинематографии как специальный финансово-правовой режим
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Определяя субъектный состав данного режима, следует отметить, что Закон N 126-ФЗ закрепляет перечень полномочий Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) <12> как федерального органа, уполномоченного осуществлять государственную поддержку кинематографии. Самым значимым является то, что Минкультуры России наделено статусом главного распорядителя бюджетных средств, и таким образом перераспределяет бюджетные субсидии на поддержку кино, в том числе учитывая тематическую направленность фильмов. Так, например, в 2024 г. приоритетной тематикой государственной финансовой поддержки кинопроизводства стали темы культуры и науки России, семьи, детства и др. <13>. Также Законом N 126-ФЗ провозглашается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки.
(Еремина Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 11)Определяя субъектный состав данного режима, следует отметить, что Закон N 126-ФЗ закрепляет перечень полномочий Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) <12> как федерального органа, уполномоченного осуществлять государственную поддержку кинематографии. Самым значимым является то, что Минкультуры России наделено статусом главного распорядителя бюджетных средств, и таким образом перераспределяет бюджетные субсидии на поддержку кино, в том числе учитывая тематическую направленность фильмов. Так, например, в 2024 г. приоритетной тематикой государственной финансовой поддержки кинопроизводства стали темы культуры и науки России, семьи, детства и др. <13>. Также Законом N 126-ФЗ провозглашается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется. Такая информация учитывается главным распорядителем средств федерального бюджета при формировании прогноза перечислений из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется. Такая информация учитывается главным распорядителем средств федерального бюджета при формировании прогноза перечислений из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"В случае предоставления субсидии на возмещение затрат по завершенным мероприятиям перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытые территориальным органам Федерального казначейства, на основании заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, предоставляемой главному распорядителю средств федерального бюджета.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"В случае предоставления субсидии на возмещение затрат по завершенным мероприятиям перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытые территориальным органам Федерального казначейства, на основании заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, предоставляемой главному распорядителю средств федерального бюджета.
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Анализ субъектного состава бюджетно-правового договора показывает, что в отдельных случаях законодателем допускается его заключение без участия органов публичной власти. Например, согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение имеет право передать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Пунктом 8 ст. 241 БК РФ Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" наделены в том числе полномочиями главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, в связи с чем данные лица заключают бюджетно-правовые договоры о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций. Отметим, что с учетом цели создания данных лиц, которая заключается не в извлечении прибыли, а в решении общественных (социальных) задач, они могут быть отнесены к категории юридических лиц публичного права <29>. Соответственно, одной из сторон бюджетно-правового договора выступает публичный субъект.
Вопрос: О представлении получателем субсидии из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (участником отбора) документов, подтверждающих его соответствие требованиям.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-12-14/126052)Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае проведения отбора (заключения соглашения о предоставлении субсидии) в системе "Электронный бюджет" при наличии у главного распорядителя бюджетных средств возможности проверки получателя субсидии (участника отбора) на соответствие требованиям с использованием информации, содержащейся в государственных информационных системах, представление получателем субсидии (участником отбора) документов, подтверждающих его соответствие требованиям, не требуется, в иных случаях проверка проводится в соответствии с порядком, установленным правовым актом.
(Письмо Минфина России от 13.12.2024 N 02-12-14/126052)Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае проведения отбора (заключения соглашения о предоставлении субсидии) в системе "Электронный бюджет" при наличии у главного распорядителя бюджетных средств возможности проверки получателя субсидии (участника отбора) на соответствие требованиям с использованием информации, содержащейся в государственных информационных системах, представление получателем субсидии (участником отбора) документов, подтверждающих его соответствие требованиям, не требуется, в иных случаях проверка проводится в соответствии с порядком, установленным правовым актом.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учитывать субсидию на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок учета субсидий на иные цели у главного распорядителя
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок учета субсидий на иные цели у главного распорядителя
Вопрос: О предоставлении субсидии из бюджета городского округа Самара определенному по результатам проведения отбора получателю субсидии при изменении условий ее предоставления.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 02-13-11/57770)С учетом вышеизложенных положений Кодекса в Порядке N 1859 в соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Общих требований устанавливаются порядок и условия предоставления субсидии, включая условия и порядок заключения между главным распорядителем средств местного бюджета и получателем субсидии соглашения и при необходимости дополнительного соглашения к соглашению, предусматривающего внесение в него изменений или его расторжение.
