Учет объектов казны
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет объектов казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача и принятие имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)...законом предусмотрена обязанность принятия к учету созданного в результате осуществления бюджетных инвестиций объекта недвижимого имущества в составе имущества государственной казны Российской Федерации в отсутствие права оперативного управления на указанный объект, суд... приходит к выводу о том, что у МТУ Росимущества... отсутствовали основания для отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике... в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства..."
(КонсультантПлюс, 2025)...законом предусмотрена обязанность принятия к учету созданного в результате осуществления бюджетных инвестиций объекта недвижимого имущества в составе имущества государственной казны Российской Федерации в отсутствие права оперативного управления на указанный объект, суд... приходит к выводу о том, что у МТУ Росимущества... отсутствовали основания для отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике... в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства..."
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88-16756/2024 (УИД 04RS0018-01-2023-006764-11)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Спорное жилое помещение относится к муниципальной собственности, было предоставлено администрацией на основании ордера, истцу с момента вселения было известно об отсутствии у него основания возникновения права собственности на данное имущество.
Решение: Отказано.К функциям Комитета относится осуществление управления объектами, входящими в муниципальную казну, осуществление учета муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования на это имущество, ведение реестра муниципального имущества, принятие решений о включении и исключении имущества из реестра муниципального имущества, ведение учета муниципального жилищного фонда (пункт 3.1 Положения о Комитете).
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О признании права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Спорное жилое помещение относится к муниципальной собственности, было предоставлено администрацией на основании ордера, истцу с момента вселения было известно об отсутствии у него основания возникновения права собственности на данное имущество.
Решение: Отказано.К функциям Комитета относится осуществление управления объектами, входящими в муниципальную казну, осуществление учета муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования на это имущество, ведение реестра муниципального имущества, принятие решений о включении и исключении имущества из реестра муниципального имущества, ведение учета муниципального жилищного фонда (пункт 3.1 Положения о Комитете).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)В бухгалтерском учете бюджетных учреждений были выделены новые объекты учета, такие как "имущество казны", "события после отчетной даты", "дебиторская задолженность по доходам" и др. В результате сформировалась система учета нового типа, ориентированная на международные стандарты учета и отчетности [5]. Это позволило расширить круг разрешенных к использованию методов учета, в частности дано разрешение на использование, наряду с кассовым методом, метода начисления и др.
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)В бухгалтерском учете бюджетных учреждений были выделены новые объекты учета, такие как "имущество казны", "события после отчетной даты", "дебиторская задолженность по доходам" и др. В результате сформировалась система учета нового типа, ориентированная на международные стандарты учета и отчетности [5]. Это позволило расширить круг разрешенных к использованию методов учета, в частности дано разрешение на использование, наряду с кассовым методом, метода начисления и др.
Статья: Федеральная казна: объект или субъект гражданских правоотношений?
(Садриева Р.Р., Оглезнева Т.Н.)
("Юрист", 2024, N 2)Все без исключения объекты имущества в составе казны должны отражаться в бюджетном учете с указанием соответствующего реестрового номера в реестре государственного имущества, однако фактически это не всегда так (имущество может отсутствовать в реестре или при наличии в нем не существовать в натуре). В этой связи в целях контроля соответствия учетных данных по объектам казны проводится сверка учетных данных с данными реестра государственного имущества <1>. Распоряжением и управлением федеральным имуществом обладает орган исполнительной власти (Росимущество) <2>, на балансе которого находится имущество казны и, соответственно, осуществляется его учет <3>. В том числе оно имеет право изъять федеральное недвижимое имущество в случае, если данное имущество является излишним, или учреждения и предприятия не используют его, или налицо нарушение требования по назначению данного имущества для использования. Таким образом происходит пополнение имущества федеральной казны; однако оно осуществляет и обратный процесс - отчуждает имущество из федеральной казны. В целях исполнения судебных актов для выявления федерального имущества судебные приставы направляют запросы в территориальные подразделения Росимущества.
