Учет расходов по вывозу мусора
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет расходов по вывозу мусора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты на содержание, обслуживание, энергоснабжение турбазы, оценку ее стоимости, вывоз мусора и стоимость выкупа права аренды земельного участка. Суд признал правомерным отказ инспекции в учете указанных расходов со ссылкой на несоблюдение в их отношении критерия экономической обоснованности: объект не эксплуатировался по назначению на протяжении длительного периода времени, находился в непригодном для использования состоянии, доказательства, свидетельствующие о наличии у общества намерений получить в дальнейшем экономический эффект в результате реальной деятельности, приносящей доход, отсутствовали. Следовательно, спорные расходы не являлись затратами, связанными с предпринимательской (коммерческой) деятельностью общества, и потому не подлежали учету для целей налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты на содержание, обслуживание, энергоснабжение турбазы, оценку ее стоимости, вывоз мусора и стоимость выкупа права аренды земельного участка. Суд признал правомерным отказ инспекции в учете указанных расходов со ссылкой на несоблюдение в их отношении критерия экономической обоснованности: объект не эксплуатировался по назначению на протяжении длительного периода времени, находился в непригодном для использования состоянии, доказательства, свидетельствующие о наличии у общества намерений получить в дальнейшем экономический эффект в результате реальной деятельности, приносящей доход, отсутствовали. Следовательно, спорные расходы не являлись затратами, связанными с предпринимательской (коммерческой) деятельностью общества, и потому не подлежали учету для целей налога на прибыль.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2024 N 88-6044/2024 по делу N 2-1591/2023 (УИД 03RS0012-01-2023-001823-45)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: О взыскании расходов.
Обстоятельства: Ответчица была обязана самостоятельно, то есть за свой счет, обеспечить заключение договора с Региональным оператором на обращение с ТКО. О наличии препятствий по заключению соответствующего договора ответчица в период всего срока аренды истице не сообщала.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, проанализировав условия договора, с учетом их буквального толкования по правилам статьи 431 ГК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность ответчика по возмещению расходов за вывоз мусора вытекает из условий заключенного сторонами договора аренды.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: О взыскании расходов.
Обстоятельства: Ответчица была обязана самостоятельно, то есть за свой счет, обеспечить заключение договора с Региональным оператором на обращение с ТКО. О наличии препятствий по заключению соответствующего договора ответчица в период всего срока аренды истице не сообщала.
Решение: Удовлетворено.Таким образом, проанализировав условия договора, с учетом их буквального толкования по правилам статьи 431 ГК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность ответчика по возмещению расходов за вывоз мусора вытекает из условий заключенного сторонами договора аренды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как на УСН учесть расходы на отдельные виды услуг
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как на УСН учесть расходы на вывоз мусора
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как на УСН учесть расходы на вывоз мусора
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 31.08.2018 N 186н
(ред. от 25.08.2022)
"О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2018 N 52417)36. Расчет расходов на содержание имущества осуществляется с учетом планов ремонтных работ и их сметной стоимости, определенной с учетом необходимого объема ремонтных работ, графика регламентно-профилактических работ по ремонту оборудования, требований к санитарно-гигиеническому обслуживанию, охране труда (включая уборку помещений и территории, вывоз твердых бытовых отходов, мойку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию), а также правил его эксплуатации.
(ред. от 25.08.2022)
"О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2018 N 52417)36. Расчет расходов на содержание имущества осуществляется с учетом планов ремонтных работ и их сметной стоимости, определенной с учетом необходимого объема ремонтных работ, графика регламентно-профилактических работ по ремонту оборудования, требований к санитарно-гигиеническому обслуживанию, охране труда (включая уборку помещений и территории, вывоз твердых бытовых отходов, мойку, химическую чистку, дезинфекцию, дезинсекцию), а также правил его эксплуатации.
