Учет результатов ниокр
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет результатов ниокр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)2.5.11. Порядок учета расходов на НИОКР,
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)2.5.11. Порядок учета расходов на НИОКР,
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (далее - постановление N 131) утверждено Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее - Положение).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (далее - постановление N 131) утверждено Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее - Положение).
Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 382
(ред. от 30.05.2024, с изм. от 13.12.2024)
"О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")положение о классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
(ред. от 30.05.2024, с изм. от 13.12.2024)
"О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием")положение о классификации технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, в том числе в целях их параметрического сопоставления с зарубежными аналогами, подлежащих учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение указанной нормы права не исключает и Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", на которое сослался суд первой инстанции в обоснование своей ошибочной позиции.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Применение указанной нормы права не исключает и Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", на которое сослался суд первой инстанции в обоснование своей ошибочной позиции.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Еще одной обязанностью заказчика выступает оплата результатов выполненных работ, которые приняты в установленном порядке. Оплата производится как по конечному результату выполненной НИР или ОКТР, так и при наступлении последствий, предусмотренных правилами ст. 775 и ст. 776 ГК РФ, о которых мы говорили выше. В числе обязанностей заказчика может быть названа и обязанность по государственному учету результатов научно-технической деятельности, предусмотренная п. 4 Положения о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2005 г. N 284 <1>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Еще одной обязанностью заказчика выступает оплата результатов выполненных работ, которые приняты в установленном порядке. Оплата производится как по конечному результату выполненной НИР или ОКТР, так и при наступлении последствий, предусмотренных правилами ст. 775 и ст. 776 ГК РФ, о которых мы говорили выше. В числе обязанностей заказчика может быть названа и обязанность по государственному учету результатов научно-технической деятельности, предусмотренная п. 4 Положения о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2005 г. N 284 <1>.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)2) принятие к учету результатов НИОКР в виде нематериальных активов или включение затрат на НИОКР в состав расходов отчетного периода.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)2) принятие к учету результатов НИОКР в виде нематериальных активов или включение затрат на НИОКР в состав расходов отчетного периода.
Готовое решение: Как учесть расходы на НИОКР в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на НИОКР, как правило, учитывают в составе прочих расходов. Однако есть исключения. Например, когда в результате НИОКР создается объект интеллектуальной собственности вашей организации, расходы могут учитываться через амортизацию, если это предусмотрено учетной политикой в целях налогообложения. В этом случае они формируют первоначальную стоимость НМА.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на НИОКР, как правило, учитывают в составе прочих расходов. Однако есть исключения. Например, когда в результате НИОКР создается объект интеллектуальной собственности вашей организации, расходы могут учитываться через амортизацию, если это предусмотрено учетной политикой в целях налогообложения. В этом случае они формируют первоначальную стоимость НМА.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Применение указанной нормы права не исключает и Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", на которое сослался суд первой инстанции в обоснование своей ошибочной позиции.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Применение указанной нормы права не исключает и Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", на которое сослался суд первой инстанции в обоснование своей ошибочной позиции.
Статья: Государственно-частное партнерство в сфере транспортной инфраструктуры России
(Арчаков М.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 3)ГЧП находит свое правовое закрепление в различных нормативно-правовых актах. К таковым относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации <2>; Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О концессионных соглашениях" <4>; Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <5>; Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (ред. от 31.07.2020) <6>; Постановление Правительства РФ от 24 августа 2006 г. N 516 "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания" <7>; Постановление Правительства РФ от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" <8>.
(Арчаков М.Ю.)
("Транспортное право", 2021, N 3)ГЧП находит свое правовое закрепление в различных нормативно-правовых актах. К таковым относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации <2>; Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3>; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О концессионных соглашениях" <4>; Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <5>; Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (ред. от 31.07.2020) <6>; Постановление Правительства РФ от 24 августа 2006 г. N 516 "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания" <7>; Постановление Правительства РФ от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" <8>.
Статья: Правила перехода на ФСБУ 14/2022 по учету нематериальных активов (комментарий к ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы")
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 4)Именно при перспективном переходе на ФСБУ 14/2022 может сохраниться учет, к примеру, программ на счете 97. А также учет результатов НИОКР, которые организация самостоятельно использует и отражает не в составе НМА. В 2024 г. их стоимость надо будет относить на расходы по тем же принципам, как это надо было делать в 2023 г. А вот в балансе подобные активы надо все же указывать в соответствии с условиями их признания, установленными НПА по бухучету. Так что придется отражать, к примеру, права на программы по строке 1170 баланса вместе с другими НМА <15>. Если, конечно, они обладают всеми признаками нематериальных активов.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 4)Именно при перспективном переходе на ФСБУ 14/2022 может сохраниться учет, к примеру, программ на счете 97. А также учет результатов НИОКР, которые организация самостоятельно использует и отражает не в составе НМА. В 2024 г. их стоимость надо будет относить на расходы по тем же принципам, как это надо было делать в 2023 г. А вот в балансе подобные активы надо все же указывать в соответствии с условиями их признания, установленными НПА по бухучету. Так что придется отражать, к примеру, права на программы по строке 1170 баланса вместе с другими НМА <15>. Если, конечно, они обладают всеми признаками нематериальных активов.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 2024 года затраты на НИОКР отнесены к капитальным вложениям в НМА (больше не рассматриваются как отдельный объект бухгалтерского учета). Положительные результаты НИОКР теперь учитываются в составе НМА по правилам, установленным ФСБУ 14/2022 и 26/2020.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)С 2024 года затраты на НИОКР отнесены к капитальным вложениям в НМА (больше не рассматриваются как отдельный объект бухгалтерского учета). Положительные результаты НИОКР теперь учитываются в составе НМА по правилам, установленным ФСБУ 14/2022 и 26/2020.
Статья: Учет на ОСН субсидии на НИОКР: бухучет, налог на прибыль, НДС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Разберемся на сквозном примере, как связать бухучетные правила, правила по налогу на прибыль и НДС при получении конкретной субсидии. Рассмотрим субсидии на НИОКР, поскольку часто именно по ним возникают вопросы (в том числе из-за различий в учете самих результатов НИОКР для целей бухучета и налога на прибыль). Понятно, что этот пример не универсальный, однако алгоритм проверки поможет разобраться и в случае, когда вы получили иную субсидию.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Разберемся на сквозном примере, как связать бухучетные правила, правила по налогу на прибыль и НДС при получении конкретной субсидии. Рассмотрим субсидии на НИОКР, поскольку часто именно по ним возникают вопросы (в том числе из-за различий в учете самих результатов НИОКР для целей бухучета и налога на прибыль). Понятно, что этот пример не универсальный, однако алгоритм проверки поможет разобраться и в случае, когда вы получили иную субсидию.
Статья: Основные направления совершенствования политики в сфере ИС в образовательных организациях высшего образования
(Балашова А.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 11)Другим направлением совершенствования политики образовательной организации в области ИС в аспекте трансфера технологий является совершенствование собственных систем учета РИД, поскольку, как справедливо отмечает О.С. Гринь, Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) <24> "ориентирована в большей степени на сбор аналитических и информационно-статистических сведений" <25>.
(Балашова А.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 11)Другим направлением совершенствования политики образовательной организации в области ИС в аспекте трансфера технологий является совершенствование собственных систем учета РИД, поскольку, как справедливо отмечает О.С. Гринь, Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР) <24> "ориентирована в большей степени на сбор аналитических и информационно-статистических сведений" <25>.