(Садриева Р.Р., Оглезнева Т.Н.)
("Юрист", 2024, N 2)Все без исключения объекты имущества в составе казны должны отражаться в бюджетном учете с указанием соответствующего реестрового номера в реестре государственного имущества, однако фактически это не всегда так (имущество может отсутствовать в реестре или при наличии в нем не существовать в натуре). В этой связи в целях контроля соответствия учетных данных по объектам казны проводится сверка учетных данных с данными реестра государственного имущества <1>. Распоряжением и управлением федеральным имуществом обладает орган исполнительной власти (Росимущество) <2>, на балансе которого находится имущество казны и, соответственно, осуществляется его учет <3>. В том числе оно имеет право изъять федеральное недвижимое имущество в случае, если данное имущество является излишним, или учреждения и предприятия не используют его, или налицо нарушение требования по назначению данного имущества для использования. Таким образом происходит пополнение имущества федеральной казны; однако оно осуществляет и обратный процесс - отчуждает имущество из федеральной казны. В целях исполнения судебных актов для выявления федерального имущества судебные приставы направляют запросы в территориальные подразделения Росимущества.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным настоящей Инструкцией.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным настоящей Инструкцией.
Постановление Правительства РФ от 16.06.2015 N 590
(ред. от 23.06.2021)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества"Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
(ред. от 23.06.2021)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества"Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Статья: Применение норм о материальной ответственности военнослужащих в практике военных судов
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Пунктом 84 приложения N 2 к Приказу предусмотрено, что показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов, линейным способом исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/2 годовой суммы. При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации расчет годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету (п. 85 приложения N 2 к Приказу).
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Пунктом 84 приложения N 2 к Приказу предусмотрено, что показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов, линейным способом исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/2 годовой суммы. При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации расчет годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету (п. 85 приложения N 2 к Приказу).
Готовое решение: Как публично-правовое образование ведет реестр государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Срок принятия решения об учете (о внесении изменений, об исключении из реестра) или об отказе в учете уточните в нормативных правовых актах своего ППО. Например, территориальный орган Росимущества принимает решение не позднее 14 дней со дня получения документов правообладателя. Имущество, принятое в казну РФ, нужно учесть в реестре (сформировать раздел объекта учета) в течение 10 дней со дня получения документов со сведениями о нем и о возникновении права собственности на него (п. п. 29, 37 Положения N 447).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок принятия решения об учете (о внесении изменений, об исключении из реестра) или об отказе в учете уточните в нормативных правовых актах своего ППО. Например, территориальный орган Росимущества принимает решение не позднее 14 дней со дня получения документов правообладателя. Имущество, принятое в казну РФ, нужно учесть в реестре (сформировать раздел объекта учета) в течение 10 дней со дня получения документов со сведениями о нем и о возникновении права собственности на него (п. п. 29, 37 Положения N 447).
Готовое решение: Каковы особенности поступления недвижимого имущества в казну и распоряжения им
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, имущество казны учитывается на балансе исполнительного органа госвласти или ОМСУ, который управляет и распоряжается государственным (муниципальным) имуществом. В бюджетном учете уполномоченного органа операции с объектами имущества казны отражаются в соответствии с Федеральным стандартом N 84н, Инструкциями N N 157н, 162н.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, имущество казны учитывается на балансе исполнительного органа госвласти или ОМСУ, который управляет и распоряжается государственным (муниципальным) имуществом. В бюджетном учете уполномоченного органа операции с объектами имущества казны отражаются в соответствии с Федеральным стандартом N 84н, Инструкциями N N 157н, 162н.
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Бюджетные учреждения имеют право на приобретение или создание имущества за счет бюджетных средств с целью его последующего включения в состав казны. Вместе с тем учтенные организациями объекты в составе основных средств, как и нематериальных активов и иных материальных запасов, со временем могут также быть переданы в казну при наличии различного рода причин. Согласно п. 141 Инструкции N 157н, имущество казны учитывается в составе нефинансовых активов <5>. Возникает вопрос: как соотносится публичная финансовая деятельность с деятельностью по управлению государственным или муниципальным имуществом, входящим в состав государственной (муниципальной) казны наряду с бюджетными средствами?
