Учет средств от коронавируса
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет средств от коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 401 ГК РФПрактика в связи с коронавирусом
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Поскольку в данном случае судами установлен факт предоплаты образовательных услуг истцом, а также невозможность его обучения в спорный период по независящим от сторон причинам (ввиду болезни обучающегося коронавирусом), отсутствие доказательств несения исполнителем расходов, суды правомерно возложили на ответчика обязанность по возмещению уплаченных ранее истцом денежных средств в рамках действующего между ними договора об оказании образовательных услуг. При этом судами с учетом субъектного состава и характера спорных правоотношений также правомерно применены положения ст. 31 Закона о защите прав потребителей, которой предусмотрено исчисление неустойки за просрочку исполнения требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы, а также нормы ст. 13 и 15 Закона о защите прав потребителей о компенсации морального вреда и штрафа, поскольку установлен факт необоснованного отказа в удовлетворении требования потребителя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать для целей НДС выдачу работникам масок и других средств защиты от COVID-19
(КонсультантПлюс, 2025)Как учитывать для целей НДС выдачу работникам масок и других средств защиты от COVID-19
Статья: Фармакопея ЕАЭС как гармонизирующая основа требований к качеству лекарственных средств в ЕАЭС и за его пределами
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Автором исследуется особая проблематика соблюдения требований к лекарственным средствам, возникающая из-за отсутствия широкой гармонизации между различными фармакопеями по всему миру. Отсутствие таможенных барьеров, наличие единой системы сертификации товаров, единого знака соответствия представляется достаточной правовой основой для развития "евразийской" фармакопеи. Важно подчеркнуть расширенное восприятие сферы действия Фармакопеи ЕАЭС, согласно которой в качестве объектов стандартизации требований перечислены активные фармацевтические субстанции, вспомогательные вещества, лекарственные препараты и другие материалы, описываемые в фармакопейных статьях, а в качестве возможной сферы их применения обозначена как медицина, так и ветеринария. В ЕАЭС справедливо принят курс на стандартизацию и гармонизацию в более широком формате надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств. Содержание фармакопейных статей должно первоочередно учитываться и при осуществлении патентного поиска в аспекте регистрации изобретений, относящихся к лекарственным средствам. С учетом большого потенциала ЕАЭС в контексте создаваемых на территории ЕАЭС и РФ лекарственных средств, используемых в борьбе с коронавирусной инфекцией и иными новейшими инфекциями, болезнями, Фармакопея ЕАЭС как акт гармонизации требований к качеству лекарственных средств и соответствующие процессы согласования в рамках ЕАЭС должны быть гибкими, подлежащими оперативной модернизации и дополнению без особых препятствий на национально-правовом уровне со стороны государств - членов ЕАЭС. Необходимо наращивать экстерриториальный потенциал применения Фармакопеи ЕАЭС, в частности как инструмента допуска лекарственных средств на фармацевтический рынок ЕАЭС и механизма обеспечения высокого уровня требований к качеству лекарственных средств в мире.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Автором исследуется особая проблематика соблюдения требований к лекарственным средствам, возникающая из-за отсутствия широкой гармонизации между различными фармакопеями по всему миру. Отсутствие таможенных барьеров, наличие единой системы сертификации товаров, единого знака соответствия представляется достаточной правовой основой для развития "евразийской" фармакопеи. Важно подчеркнуть расширенное восприятие сферы действия Фармакопеи ЕАЭС, согласно которой в качестве объектов стандартизации требований перечислены активные фармацевтические субстанции, вспомогательные вещества, лекарственные препараты и другие материалы, описываемые в фармакопейных статьях, а в качестве возможной сферы их применения обозначена как медицина, так и ветеринария. В ЕАЭС справедливо принят курс на стандартизацию и гармонизацию в более широком формате надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств. Содержание фармакопейных статей должно первоочередно учитываться и при осуществлении патентного поиска в аспекте регистрации изобретений, относящихся к лекарственным средствам. С учетом большого потенциала ЕАЭС в контексте создаваемых на территории ЕАЭС и РФ лекарственных средств, используемых в борьбе с коронавирусной инфекцией и иными новейшими инфекциями, болезнями, Фармакопея ЕАЭС как акт гармонизации требований к качеству лекарственных средств и соответствующие процессы согласования в рамках ЕАЭС должны быть гибкими, подлежащими оперативной модернизации и дополнению без особых препятствий на национально-правовом уровне со стороны государств - членов ЕАЭС. Необходимо наращивать экстерриториальный потенциал применения Фармакопеи ЕАЭС, в частности как инструмента допуска лекарственных средств на фармацевтический рынок ЕАЭС и механизма обеспечения высокого уровня требований к качеству лекарственных средств в мире.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"3. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в 2020 году в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом реализации положений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, подлежат направлению на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом.
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"3. Средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в 2020 году в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с учетом реализации положений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, подлежат направлению на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом.
Статья: Права человека и "юриспруденция ценностей"
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)<120> Данный механизм позволяет учитывать приверженность государств - членов ЕС верховенству права при распределении средств бюджета ЕС и Фонда восстановления ЕС, созданного в целях ликвидации последствий пандемии COVID-19.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)<120> Данный механизм позволяет учитывать приверженность государств - членов ЕС верховенству права при распределении средств бюджета ЕС и Фонда восстановления ЕС, созданного в целях ликвидации последствий пандемии COVID-19.
