Учет обязательств в автономном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет обязательств в автономном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Отменяя решение суда первой инстанции в части субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации относительно ответственности ФГАУ "Росжилкомплекс", принимая во внимание, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ФГАУ "Росжилкомплекс" имеет организационно-правовую форму "автономное", учитывая, что в силу пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, при этом абзац 2 пункт 6 статьи 123.222 ГК РФ законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения, но только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в настоящем споре исковые требования заявлены истцом, как юридическим лицом, к должнику - автономному учреждению, в связи с чем, правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России по не исполненным обязательствам ФГАУ "Росжилкомплекс" отсутствовали, что исключало наличие правовых оснований для удовлетворения части настоящего иска к Минобороны России."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Автономные учреждения (правомочия и ограничения)
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами правомерно учтено, что в силу особого правового статуса автономного учреждения, вытекающего из положений Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение не может являться поручителем по обязательствам коммерческих организаций..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами правомерно учтено, что в силу особого правового статуса автономного учреждения, вытекающего из положений Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение не может являться поручителем по обязательствам коммерческих организаций..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, Приказом Минфина России от 32.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" установлен стандарт в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений сектора "Аренда".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Например, Приказом Минфина России от 32.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" установлен стандарт в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений сектора "Аренда".
Готовое решение: Учет долговых обязательств при налогообложении прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Учет долговых обязательств при налогообложении прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Учет долговых обязательств при налогообложении прибыли
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1
"О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"Согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
"О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"Согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявило общество, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске компании с учетом установленного судами факта нарушения обществом условий договора.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности, о применении которой заявило общество, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске компании с учетом установленного судами факта нарушения обществом условий договора.
Вопрос: Об оформлении приемки товаров, работ, услуг по договору, заключенному заказчиком - федеральным бюджетным (автономным) учреждением согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
(Письмо Минфина России от 17.07.2024 N 02-07-11/66733)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - федеральными бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юрлица, которому переданы полномочия заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Такие лимиты поступают на счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям.
(КонсультантПлюс, 2025)доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юрлица, которому переданы полномочия заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Такие лимиты поступают на счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям.
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Снижение остатка на едином счете до уровня, меньшего, чем объем привлеченных средств, возможно только в течение финансового года, однако с учетом риска использования этих средств в качестве источников финансирования дефицита бюджета необходимо создать правовой механизм, препятствующий их расходованию на цели, не связанные с покрытием временных кассовых разрывов. Для этого требуется сформировать дополнительные правовые гарантии безусловного исполнения обязательств бюджетных, автономных учреждений, юридических лиц, чьи средства привлечены на единый счет бюджета. Для решения этой задачи предлагается рассмотреть возможность возврата в БК РФ нормы о необходимости восстановления до конца текущего финансового года на казначейских счетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с которых привлекались средства, всего объема привлеченных средств.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Снижение остатка на едином счете до уровня, меньшего, чем объем привлеченных средств, возможно только в течение финансового года, однако с учетом риска использования этих средств в качестве источников финансирования дефицита бюджета необходимо создать правовой механизм, препятствующий их расходованию на цели, не связанные с покрытием временных кассовых разрывов. Для этого требуется сформировать дополнительные правовые гарантии безусловного исполнения обязательств бюджетных, автономных учреждений, юридических лиц, чьи средства привлечены на единый счет бюджета. Для решения этой задачи предлагается рассмотреть возможность возврата в БК РФ нормы о необходимости восстановления до конца текущего финансового года на казначейских счетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с которых привлекались средства, всего объема привлеченных средств.
Вопрос: О применении ф. 0510452 при оформлении приемки товаров, работ, услуг по договорам, заключенным бюджетными (автономными) учреждениями согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц.
(Письма Минфина России от 23.07.2024 N 02-07-11/68573, от 22.07.2024 N 02-07-11/68319)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг, в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
(Письма Минфина России от 23.07.2024 N 02-07-11/68573, от 22.07.2024 N 02-07-11/68319)Учитывая изложенное, в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной условиями договоров, заключенных заказчиками - бюджетными (автономными) учреждениями согласно Закону N 223-ФЗ, применение Акта приемки (ф. 0510452) необходимо для обоснованного (документально подтвержденного) признания в бухгалтерском учете обязательств и (или) требований, возникающих по результатам приемки товаров, работ, услуг, в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором.
Готовое решение: Что такое учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)1 Если бюджетным (автономным) учреждениям на основании соглашений переданы полномочия органов власти по исполнению отдельных публичных обязательств, полномочий государственного (муниципального) заказчика для заключения контрактов на строительство и покупку объектов государственной (муниципальной) собственности, то они ведут бюджетный учет, составляют и представляют от имени органа власти (ГРБС), передавшего полномочия, бюджетную отчетность в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 4 ст. 79 БК РФ, п. п. 5, 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.12 - 3.14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 2 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н, п. 1 Инструкции N 191н, п. п. 11.1.1, 11.1.3, 12.1.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013).
(КонсультантПлюс, 2025)1 Если бюджетным (автономным) учреждениям на основании соглашений переданы полномочия органов власти по исполнению отдельных публичных обязательств, полномочий государственного (муниципального) заказчика для заключения контрактов на строительство и покупку объектов государственной (муниципальной) собственности, то они ведут бюджетный учет, составляют и представляют от имени органа власти (ГРБС), передавшего полномочия, бюджетную отчетность в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 4 ст. 79 БК РФ, п. п. 5, 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.12 - 3.14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н, п. 2 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н, п. 1 Инструкции N 191н, п. п. 11.1.1, 11.1.3, 12.1.1 Письма Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)6. Гришакова О. Операции с денежными средствами на лицевых (расчетных) счетах / О. Гришакова // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 8.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)6. Гришакова О. Операции с денежными средствами на лицевых (расчетных) счетах / О. Гришакова // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. N 8.
Готовое решение: Как бюджетному и автономному учреждению организовать бухгалтерский учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов по долговым обязательствам в бюджетных и автономных учреждениях
(КонсультантПлюс, 2025)3. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов по долговым обязательствам в бюджетных и автономных учреждениях