Приказ Росстата от 28.12.2023 N 701
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения"223. По строке 11 отражаются расходы организации по оплате договоров на проведение работ и оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или в аренде, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (например, уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дезинсекция); пусконаладочные работы, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (например, зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря); другие аналогичные расходы.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения"223. По строке 11 отражаются расходы организации по оплате договоров на проведение работ и оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или в аренде, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (например, уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дезинсекция); пусконаладочные работы, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (например, зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря); другие аналогичные расходы.
Готовое решение: Как арендатору учитывать возмещение по договору аренды коммунальных платежей: расходов на электроэнергию и иных эксплуатационных расходов
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, арендаторы компенсируют арендодателям коммунальные платежи по тем помещениям, которые используются ими для ведения основной деятельности в течение длительного срока. Возмещение арендодателю коммунальных расходов (затрат на электроэнергию, водоснабжение, услуги связи, услуги по вывозу ТБО и проч.) может быть включено в арендную плату в качестве ее переменной части или уплачиваться отдельно от арендных платежей.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, арендаторы компенсируют арендодателям коммунальные платежи по тем помещениям, которые используются ими для ведения основной деятельности в течение длительного срока. Возмещение арендодателю коммунальных расходов (затрат на электроэнергию, водоснабжение, услуги связи, услуги по вывозу ТБО и проч.) может быть включено в арендную плату в качестве ее переменной части или уплачиваться отдельно от арендных платежей.
Статья: Нереальные контрагенты. Как их выявляют проверяющие?
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В декларации по налогу на прибыль и в регистрах налогового учета налогоплательщик отразил в расходах стоимость оказанных предпринимателем услуг.
(Серова А.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В декларации по налогу на прибыль и в регистрах налогового учета налогоплательщик отразил в расходах стоимость оказанных предпринимателем услуг.
Статья: Имущество фирмы пострадало при пожаре: инструкция по учету потерь
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 17)Если говорить о расходах на устранение последствий чрезвычайной ситуации, в том числе с привлечением подрядных организаций и спецтехники (на очистку места пожара от мусора, его вывоз и утилизацию, демонтажные, восстановительные работы и прочие мероприятия), то в дополнение к приведенному списку документов вам потребуется стандартная первичка: договоры с расчетом стоимости работ, акты выполненных работ. Аналогично и с оформлением починки ОС и иного имущества - понадобится первичка по учету ремонтных работ.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 17)Если говорить о расходах на устранение последствий чрезвычайной ситуации, в том числе с привлечением подрядных организаций и спецтехники (на очистку места пожара от мусора, его вывоз и утилизацию, демонтажные, восстановительные работы и прочие мероприятия), то в дополнение к приведенному списку документов вам потребуется стандартная первичка: договоры с расчетом стоимости работ, акты выполненных работ. Аналогично и с оформлением починки ОС и иного имущества - понадобится первичка по учету ремонтных работ.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Таким образом, по нашему мнению, расходы по подготовке площадки (очистка территории, демонтажные работы, вывоз мусора), непосредственно связанные со строительством объекта основных средств, являются капитальными вложениями в бухгалтерском и налоговом учете.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Таким образом, по нашему мнению, расходы по подготовке площадки (очистка территории, демонтажные работы, вывоз мусора), непосредственно связанные со строительством объекта основных средств, являются капитальными вложениями в бухгалтерском и налоговом учете.