(Письмо Минфина России от 11.06.2025 N 02-13-11/57770)С учетом вышеизложенных положений Кодекса в Порядке N 1859 в соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Общих требований устанавливаются порядок и условия предоставления субсидии, включая условия и порядок заключения между главным распорядителем средств местного бюджета и получателем субсидии соглашения и при необходимости дополнительного соглашения к соглашению, предусматривающего внесение в него изменений или его расторжение.
Готовое решение: Как создают, реорганизуют и ликвидируют госкорпорации
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии из федерального бюджета госкорпорациям предоставляются с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 702.
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии из федерального бюджета госкорпорациям предоставляются с учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 702.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке предоставления и использования межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)для отбора субъектов РФ на право получения субсидии из федерального бюджета ГРБС учел не все критерии отбора, предусмотренные правилами;
(КонсультантПлюс, 2025)для отбора субъектов РФ на право получения субсидии из федерального бюджета ГРБС учел не все критерии отбора, предусмотренные правилами;
Вопрос: О применении решений о предоставлении субсидий к заемщикам, заключившим договоры кредитных линий до 01.01.2024, правил предоставления субсидий, утвержденных после 01.01.2024, требований к заемщикам.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-12-12/62786)В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) с 2024 года субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78.5 Бюджетного кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Постановлением N 1780 и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти (государственных органов) и иных организаций, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 04.07.2024 N 02-12-12/62786)В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) с 2024 года субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78.5 Бюджетного кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Постановлением N 1780 и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти (государственных органов) и иных организаций, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
Вопрос: Об уточнении шаблона Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий в части перечисления субсидии иному юрлицу.
(Письмо Минфина России от 13.03.2024 N 02-15-10/22351)С учетом положений пункта 3 Общих требований N 1782 и пункта 12 Правил N 1780 соглашение о предоставлении субсидии заключается между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иным юридическим лицом (при необходимости).
(Письмо Минфина России от 13.03.2024 N 02-15-10/22351)С учетом положений пункта 3 Общих требований N 1782 и пункта 12 Правил N 1780 соглашение о предоставлении субсидии заключается между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иным юридическим лицом (при необходимости).
Вопрос: О квалификации использования средств субсидии, предоставленной публично-правовой компании на осуществление капитальных вложений в создание и развитие ГИС, в качестве нецелевого.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 02-09-09/69223)Кроме того, по мнению Департамента, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при квалификации (рассмотрении) нарушений в контексте нецелевого использования бюджетных средств (средств субсидий), выявляемых в ходе проведения контрольных мероприятий, осуществляемых в пределах полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, должны руководствоваться в каждом конкретном случае положениями соответствующих нормативных правовых актов и соглашений, содержащих направления использования средств субсидии в совокупности.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 02-09-09/69223)Кроме того, по мнению Департамента, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при квалификации (рассмотрении) нарушений в контексте нецелевого использования бюджетных средств (средств субсидий), выявляемых в ходе проведения контрольных мероприятий, осуществляемых в пределах полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, должны руководствоваться в каждом конкретном случае положениями соответствующих нормативных правовых актов и соглашений, содержащих направления использования средств субсидии в совокупности.
Вопрос: О возврате средств гранта в форме субсидий, предоставленных ИП из бюджета субъекта РФ, при исключении сведений о нем из реестра МСП.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132478)Абзацем вторым подпункта "б" пункта 7 Общих требований установлено, что в правовые акты подлежат включению положения о возврате средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов предоставления субсидии.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 02-12-10/132478)Абзацем вторым подпункта "б" пункта 7 Общих требований установлено, что в правовые акты подлежат включению положения о возврате средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов предоставления субсидии.