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Бюджетные учреждения имеют право на приобретение или создание имущества за счет бюджетных средств с целью его последующего включения в состав казны. Вместе с тем учтенные организациями объекты в составе основных средств, как и нематериальных активов и иных материальных запасов, со временем могут также быть переданы в казну при наличии различного рода причин. Согласно п. 141 Инструкции N 157н, имущество казны учитывается в составе нефинансовых активов <5>. Возникает вопрос: как соотносится публичная финансовая деятельность с деятельностью по управлению государственным или муниципальным имуществом, входящим в состав государственной (муниципальной) казны наряду с бюджетными средствами?
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Городские чиновники - представители канцелярии вели специальные учетные регистры (земельные кадастры и налоговые переписи) под общим названием дефтер (перс. книга, реестр). В дефтеры записывалась вся необходимая информация для организации учета недвижимости и налогообложения: имена собственников - глав домохозяйств, объекты, которые им принадлежали, сведения о браках и наследовании, а также указание на вероисповедание членов домохозяйств и целых поселений, сведения о доходах казны, о воинских частях империи и т.д. Информация, содержащаяся в дефтерах, регулярно обновлялась, но при этом достаточно редко (раз в 30 лет).
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Городские чиновники - представители канцелярии вели специальные учетные регистры (земельные кадастры и налоговые переписи) под общим названием дефтер (перс. книга, реестр). В дефтеры записывалась вся необходимая информация для организации учета недвижимости и налогообложения: имена собственников - глав домохозяйств, объекты, которые им принадлежали, сведения о браках и наследовании, а также указание на вероисповедание членов домохозяйств и целых поселений, сведения о доходах казны, о воинских частях империи и т.д. Информация, содержащаяся в дефтерах, регулярно обновлялась, но при этом достаточно редко (раз в 30 лет).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.08.2024 N 03-03-05/74414 <Передача имущества в казну не всегда освобождена от НДС>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Стоимость объекта, переданного безвозмездно в казну субъектов РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну, не учитывается в составе расходов, так как его передача не направлена на получение прибыли и экономической выгоды (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ, Письма ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313, УФНС России по г. Москве от 15.01.2009 N 19-12/001789).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Стоимость объекта, переданного безвозмездно в казну субъектов РФ, федеральной территории "Сириус" или муниципальную казну, не учитывается в составе расходов, так как его передача не направлена на получение прибыли и экономической выгоды (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ, Письма ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313, УФНС России по г. Москве от 15.01.2009 N 19-12/001789).
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)При этом финорган соответствующего бюджета имеет право установить такой же порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, как для бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 145 Инструкции N 157н, п. 11 Федерального стандарта N 84н).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом финорган соответствующего бюджета имеет право установить такой же порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, как для бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 145 Инструкции N 157н, п. 11 Федерального стандарта N 84н).
Вопрос: Какими документами необходимо обосновать размер амортизации объекта имущества, составляющего собственность муниципальной казны?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Для определения первоначальной стоимости имущества, являющегося собственностью муниципальной казны, надлежит анализировать инвентарные карточки учета объектов, находящихся в имуществе казны, соответствующие форме первичных учетных документов, утвержденной Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, либо выписки из реестра муниципального имущества (в случае, если финансовым органом соответствующего бюджета или учетной политикой собственника имущества не предусмотрено ведение аналитического учета объектов имущества казны на инвентарных карточках).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Для определения первоначальной стоимости имущества, являющегося собственностью муниципальной казны, надлежит анализировать инвентарные карточки учета объектов, находящихся в имуществе казны, соответствующие форме первичных учетных документов, утвержденной Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, либо выписки из реестра муниципального имущества (в случае, если финансовым органом соответствующего бюджета или учетной политикой собственника имущества не предусмотрено ведение аналитического учета объектов имущества казны на инвентарных карточках).
