Учет программ лояльности
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет программ лояльности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения, указав на применение налогоплательщиком схемы дробления бизнеса с участием взаимозависимых лиц с целью сохранения права на применение специального налогового режима. Суд признал доначисление законным в части. Суд указал, что налоговым органом представлены доказательства участия в схеме двух организаций, еще одну организацию и предпринимателей суд счел непричастными к схеме с учетом отличия характера и вида деятельности, осуществляемой ими. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик, кондитерская и бутик являются взаимозависимыми по смыслу ст. 105.1 НК РФ, находятся под управлением одних и тех же физических лиц, зарегистрированы по одному адресу, ведение бухгалтерского учета, решение кадровых вопросов, а равно распоряжение денежными средствами, находящимися на счетах всех названных организаций, осуществляют одни и те же лица. Контрольно-кассовая техника и производственные помещения, ранее принадлежавшие налогоплательщику, переданы кондитерской и бутику. Ими же приняты на работу сотрудники (пекари, кондитеры, мойщики и т.п.), ранее работавшие у налогоплательщика. Три организации используют единый многоканальный телефон, кондитерская и бутик осуществляют один вид деятельности, доставка товара от поставщиков происходит централизованно и одновременно на все организации. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, кондитерская и бутик имеют признаки единой консолидированной группы лиц, деятельность которой разделена формально исключительно с целью распределения доходов между ее участниками для соответствия каждого из них условиям применения УСН и минимизации общих налоговых обязательств. Налогоплательщик не обосновал разделение деятельности разумными экономическими причинами, кроме распределения получаемого дохода с целью сохранения права каждого на применение УСН. В отношении остальных организаций и предпринимателей, реализующих продукцию налогоплательщика и подконтрольных ему лиц, суд указал, что они реализуют иной вид продукции (хлебобулочные, а не кондитерские изделия), имеют собственный штат сотрудников, собственное оборудование, самостоятельно ведут бухгалтерский учет, предприниматели осуществляют исключительно розничную реализацию продукции, как изготовленной налогоплательщиком, так и приобретенной у иных поставщиков, не принимают участия в производственном процессе, сами арендуют помещения и оборудование, полученная предпринимателями выручка налогоплательщику или его взаимозависимым лицам не передавалась. Предприниматели использовали принадлежащий налогоплательщику товарный знак и участвовали в его программе лояльности на возмездной основе.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налоги по общей системе налогообложения, указав на применение налогоплательщиком схемы дробления бизнеса с участием взаимозависимых лиц с целью сохранения права на применение специального налогового режима. Суд признал доначисление законным в части. Суд указал, что налоговым органом представлены доказательства участия в схеме двух организаций, еще одну организацию и предпринимателей суд счел непричастными к схеме с учетом отличия характера и вида деятельности, осуществляемой ими. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик, кондитерская и бутик являются взаимозависимыми по смыслу ст. 105.1 НК РФ, находятся под управлением одних и тех же физических лиц, зарегистрированы по одному адресу, ведение бухгалтерского учета, решение кадровых вопросов, а равно распоряжение денежными средствами, находящимися на счетах всех названных организаций, осуществляют одни и те же лица. Контрольно-кассовая техника и производственные помещения, ранее принадлежавшие налогоплательщику, переданы кондитерской и бутику. Ими же приняты на работу сотрудники (пекари, кондитеры, мойщики и т.п.), ранее работавшие у налогоплательщика. Три организации используют единый многоканальный телефон, кондитерская и бутик осуществляют один вид деятельности, доставка товара от поставщиков происходит централизованно и одновременно на все организации. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что налогоплательщик, кондитерская и бутик имеют признаки единой консолидированной группы лиц, деятельность которой разделена формально исключительно с целью распределения доходов между ее участниками для соответствия каждого из них условиям применения УСН и минимизации общих налоговых обязательств. Налогоплательщик не обосновал разделение деятельности разумными экономическими причинами, кроме распределения получаемого дохода с целью сохранения права каждого на применение УСН. В отношении остальных организаций и предпринимателей, реализующих продукцию налогоплательщика и подконтрольных ему лиц, суд указал, что они реализуют иной вид продукции (хлебобулочные, а не кондитерские изделия), имеют собственный штат сотрудников, собственное оборудование, самостоятельно ведут бухгалтерский учет, предприниматели осуществляют исключительно розничную реализацию продукции, как изготовленной налогоплательщиком, так и приобретенной у иных поставщиков, не принимают участия в производственном процессе, сами арендуют помещения и оборудование, полученная предпринимателями выручка налогоплательщику или его взаимозависимым лицам не передавалась. Предприниматели использовали принадлежащий налогоплательщику товарный знак и участвовали в его программе лояльности на возмездной основе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 8)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 8
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 8)"Юридический справочник руководителя", 2021, N 8
Статья: Три риска франчайзи, о которых стоит знать
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Примечание. Об условиях и ограничениях программ лояльности читайте в статье "Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов" в N 8 2021 г. на стр. 11.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Примечание. Об условиях и ограничениях программ лояльности читайте в статье "Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов" в N 8 2021 г. на стр. 11.
