Учет основных средств в хозяйственное ведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет основных средств в хозяйственное ведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 375 "Налоговая база" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Исходя из положений статей 374, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимого имущества (здание, помещение в здании) подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости при соблюдении следующих условий: 1) объект находится у налогоплательщика на праве собственности или праве хозяйственного ведения; 2) объект поставлен на учет в качестве основного средства; 3) объект включен в утвержденный нормативным актом субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость и в отношении него установлена кадастровая стоимость. Отсутствие какого-либо из условий влечет невозможность налогообложения объекта."
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с признанием права собственности: Истец хочет признать право собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением администрации города о передаче имущества в хозяйственное ведение >>>
(КонсультантПлюс, 2025)постановлением администрации города о передаче имущества в хозяйственное ведение >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как в налоговом учете отразить основные средства, полученные в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда?
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 1)"Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 1
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 1)"Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2022, N 1
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года"Оспоренная норма интерпретируется в правоприменительной практике как не позволяющая уменьшить налоговую базу по налогу на имущество хозяйственному обществу, которое приобрело сооружения инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке, поставив их на учет в качестве основных средств, но при этом позволяющая применить предусмотренную ею льготу унитарному предприятию в случае передачи в его хозяйственное ведение указанных в данной норме сооружений, которые являются собственностью Российской Федерации и в отношении которых ранее собственником были осуществлены капитальные вложения. Как отметил Конституционный Суд, такое толкование не означает неоправданного (дискриминационного) различия между налогоплательщиками, поскольку в приведенном случае не меняется собственник - публично-правовое образование, которым (в интересах которого) были осуществлены капитальные вложения в объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом на это имущество (пункт 2 статьи 113 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Принимая во внимание, что в рассматриваемой ситуации предприятие приняло к учету основные средства, приобретенные публично-правовым образованием за счет средств бюджетного финансирования, в силу подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, данные объекты амортизации в целях налогообложения не подлежали.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Принимая во внимание, что в рассматриваемой ситуации предприятие приняло к учету основные средства, приобретенные публично-правовым образованием за счет средств бюджетного финансирования, в силу подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, данные объекты амортизации в целях налогообложения не подлежали.
Статья: Сделки с объектами незавершенного строительства
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В письме от 27 мая 2020 года N 03-0505-01/44384 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, NN 6, 7)В письме от 27 мая 2020 года N 03-0505-01/44384 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов, возникших при переносе, переустройстве ОС в связи с созданием объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 05.09.2024 N 03-03-06/1/84114)Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 05.09.2024 N 03-03-06/1/84114)Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)В Письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 сделан вывод о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от Управления по муниципальному имуществу как до перехода на упрощенную систему налогообложения, так и в период применения упрощенной системы налогообложения.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде результатов работ по переносу инженерных сетей и сооружений в связи с капитальным ремонтом объектов дорожной инфраструктуры.
(Письмо ФНС России от 19.09.2025 N СД-4-3/8587@)Так, в частности, согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Письмо ФНС России от 19.09.2025 N СД-4-3/8587@)Так, в частности, согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль компенсации расходов, возникших при переносе, переустройстве ОС в рамках создания объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 03-03-06/1/60408)Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 03-03-06/1/60408)Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: О начислении амортизации по объектам, созданным за счет бюджетных инвестиций
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом КС РФ указал, что в случае долевого участия в финансировании имущества амортизация возможна для той части его стоимости, которая создана за счет средств предприятия (п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть в таком случае нужно вести раздельный учет стоимости основных средств. Часть, которая осуществлена за счет бюджетного финансирования, в том числе в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение от собственника, не должна подлежать амортизации, а часть, произведенная за счет собственных средств предприятия, может амортизироваться.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом КС РФ указал, что в случае долевого участия в финансировании имущества амортизация возможна для той части его стоимости, которая создана за счет средств предприятия (п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть в таком случае нужно вести раздельный учет стоимости основных средств. Часть, которая осуществлена за счет бюджетного финансирования, в том числе в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение от собственника, не должна подлежать амортизации, а часть, произведенная за счет собственных средств предприятия, может амортизироваться.
Вопрос: О налоге на прибыль с компенсации расходов, возникающих при осуществлении работ по переносу, переустройству основных средств в рамках создания объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-03-06/1/96300)При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-03-06/1/96300)При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (подпункт 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов ОС.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-03-06/1/8426)Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 389-ФЗ) подпункт 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изложен в новой редакции, согласно положениям которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 02.02.2024 N 03-03-06/1/8426)Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 389-ФЗ) подпункт 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изложен в новой редакции, согласно положениям которой при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья: Применение ГУП подпункта 61 пункта 1 статьи 251 НК РФ
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)По нашему мнению, доходы в виде выполненных сторонними организациями работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ГУП, относятся к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль, при соблюдении условий, названных в пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, сторонние организации должны выполнить указанные работы в связи с осуществлением деятельности по реализации федеральных проектов за счет субсидий, предоставленных на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. При этом сторонние организации должны быть определены указанным федеральным законом как получатели субсидии в рамках реализации обозначенных федеральных проектов.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)По нашему мнению, доходы в виде выполненных сторонними организациями работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ГУП, относятся к доходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль, при соблюдении условий, названных в пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ. В частности, сторонние организации должны выполнить указанные работы в связи с осуществлением деятельности по реализации федеральных проектов за счет субсидий, предоставленных на основании федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. При этом сторонние организации должны быть определены указанным федеральным законом как получатели субсидии в рамках реализации обозначенных федеральных проектов.