Статья: Продажа конфискованного жилья
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В разных периодических изданиях эксперты приводят статистику Росимущества, согласно которой с 2015 года по середину 2019 года в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, было конфисковано 49 квартир и домов общей кадастровой стоимостью более 1,1 млрд руб. С учетом обширной практики изъятия жилья по коррупционным делам количество таких жилых объектов недвижимости в казне будет расти, предупреждает Минэкономразвития. По закону о контроле за доходами госслужащих Генпрокуратура может подать в суд при подозрении, что чиновник или его близкие владеют имуществом, которое не могли получить на законные доходы. Самый громкий пример, когда государство изъяло имущество по этому закону, связан с делом полковника Д.З., работавшего в управлении МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции. Генпрокуратура отсудила имущество на 9 млрд руб. - это 11 квартир, 16 машино-мест и четыре автомобиля. После этого Росимущество успешно продало машины З.: сначала Mercedes-Benz нашел владельца почти за 1 млн руб., затем еще один Mercedes-Benz был продан почти за 4 млн руб. и Porshe Cayenne за 2 млн руб. О том, как распорядились недвижимостью полковника, ничего не сообщалось. В этом же 2020 году Генпрокуратура подала несколько крупных исков об изъятии имущества в доход государства. По одному из таких исков в апреле суд изъял имущество бывшего главы Серпуховского района Московской области А.Ш. на сумму 10 млрд руб. В надзорном ведомстве сообщили, что обнаружили у бывшего чиновника 676 объектов недвижимости и 22 автомобиля. Основная часть активов была оформлена на подконтрольные Ш. юрлица, выяснила Генпрокуратура. Несмотря на попытки оспорить изъятие имущества, оно вступило в силу в июле.
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В разных периодических изданиях эксперты приводят статистику Росимущества, согласно которой с 2015 года по середину 2019 года в рамках противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, было конфисковано 49 квартир и домов общей кадастровой стоимостью более 1,1 млрд руб. С учетом обширной практики изъятия жилья по коррупционным делам количество таких жилых объектов недвижимости в казне будет расти, предупреждает Минэкономразвития. По закону о контроле за доходами госслужащих Генпрокуратура может подать в суд при подозрении, что чиновник или его близкие владеют имуществом, которое не могли получить на законные доходы. Самый громкий пример, когда государство изъяло имущество по этому закону, связан с делом полковника Д.З., работавшего в управлении МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции. Генпрокуратура отсудила имущество на 9 млрд руб. - это 11 квартир, 16 машино-мест и четыре автомобиля. После этого Росимущество успешно продало машины З.: сначала Mercedes-Benz нашел владельца почти за 1 млн руб., затем еще один Mercedes-Benz был продан почти за 4 млн руб. и Porshe Cayenne за 2 млн руб. О том, как распорядились недвижимостью полковника, ничего не сообщалось. В этом же 2020 году Генпрокуратура подала несколько крупных исков об изъятии имущества в доход государства. По одному из таких исков в апреле суд изъял имущество бывшего главы Серпуховского района Московской области А.Ш. на сумму 10 млрд руб. В надзорном ведомстве сообщили, что обнаружили у бывшего чиновника 676 объектов недвижимости и 22 автомобиля. Основная часть активов была оформлена на подконтрольные Ш. юрлица, выяснила Генпрокуратура. Несмотря на попытки оспорить изъятие имущества, оно вступило в силу в июле.
Готовое решение: Как до 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Напомним, что финансовый орган соответствующего бюджета вправе установить такой же порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, как для объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 11 Федерального стандарта N 84н, п. 145 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Напомним, что финансовый орган соответствующего бюджета вправе установить такой же порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, как для объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов (п. 11 Федерального стандарта N 84н, п. 145 Инструкции N 157н).