Нормативные акты
"Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 "Программы лояльности покупателей"
(введено в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)3 Настоящее разъяснение применяется к призовым баллам по программам лояльности покупателей, которые:
(введено в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)3 Настоящее разъяснение применяется к призовым баллам по программам лояльности покупателей, которые:
Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2025 N 450-р
<Об утверждении Программы по продвижению российской продукции за рубежом>
(вместе с "Программой по продвижению российской продукции за рубежом под национальным брендом "Сделано в России" на период до 2030 года")6. Реализация Программы осуществляется:
<Об утверждении Программы по продвижению российской продукции за рубежом>
(вместе с "Программой по продвижению российской продукции за рубежом под национальным брендом "Сделано в России" на период до 2030 года")6. Реализация Программы осуществляется:
Статья: Хищение бестелесного имущества
(Хромов Е.В., Зябликов В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 8)2. Мы не рассматриваем ситуации, когда лицо получает скидку, воспользовавшись бонусной картой, взятой у стоявшего за ним в очереди покупателя. В данном случае отсутствует противоправность применения карты лояльности на предъявителя (эмитент согласен на ее использование иным лицом, это не противоречит программе лояльности и воле владельца карты).
(Хромов Е.В., Зябликов В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 8)2. Мы не рассматриваем ситуации, когда лицо получает скидку, воспользовавшись бонусной картой, взятой у стоявшего за ним в очереди покупателя. В данном случае отсутствует противоправность применения карты лояльности на предъявителя (эмитент согласен на ее использование иным лицом, это не противоречит программе лояльности и воле владельца карты).
Статья: Продажа товаров через маркетплейсы: особенности учета и документального оформления
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 12)Есть площадки (например, Яндекс.Маркет), которые работают по оферте на оказание услуг <2>. Согласно договору продавец товаров считается заказчиком. И площадка оказывает заказчику услуги по размещению на сервисе товарных предложений, услуги доставки и продвижения. Кроме этого, заключается еще один договор - на продвижение сервиса. Он нужен, чтобы продавец мог участвовать в программе лояльности, а покупатели смогли приобрести товары со скидкой. По этому договору площадка платит продавцу.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 12)Есть площадки (например, Яндекс.Маркет), которые работают по оферте на оказание услуг <2>. Согласно договору продавец товаров считается заказчиком. И площадка оказывает заказчику услуги по размещению на сервисе товарных предложений, услуги доставки и продвижения. Кроме этого, заключается еще один договор - на продвижение сервиса. Он нужен, чтобы продавец мог участвовать в программе лояльности, а покупатели смогли приобрести товары со скидкой. По этому договору площадка платит продавцу.
Статья: Экономико-организационные аспекты развития активного туризма
(Левченко Т.П.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Каждый из туристов обладает собственным индивидуальным набором туристских потребностей. Исходя из парадигмы SSS, сфера туризма, делая акцент на экономическом росте (строительство крупных отелей, развитие транспортной инфраструктуры, систем бронирования, базовых программ лояльности), по сути дела, не учитывала в полной мере индивидуальные потребности туристов, формируя в основном массовый туристский продукт и, соответственно, туристские услуги по каждому направлению туристского обслуживания.
