Учет отходов 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет отходов 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Исполнение предписания ФАС России
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание ФАС России, выданное органу исполнительной власти (исполнительному органу) субъекта РФ, которым предписано произвести расчет нормативов накопления ТКО, признается неисполнимым, если в нем установлен срок исполнения 60 дней, а расчет нормативов определяется путем сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений в течение года
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание ФАС России, выданное органу исполнительной власти (исполнительному органу) субъекта РФ, которым предписано произвести расчет нормативов накопления ТКО, признается неисполнимым, если в нем установлен срок исполнения 60 дней, а расчет нормативов определяется путем сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений в течение года
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2023 N 11АП-6784/2023 по делу N А65-23117/2022
Требование: О взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод Управления об образовании на двух строительных объектах всех спорных отходов именно ответчиком со ссылкой на факты представления обществом деклараций по плате за НВОС и ведения им журнала учета движения отходов за 2020 и 2021 годы, суд первой инстанции признал необоснованным, поскольку представление деклараций при изложенных выше обстоятельствах скорее является результатом отсутствия у ответчика и иных строительных организаций соответствующих специалистов в области обращения с отходами, нежели об осознанной планомерной деятельности, о чем свидетельствует, в том числе и представление ответчиком в ходе судебного разбирательства уточненных деклараций. Представленные Управлением в ходе судебного разбирательства, не заверенные ни кем копии выписок из, якобы, журнала учета движения отходов за 2020 и 2021 годы ответчика, суд не признал ни допустимым, ни достоверным доказательством ведения ответчиком такого журнала, в связи с непредставлением истцом сведений об источнике добычи копии титульного листа журнала за 2021-2022 годы, содержащий при этом сведения за 2020 год, при отрицании ответчиком самого факта ведения такого журнала, что вызывает сомнение в достоверности указанных в содержании журнала сведений.
Требование: О взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Довод Управления об образовании на двух строительных объектах всех спорных отходов именно ответчиком со ссылкой на факты представления обществом деклараций по плате за НВОС и ведения им журнала учета движения отходов за 2020 и 2021 годы, суд первой инстанции признал необоснованным, поскольку представление деклараций при изложенных выше обстоятельствах скорее является результатом отсутствия у ответчика и иных строительных организаций соответствующих специалистов в области обращения с отходами, нежели об осознанной планомерной деятельности, о чем свидетельствует, в том числе и представление ответчиком в ходе судебного разбирательства уточненных деклараций. Представленные Управлением в ходе судебного разбирательства, не заверенные ни кем копии выписок из, якобы, журнала учета движения отходов за 2020 и 2021 годы ответчика, суд не признал ни допустимым, ни достоверным доказательством ведения ответчиком такого журнала, в связи с непредставлением истцом сведений об источнике добычи копии титульного листа журнала за 2021-2022 годы, содержащий при этом сведения за 2020 год, при отрицании ответчиком самого факта ведения такого журнала, что вызывает сомнение в достоверности указанных в содержании журнала сведений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть расходы на вывоз мусора в целях налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Для учета расходов по утилизации отходов предусмотрено дополнительное условие - обязанность по уничтожению или утилизации должна быть предусмотрена законодательством РФ (Письма Минфина России от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60734, от 23.04.2019 N 07-01-09/29286).
(КонсультантПлюс, 2025)Для учета расходов по утилизации отходов предусмотрено дополнительное условие - обязанность по уничтожению или утилизации должна быть предусмотрена законодательством РФ (Письма Минфина России от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60734, от 23.04.2019 N 07-01-09/29286).
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Апелляционный суд применил положения статьи 40.1 БК РФ и счел законным и обоснованным отказ Росприроднадзора обществу в части авансовых платежей по плате за НВОС за 2018 год (сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), по которым на момент обращения общества в Росприроднадзор с заявлением о возврате (01.10.2021 с учетом сопроводительного письма) истек предусмотренный пунктом 2 статьи 40.1 БК РФ трехлетний срок, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Апелляционный суд применил положения статьи 40.1 БК РФ и счел законным и обоснованным отказ Росприроднадзора обществу в части авансовых платежей по плате за НВОС за 2018 год (сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов), по которым на момент обращения общества в Росприроднадзор с заявлением о возврате (01.10.2021 с учетом сопроводительного письма) истек предусмотренный пунктом 2 статьи 40.1 БК РФ трехлетний срок, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13.5. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 13.5. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<1> См.: URL: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/supervision/ (дата обращения: 02.02.2021).