Статья: Административно-процессуальное регулирование обеспечения безопасности обращения лекарственных средств
(Кобзарь-Фролова М.Н., Шевырев Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)С учетом возникшей пандемии COVID-19 и принимаемых государством мер по охране и защите здоровья российских граждан, а также статистики выявляемых правонарушений в данной сфере <5> вопросы обеспечения безопасности обращения лекарственных средств приобретают особую актуальность.
(Кобзарь-Фролова М.Н., Шевырев Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)С учетом возникшей пандемии COVID-19 и принимаемых государством мер по охране и защите здоровья российских граждан, а также статистики выявляемых правонарушений в данной сфере <5> вопросы обеспечения безопасности обращения лекарственных средств приобретают особую актуальность.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Наступившее столетие ознаменовалось принципиально новой демографической ситуацией, характеризующейся увеличением абсолютной численности людей пожилого возраста, что повлекло изменения в масштабах и структуре заболеваемости, способствуя распространению неинфекционных заболеваний <486>. Особенность течения неинфекционных заболеваний требует постоянной лекарственной терапии, что определяет стремительно возрастающую востребованность данной технологии здравоохранения во всех регионах мира. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 многократно усилила динамику роста фармацевтического рынка, обозначив высокую привлекательность как для инвестиций, так и для потенциального роста противоправной деятельности. К 2025 году только фармацевтический сегмент рынка технологий здравоохранения достигнет 1,6 трлн дол. США без учета затрат на вакцинацию от COVID-19, которые составят 157 млрд дол. США <487>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Наступившее столетие ознаменовалось принципиально новой демографической ситуацией, характеризующейся увеличением абсолютной численности людей пожилого возраста, что повлекло изменения в масштабах и структуре заболеваемости, способствуя распространению неинфекционных заболеваний <486>. Особенность течения неинфекционных заболеваний требует постоянной лекарственной терапии, что определяет стремительно возрастающую востребованность данной технологии здравоохранения во всех регионах мира. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 многократно усилила динамику роста фармацевтического рынка, обозначив высокую привлекательность как для инвестиций, так и для потенциального роста противоправной деятельности. К 2025 году только фармацевтический сегмент рынка технологий здравоохранения достигнет 1,6 трлн дол. США без учета затрат на вакцинацию от COVID-19, которые составят 157 млрд дол. США <487>.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете организации отражается получение субсидий на возмещение недополученных доходов или финансирование расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Безусловно, внесение поправок в законодательство о банкротстве не является панацеей и оптимальным решением проблем хозяйствующих субъектов, пострадавших от экономических последствий COVID-19. Для максимальной поддержки требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы. Учитывая наступление так называемой второй волны пандемии COVID-19 в октябре - декабре 2020 г., принятые государствами меры либо подтвердят свою эффективность, либо просигнализируют о необходимости выработки следующего "рецепта" для выздоровления мировой экономики.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Безусловно, внесение поправок в законодательство о банкротстве не является панацеей и оптимальным решением проблем хозяйствующих субъектов, пострадавших от экономических последствий COVID-19. Для максимальной поддержки требуются разноплановые меры, которые будут включать в себя не только правовые средства, но и экономические, финансовые и налоговые стимулы. Учитывая наступление так называемой второй волны пандемии COVID-19 в октябре - декабре 2020 г., принятые государствами меры либо подтвердят свою эффективность, либо просигнализируют о необходимости выработки следующего "рецепта" для выздоровления мировой экономики.
Готовое решение: Безвозмездная передача имущества на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)При безвозмездной передаче имущества, предназначенного для предупреждения, предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса, учитывайте следующее.
(КонсультантПлюс, 2025)При безвозмездной передаче имущества, предназначенного для предупреждения, предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавируса, учитывайте следующее.
Ситуация: Как возмещается ущерб от ДТП, если у виновника поддельный полис ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вам остается ожидать поступления на свой счет денежных средств, взысканных судебным приставом-исполнителем с виновника ДТП.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вам остается ожидать поступления на свой счет денежных средств, взысканных судебным приставом-исполнителем с виновника ДТП.
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Организации и предприятия, которые не были переведены на удаленный режим работы, должны были исполнять свои трудовые обязанности строго с соблюдением санитарных правил, рекомендованных Роспотребнадзором: ежедневно измерять температуру тела сотрудников и фиксировать в журнале учета температуры тела работников данной организации; проводить дезинфекцию рабочих мест, а также в местах большого скопления людей; свою трудовую функцию исполнять в средствах индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции (маски, респираторы, перчатки, защитные щиты) и др.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Организации и предприятия, которые не были переведены на удаленный режим работы, должны были исполнять свои трудовые обязанности строго с соблюдением санитарных правил, рекомендованных Роспотребнадзором: ежедневно измерять температуру тела сотрудников и фиксировать в журнале учета температуры тела работников данной организации; проводить дезинфекцию рабочих мест, а также в местах большого скопления людей; свою трудовую функцию исполнять в средствах индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции (маски, респираторы, перчатки, защитные щиты) и др.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Необходимо учитывать, что в настоящее время Правительством РФ реализован ряд мер поддержки туристов, связанных с коронавирусной инфекцией. В частности, урегулированы вопросы возврата денежных средств, уплаченных за путевку (туристский продукт) (Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 N 898-р <О возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора>, Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 461).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Необходимо учитывать, что в настоящее время Правительством РФ реализован ряд мер поддержки туристов, связанных с коронавирусной инфекцией. В частности, урегулированы вопросы возврата денежных средств, уплаченных за путевку (туристский продукт) (Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2020 N 898-р <О возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора>, Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 461).