(Левченко Т.П.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Каждый из туристов обладает собственным индивидуальным набором туристских потребностей. Исходя из парадигмы SSS, сфера туризма, делая акцент на экономическом росте (строительство крупных отелей, развитие транспортной инфраструктуры, систем бронирования, базовых программ лояльности), по сути дела, не учитывала в полной мере индивидуальные потребности туристов, формируя в основном массовый туристский продукт и, соответственно, туристские услуги по каждому направлению туристского обслуживания.
Статья: Отношения с потребителями энергии и правовые риски
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- объективность и недискриминационность при разработке и реализации программ лояльности;
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- объективность и недискриминационность при разработке и реализации программ лояльности;
Статья: Способ совершения преступления и предмет хищения: установление корреляционных связей
(Хилюта В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 12)"Продавец магазина спортивной одежды Б. вступил в сговор с начальником отдела обуви магазина К. Согласно их договоренности К. нашел в информационной базе магазина сведения об относительно крупной продаже обуви без использования клиентом О. клубной карты потребительской лояльности. После этого Б. выехал в другой магазин компании и приобрел по указанным К. артикулам обувь на сумму 16 397 руб. При этом он воспользовался клубной картой компании для оплаты части стоимости товара (30% или 4 918 руб.) ранее накопленными К. бонусными баллами. В тот же день Б. прибыл в магазин, где работал К., и оформил с его помощью возврат приобретенного товара на полную сумму без учета скидки по второму экземпляру кассового чека и данным клиента О. Компания заявила о причинении имущественного ущерба на сумму 4 918 руб. Следствие сочло, что в действиях Б. и К. имеются признаки мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Обман выразился во введении в заблуждение работников торговой организации относительно личности клиента путем указания в заявлении о возврате товара заведомо ложных сведений и незаконного использования кассового чека другого клиента. В результате действий Б. и К. компании был причинен материальный ущерб на сумму 4 918 руб., поскольку кассир магазина выдала Б. денежные средства, равные по сумме полной стоимости товара без учета скидки. Защитник К. в ходе ознакомления с материалами дела заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении подзащитного в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Позиция защиты основывалась на том, что в совершенном К. и Б. деянии отсутствуют обязательные признаки хищения, а именно безвозмездность и причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Возвращая товар по кассовому чеку другого клиента, Б. и К. заведомо осознавали, что потраченные при покупке бонусные баллы К. возвращены магазином не будут. С учетом того что согласно опубликованным правилам программы потребительской лояльности 1 бонус эквивалентен 1 рублю РФ, Б. и К. не причинили материального ущерба компании. Таким образом, обман был направлен не на хищение чужого имущества, а на преодоление ограничений бонусной программы компании, связанных с невозможностью обналичивания начисленных клиенту бонусных баллов. Потраченные Б. бонусы не были возвращены на счет клубной карты К. Б. фактически вернул в кассу компании полную стоимость товара, приобретенного со скидкой 30%. Прокурор после рассмотрения поступившего уголовного дела с обвинительным заключением в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК принял решение о его возвращении следователю с указанием прекратить уголовное преследование в отношении обоих фигурантов. Следователь прекратил уголовное дело в отношении Б. и К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК" <6>.