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)<1> См.: URL: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/supervision/ (дата обращения: 02.02.2021).
Готовое решение: Порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в территориальном органе Росприроднадзора или исполнительном органе субъекта РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратиться в уполномоченный орган следует и в случае, когда по ранее поставленному на учет объекту НВОС изменились Критерии его отнесения к той или иной категории. Для смены категории нужно, в частности, предоставить сведения (Письмо Минприроды России от 07.07.2021 N 12-50/9403-ОГ):
(КонсультантПлюс, 2025)Обратиться в уполномоченный орган следует и в случае, когда по ранее поставленному на учет объекту НВОС изменились Критерии его отнесения к той или иной категории. Для смены категории нужно, в частности, предоставить сведения (Письмо Минприроды России от 07.07.2021 N 12-50/9403-ОГ):
Статья: Плата за НВОС: ассорти вопросов
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Обратите внимание! Порядком учета в области обращения с отходами установлены требования к организации и ведению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (см. также Письмо Минприроды России от 05.02.2021 N 25-50/1295-ОГ).
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Обратите внимание! Порядком учета в области обращения с отходами установлены требования к организации и ведению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (см. также Письмо Минприроды России от 05.02.2021 N 25-50/1295-ОГ).
Статья: Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с производственным экологическим контролем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проведение проб (в частности, п. п. 73, 102, 103, 110, 266 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проведение проб (в частности, п. п. 73, 102, 103, 110, 266 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
(КонсультантПлюс, 2025)принять меры для учета объема и (или) массы отходов тем способом, который выбрал сам. Собственник отходов вправе при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором выбрать учет ТКО по нормативу их накопления либо по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (п. 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021); п. 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)). В противном случае вы можете подать жалобу в антимонопольный орган на действия регионального оператора, если он злоупотребляет доминирующим положением на рынке и навязывает невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО. Такие условия могут выражаться в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Антимонопольный орган в этом случае вправе выдать предписание региональному оператору о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 41 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)).
Статья: Налоговый учет потерь лекарственных средств в производственных аптеках
(Теодорович А.А.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)В Решении АС Московской области от 21.10.2021 по делу N А41-34049/2021 высказана совершенно иная позиция: если организация не разработала нормативы отходов, то технологические потери в полном объеме не могут быть признаны обоснованными и их нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Изучив представленный налогоплательщиком позднее приказ о норме технологических потерь, суд сделал вывод, что его содержание не является достаточным для установления размера и расчета технологических потерь, а значит, заявленные налогоплательщиком расходы в части объема технологических потерь не подтверждены. Кроме того, суд указал, что налогоплательщиком не представлено ни разработанной и экономически обоснованной методики расчета технологических потерь, из которой можно увидеть, на каком этапе, почему и в каких объемах они образуются; ни приказа о создании комиссии по расчету этих потерь; ни технологической инструкции, определяющей порядок и последовательность технологических операций (работ); ни расчетов технологических потерь, производимых по каждой операции технологического процесса.
(Теодорович А.А.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 10)В Решении АС Московской области от 21.10.2021 по делу N А41-34049/2021 высказана совершенно иная позиция: если организация не разработала нормативы отходов, то технологические потери в полном объеме не могут быть признаны обоснованными и их нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Изучив представленный налогоплательщиком позднее приказ о норме технологических потерь, суд сделал вывод, что его содержание не является достаточным для установления размера и расчета технологических потерь, а значит, заявленные налогоплательщиком расходы в части объема технологических потерь не подтверждены. Кроме того, суд указал, что налогоплательщиком не представлено ни разработанной и экономически обоснованной методики расчета технологических потерь, из которой можно увидеть, на каком этапе, почему и в каких объемах они образуются; ни приказа о создании комиссии по расчету этих потерь; ни технологической инструкции, определяющей порядок и последовательность технологических операций (работ); ни расчетов технологических потерь, производимых по каждой операции технологического процесса.
Статья: Сравнительная характеристика правового режима отходов недропользования в странах СНГ
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)<21> URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/33040?publication=18 (дата обращения: 11.04.2021).
(Бесланеева М.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)<21> URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/33040?publication=18 (дата обращения: 11.04.2021).