Статья: Вывоз и утилизация отходов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Договор с региональным оператором на вывоз ТКО, как правило, заключается с единственным поставщиком. Извещение о таком договоре не размещается в ЕИС, не подписывается акт приемки в ЕИС. В данном случае кредиторская задолженность перед региональным оператором возникает на основании договора и акта выполненных работ, без применения резервов предстоящих расходов.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Договор с региональным оператором на вывоз ТКО, как правило, заключается с единственным поставщиком. Извещение о таком договоре не размещается в ЕИС, не подписывается акт приемки в ЕИС. В данном случае кредиторская задолженность перед региональным оператором возникает на основании договора и акта выполненных работ, без применения резервов предстоящих расходов.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В такой ситуации расходы по оплате услуг по вывозу мусора следует отнести к расходам, которые нельзя напрямую отнести к конкретным облагаемым или необлагаемым операциям (такие расходы в целях раздельного учета зачастую называют косвенными или распределяемыми - см. разд. 10.1). Соответственно, "входной" НДС по услугам по вывозу мусора в сумме 60 000 руб. делится между облагаемыми и необлагаемыми операциями пропорционально выручке от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за квартал.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В такой ситуации расходы по оплате услуг по вывозу мусора следует отнести к расходам, которые нельзя напрямую отнести к конкретным облагаемым или необлагаемым операциям (такие расходы в целях раздельного учета зачастую называют косвенными или распределяемыми - см. разд. 10.1). Соответственно, "входной" НДС по услугам по вывозу мусора в сумме 60 000 руб. делится между облагаемыми и необлагаемыми операциями пропорционально выручке от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за квартал.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В контексте вопроса о смете и дополнительных работах нам бы хотелось обратить внимание на еще один момент. Проведенный анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды зачастую путают понятия технической документации и сметы, отходя от предписаний ст. 743 ГК РФ. Как указывалось выше, закон, определяя дополнительные работы, указывает именно на их неучет в технической документации. В то же время некоторые суды в данном случае иногда рассматривают в качестве дополнительных те работы, которые не учтены в смете <1>. Тем не менее данный вывод нельзя поддержать. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 743 ГК РФ, подрядчик по общему правилу обязан выполнить "все работы, указанные в технической документации и смете" (курсив наш. - М.Н.). Из этого логично вытекает, что работы, предусмотренные технической документацией, должны быть в любом случае выполнены подрядчиком вне зависимости от того, предусмотрены ли эти работы сметой <2>. Следовательно, те работы, проведение которых было предусмотрено технической документацией, но которые не были учтены в смете, не могут рассматриваться как дополнительные применительно к ст. 743 ГК РФ. В связи с этим логично считать, что на такие работы распространяется общий режим ст. 709 ГК РФ, в частности, в условиях твердой сметы обстоятельства их возникновения будут составлять риск подрядчика (п. 6 ст. 709 ГК РФ). И если на основании анализа законодательства и судебной практики мы приходим к выводу не признавать такие работы в качестве дополнительных, то мы a fortiori не должны применять ст. 743 ГК РФ по отношению к таким работам, которые предусмотрены в технической документации, но в смете учтены в меньшем объеме (или с использованием меньшего количества материала), чем фактически необходимо <3>. Сделанные нами выводы в равной степени применяются, по сути, и к любым другим побочным издержкам подрядчика на проведение работ, которые предусмотрены технической документацией: транспортные расходы на доставку материалов и оборудования, расходы на обустройство строительной площадки, вывоз строительного мусора и т.д. Таким образом, на все указанные виды работ ввиду их неотнесения к дополнительным должны распространяться общие правила об изменении твердой или приблизительной сметы (п. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ). Впрочем, судебная практика по данному вопросу весьма неоднородна, в связи с чем обобщение основных позиций арбитражных судов представлено в табл. N 4 ниже.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В контексте вопроса о смете и дополнительных работах нам бы хотелось обратить внимание на еще один момент. Проведенный анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды зачастую путают понятия технической документации и сметы, отходя от предписаний ст. 743 ГК РФ. Как указывалось выше, закон, определяя дополнительные работы, указывает именно на их неучет в технической документации. В то же время некоторые суды в данном случае иногда рассматривают в качестве дополнительных те работы, которые не учтены в смете <1>. Тем не менее данный вывод нельзя поддержать. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 743 ГК РФ, подрядчик по общему правилу обязан выполнить "все работы, указанные в технической документации и смете" (курсив наш. - М.Н.). Из этого логично вытекает, что работы, предусмотренные технической документацией, должны быть в любом случае выполнены подрядчиком вне зависимости от того, предусмотрены ли эти работы сметой <2>. Следовательно, те работы, проведение которых было предусмотрено технической документацией, но которые не были учтены в смете, не могут рассматриваться как дополнительные применительно к ст. 743 ГК РФ. В связи с этим логично считать, что на такие работы распространяется общий режим ст. 709 ГК РФ, в частности, в условиях твердой сметы обстоятельства их возникновения будут составлять риск подрядчика (п. 6 ст. 709 ГК РФ). И если на основании анализа законодательства и судебной практики мы приходим к выводу не признавать такие работы в качестве дополнительных, то мы a fortiori не должны применять ст. 743 ГК РФ по отношению к таким работам, которые предусмотрены в технической документации, но в смете учтены в меньшем объеме (или с использованием меньшего количества материала), чем фактически необходимо <3>. Сделанные нами выводы в равной степени применяются, по сути, и к любым другим побочным издержкам подрядчика на проведение работ, которые предусмотрены технической документацией: транспортные расходы на доставку материалов и оборудования, расходы на обустройство строительной площадки, вывоз строительного мусора и т.д. Таким образом, на все указанные виды работ ввиду их неотнесения к дополнительным должны распространяться общие правила об изменении твердой или приблизительной сметы (п. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ). Впрочем, судебная практика по данному вопросу весьма неоднородна, в связи с чем обобщение основных позиций арбитражных судов представлено в табл. N 4 ниже.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)ООО "Вектор" ликвидировало здание склада. Его первоначальная стоимость была 1 350 000 руб., амортизация за период эксплуатации начислена в размере 1 215 000 руб. При разборке здания были получены материалы (кирпич), рыночная стоимость которых составила 72 500 руб. Расходы, связанные с ликвидацией здания (зарплата рабочим, вывоз мусора, транспортные расходы), составили 52 900 руб. (без учета НДС). Бухгалтер ООО "Вектор" сделал следующие записи:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)ООО "Вектор" ликвидировало здание склада. Его первоначальная стоимость была 1 350 000 руб., амортизация за период эксплуатации начислена в размере 1 215 000 руб. При разборке здания были получены материалы (кирпич), рыночная стоимость которых составила 72 500 руб. Расходы, связанные с ликвидацией здания (зарплата рабочим, вывоз мусора, транспортные расходы), составили 52 900 руб. (без учета НДС). Бухгалтер ООО "Вектор" сделал следующие записи:
Готовое решение: Сравнение УСН и ЕСХН
(КонсультантПлюс, 2025)На УСН с объектом "доходы минус расходы", в отличие от закрытого перечня расходов на ЕСХН, вы можете учесть, например, следующие расходы:
(КонсультантПлюс, 2025)На УСН с объектом "доходы минус расходы", в отличие от закрытого перечня расходов на ЕСХН, вы можете учесть, например, следующие расходы:
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Ознакомившись с документами о финансово-хозяйственной деятельности общества, И-в пришел к выводу о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора общества И-вой, которые причинили убытки обществу в общем размере 8 718 383,18 руб., а именно: 946 444 руб. - разница в цене между арендой и субарендой нежилых помещений; 4 608 171 руб. - фактическое использование нежилых помещений третьими лицами без оплаты; 6 750 руб. - расходы Общества на услуги по въезду автотранспортных средств; 200 435,35 руб. (с учетом частичного отказа) - расходы Общества по оплате электроэнергии; 21 094,14 руб. - расходы Общества на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)Ознакомившись с документами о финансово-хозяйственной деятельности общества, И-в пришел к выводу о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора общества И-вой, которые причинили убытки обществу в общем размере 8 718 383,18 руб., а именно: 946 444 руб. - разница в цене между арендой и субарендой нежилых помещений; 4 608 171 руб. - фактическое использование нежилых помещений третьими лицами без оплаты; 6 750 руб. - расходы Общества на услуги по въезду автотранспортных средств; 200 435,35 руб. (с учетом частичного отказа) - расходы Общества по оплате электроэнергии; 21 094,14 руб. - расходы Общества на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).