(Хилюта В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 12)"Продавец магазина спортивной одежды Б. вступил в сговор с начальником отдела обуви магазина К. Согласно их договоренности К. нашел в информационной базе магазина сведения об относительно крупной продаже обуви без использования клиентом О. клубной карты потребительской лояльности. После этого Б. выехал в другой магазин компании и приобрел по указанным К. артикулам обувь на сумму 16 397 руб. При этом он воспользовался клубной картой компании для оплаты части стоимости товара (30% или 4 918 руб.) ранее накопленными К. бонусными баллами. В тот же день Б. прибыл в магазин, где работал К., и оформил с его помощью возврат приобретенного товара на полную сумму без учета скидки по второму экземпляру кассового чека и данным клиента О. Компания заявила о причинении имущественного ущерба на сумму 4 918 руб. Следствие сочло, что в действиях Б. и К. имеются признаки мошенничества, совершенного группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Обман выразился во введении в заблуждение работников торговой организации относительно личности клиента путем указания в заявлении о возврате товара заведомо ложных сведений и незаконного использования кассового чека другого клиента. В результате действий Б. и К. компании был причинен материальный ущерб на сумму 4 918 руб., поскольку кассир магазина выдала Б. денежные средства, равные по сумме полной стоимости товара без учета скидки. Защитник К. в ходе ознакомления с материалами дела заявил ходатайство о прекращении уголовного преследования в отношении подзащитного в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Позиция защиты основывалась на том, что в совершенном К. и Б. деянии отсутствуют обязательные признаки хищения, а именно безвозмездность и причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Возвращая товар по кассовому чеку другого клиента, Б. и К. заведомо осознавали, что потраченные при покупке бонусные баллы К. возвращены магазином не будут. С учетом того что согласно опубликованным правилам программы потребительской лояльности 1 бонус эквивалентен 1 рублю РФ, Б. и К. не причинили материального ущерба компании. Таким образом, обман был направлен не на хищение чужого имущества, а на преодоление ограничений бонусной программы компании, связанных с невозможностью обналичивания начисленных клиенту бонусных баллов. Потраченные Б. бонусы не были возвращены на счет клубной карты К. Б. фактически вернул в кассу компании полную стоимость товара, приобретенного со скидкой 30%. Прокурор после рассмотрения поступившего уголовного дела с обвинительным заключением в порядке п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК принял решение о его возвращении следователю с указанием прекратить уголовное преследование в отношении обоих фигурантов. Следователь прекратил уголовное дело в отношении Б. и К. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК" <6>.
Статья: К вопросу о возмездности бонусного договора
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Еще один пример - программа лояльности "Аэрофлот Бонус". Согласно условиям данной программы за каждый совершенный перелет клиенту начисляются мили. Экономический мотив в данном случае "Аэрофлот Бонус" - создание привлекательных условий для клиента для дальнейшего сотрудничества.
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Еще один пример - программа лояльности "Аэрофлот Бонус". Согласно условиям данной программы за каждый совершенный перелет клиенту начисляются мили. Экономический мотив в данном случае "Аэрофлот Бонус" - создание привлекательных условий для клиента для дальнейшего сотрудничества.
Готовое решение: Как учесть кешбэк при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отражаются в налоговом учете расходы по перечислению кешбэка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отражаются в налоговом учете расходы по перечислению кешбэка
Вопрос: Должен ли ИП применять ККТ, в случае если товар оплачен полностью накопленными в рамках программы лояльности бонусами?
(Консультация эксперта, 2023)ФНС России указывает на то, что при предоставлении участнику программы лояльности товара за бонусы такая операция классифицируется как расчет иным встречным предоставлением (Письмо ФНС России от 01.03.2021 N АБ-4-20/2550).
(Консультация эксперта, 2023)ФНС России указывает на то, что при предоставлении участнику программы лояльности товара за бонусы такая операция классифицируется как расчет иным встречным предоставлением (Письмо ФНС России от 01.03.2021 N АБ-4-20/2550).
Готовое решение: Какие методы списания материальных запасов могут использовать учреждения в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Использовать метод ФИФО выгодно, если стоимость материальных запасов с увеличением количества партий уменьшается, например при программе лояльности у поставщика. В этом случае у вас увеличивается сумма материальных расходов, которые включаются в состав расходов при налогообложении прибыли.
(КонсультантПлюс, 2025)Использовать метод ФИФО выгодно, если стоимость материальных запасов с увеличением количества партий уменьшается, например при программе лояльности у поставщика. В этом случае у вас увеличивается сумма материальных расходов, которые включаются в состав расходов при налогообложении прибыли.
Статья: Применение корректирующих проводок при формировании финансовой отчетности в ФСБУ и МСФО
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)<**> Стандарты и правила: Федеральные стандарты бухгалтерского учета. Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/standart/.
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)<**> Стандарты и правила: Федеральные стандарты бухгалтерского учета. Минфин России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/standart/.