Учет принятых обязательств в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет принятых обязательств в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2024 N 16АП-2796/2024 по делу N А15-10331/2023
Требование: О взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, необходимость оплаты денежного обязательства в 2022 году в отсутствие лимитов бюджетных обязательств не свидетельствует об отсутствии вины учреждения в возникшей задержке, поскольку имея на конец финансового года принятое и не исполненное бюджетное обязательство, учреждение имело возможность учесть его при планировании расходов на 2022 год.
Требование: О взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, необходимость оплаты денежного обязательства в 2022 году в отсутствие лимитов бюджетных обязательств не свидетельствует об отсутствии вины учреждения в возникшей задержке, поскольку имея на конец финансового года принятое и не исполненное бюджетное обязательство, учреждение имело возможность учесть его при планировании расходов на 2022 год.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2024 N 04АП-4003/2024 по делу N А10-2109/2024
Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено в части.Пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом согласно пунктам 1, 2 статьи 401 ГК РФ сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Порядок возмещения расходов сотруднику в случае, если ему не выдавались денежные средства под отчет
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
Вопрос: О погашении в текущем финансовом году задолженности ФКУ по госконтрактам за 2024 г.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Также следует отметить, что пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Также следует отметить, что пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)7 июня 2013 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Р. (далее - работник, получатель) и муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" (далее - средняя общеобразовательная школа, работодатель) был заключен договор о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам (далее - договор). Р. приняла на себя обязательство работать у работодателя в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Социальная выплата была перечислена Р. с учетом членов ее семьи, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, 20 июня 2013 г. С использованием данной выплаты Р. 31 июля 2013 г. в общую долевую собственность всех членов семьи по договору купли-продажи был приобретен земельный участок и жилой дом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)7 июня 2013 г. между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Р. (далее - работник, получатель) и муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" (далее - средняя общеобразовательная школа, работодатель) был заключен договор о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам (далее - договор). Р. приняла на себя обязательство работать у работодателя в течение 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты. Социальная выплата была перечислена Р. с учетом членов ее семьи, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, 20 июня 2013 г. С использованием данной выплаты Р. 31 июля 2013 г. в общую долевую собственность всех членов семьи по договору купли-продажи был приобретен земельный участок и жилой дом.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Вопрос: Об исполнении судебного решения, предусматривающего зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением государственного контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 2)В ч. 5 ст. 161 БК РФ установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 2)В ч. 5 ст. 161 БК РФ установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Готовое решение: Как учреждению списать кредиторскую задолженность
(КонсультантПлюс, 2025)по принятым обязательствам - в учете бюджетных и автономных учреждений;
(КонсультантПлюс, 2025)по принятым обязательствам - в учете бюджетных и автономных учреждений;
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции по санкционированию расходов (счет 0 500 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства по выплате заработной платы принимаются единовременно исходя из годового ФОТ (в пределах доведенных ЛБО (назначений, утвержденных планом ФХД) на осуществление расходов по заработной плате). Принятые бюджетные обязательства казенные учреждения отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 211 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 211. Бюджетные (автономные) учреждения используют для этого соответствующий счет аналитического учета счета 0 506 00 000 (п. п. 134, 140 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н, п. 2 Письма Минфина России от 25.09.2020 N 02-06-10/86916).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства по выплате заработной платы принимаются единовременно исходя из годового ФОТ (в пределах доведенных ЛБО (назначений, утвержденных планом ФХД) на осуществление расходов по заработной плате). Принятые бюджетные обязательства казенные учреждения отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 211 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 211. Бюджетные (автономные) учреждения используют для этого соответствующий счет аналитического учета счета 0 506 00 000 (п. п. 134, 140 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н, п. 2 Письма Минфина России от 25.09.2020 N 02-06-10/86916).
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 302 90 000 "Расчеты по прочим расходам" отражайте операции по учету принятых учреждением обязательств перед физлицами и юрлицами, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений (п. п. 254, 256 Инструкции N 157н):
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 302 90 000 "Расчеты по прочим расходам" отражайте операции по учету принятых учреждением обязательств перед физлицами и юрлицами, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений (п. п. 254, 256 Инструкции N 157н):
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.