Учет обязательств в казенном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет обязательств в казенном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года N 21н. Положениями указанного Порядка открытие казенному учреждению счета для учета операций со средствами неучастника бюджетного процесса не предусмотрено. В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"Учитывая положения пункта 4 статьи 123.22, статьи 210, пункта 4 статьи 214, статей 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что Минимущество Омской области является собственником имущества, переданного в оперативное управление и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения при недостаточности денежных средств, в связи с чем было привлечено к участию в деле в качестве ответчика, суды обоснованно указали, что доводы Минимущества Омской области об отсутствии у него полномочий по консервации объектов Омского метрополитена противоречат установленным вступившим в законную силу судебным актом фактам длительного бездействия учреждения, не обеспечившего консервацию объектов незавершенного строительства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 2)В ч. 5 ст. 161 БК РФ установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 2)В ч. 5 ст. 161 БК РФ установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Статья: Обращение взыскания по судебному акту на средства казны: бюджетные процедуры против материального права
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Такое исполнение осуществляется в порядке ст. 242.3 - 242.5 БК РФ, поскольку предполагается обеспеченность соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств необходимыми для исполнения судебного акта лимитами бюджетных обязательств и тем самым исполнение бюджета с учетом целевого предназначения бюджетных средств. При этом не вызывает сомнений, что субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет именно собственник его имущества, которым является соответствующее публично-правовое образование. На это прямо указывают положения гражданского законодательства (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Такое исполнение осуществляется в порядке ст. 242.3 - 242.5 БК РФ, поскольку предполагается обеспеченность соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств необходимыми для исполнения судебного акта лимитами бюджетных обязательств и тем самым исполнение бюджета с учетом целевого предназначения бюджетных средств. При этом не вызывает сомнений, что субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет именно собственник его имущества, которым является соответствующее публично-правовое образование. На это прямо указывают положения гражданского законодательства (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Наличие и содержание таких соглашений необходимо устанавливать в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (статья 150 ГПК РФ, статья 135 АПК РФ, статья 135 КАС РФ) и учитывать судам при определении надлежащего органа, уполномоченного осуществлять организацию исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения либо по обращению взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения.
"О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"Наличие и содержание таких соглашений необходимо устанавливать в ходе подготовки дела к судебному разбирательству (статья 150 ГПК РФ, статья 135 АПК РФ, статья 135 КАС РФ) и учитывать судам при определении надлежащего органа, уполномоченного осуществлять организацию исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения либо по обращению взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2021 N 37-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно ее пункту 11 распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам казенных учреждений - государственных органов как юридических лиц при вступлении ими в экономические отношения, в том числе в целях материального обеспечения своей деятельности (но не при осуществлении органом государственной власти государственных полномочий от имени публично-правового образования), осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В таком случае согласно пункту 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение (в том числе наделенный соответствующим статусом юридического лица государственный орган) осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке.
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно ее пункту 11 распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам казенных учреждений - государственных органов как юридических лиц при вступлении ими в экономические отношения, в том числе в целях материального обеспечения своей деятельности (но не при осуществлении органом государственной власти государственных полномочий от имени публично-правового образования), осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В таком случае согласно пункту 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение (в том числе наделенный соответствующим статусом юридического лица государственный орган) осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в установленном им порядке.
Готовое решение: Как ликвидировать казенное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что решение о ликвидации государственного казенного учреждения в обязательном порядке должно содержать наименование правопреемника (в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений), по нашему мнению, обязательства, не требовавшие досрочного исполнения, переходят к вашему правопреемнику. Данный вывод можно сделать на основе анализа п. 2 ст. 19.1 Закона о некоммерческих организациях и Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2021 N 74-КГ21-5-К9.
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая, что решение о ликвидации государственного казенного учреждения в обязательном порядке должно содержать наименование правопреемника (в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений), по нашему мнению, обязательства, не требовавшие досрочного исполнения, переходят к вашему правопреемнику. Данный вывод можно сделать на основе анализа п. 2 ст. 19.1 Закона о некоммерческих организациях и Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2021 N 74-КГ21-5-К9.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип единства бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ) означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип единства бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ) означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Готовое решение: Как в учете казенного, бюджетного, автономного учреждения отразить операции по санкционированию расходов (счет 0 500 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства по выплате заработной платы принимаются единовременно исходя из годового ФОТ (в пределах доведенных ЛБО (назначений, утвержденных планом ФХД) на осуществление расходов по заработной плате). Принятые бюджетные обязательства казенные учреждения отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 211 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 211. Бюджетные (автономные) учреждения используют для этого соответствующий счет аналитического учета счета 0 506 00 000 (п. п. 134, 140 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н, п. 2 Письма Минфина России от 25.09.2020 N 02-06-10/86916).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства по выплате заработной платы принимаются единовременно исходя из годового ФОТ (в пределах доведенных ЛБО (назначений, утвержденных планом ФХД) на осуществление расходов по заработной плате). Принятые бюджетные обязательства казенные учреждения отражают в учете записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 03 211 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 211. Бюджетные (автономные) учреждения используют для этого соответствующий счет аналитического учета счета 0 506 00 000 (п. п. 134, 140 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н, п. 2 Письма Минфина России от 25.09.2020 N 02-06-10/86916).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единого порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единого порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Вопрос: Об оплате госконтрактов федеральным государственным казенным учреждением.
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 02-11-13/101030)принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 02-11-13/101030)принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
Вопрос: Об осуществлении федеральным казенным учреждением капитальных вложений в объекты хозяйственных обществ (АО), относящиеся к железнодорожной отрасли.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 02-07-10/5700)При этом положениями пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Письмо Минфина России от 25.01.2023 N 02-07-10/5700)При этом положениями пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Вопрос: О погашении в текущем финансовом году задолженности ФКУ по госконтрактам за 2024 г.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Также следует отметить, что пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Письмо Минфина России от 11.02.2025 N 02-11-09/12029)Также следует отметить, что пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата федеральным казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Вопрос: Об установлении получателем средств федерального бюджета авансовых платежей в госконтракте (договоре) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
(Письмо Минфина России от 23.07.2024 N 02-11-09/68859)Пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
(Письмо Минфина России от 23.07.2024 N 02-11-09/68859)Пунктом 5 статьи 161 Кодекса установлено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Статья: При нарушении сроков представления сведений о бюджетном обязательстве штраф неизбежен
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)Расходные обязательства федеральных казенных учреждений подлежат постановке на учет в Федеральном казначействе в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н (далее - Порядок N 258н, Приказ N 258н). Если указанный Порядок нарушается, то должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности (см. Решение Кемеровского областного суда от 31.07.2023 N 21-362/2023).
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)Расходные обязательства федеральных казенных учреждений подлежат постановке на учет в Федеральном казначействе в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н (далее - Порядок N 258н, Приказ N 258н). Если указанный Порядок нарушается, то должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности (см. Решение Кемеровского областного суда от 31.07.2023 N 21-362/2023).