Учет объекта концессионного соглашения
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет объекта концессионного соглашения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 254 "Материальные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что спорное имущество получено налогоплательщиком по концессионным соглашениям. По смыслу ст. ст. 252, 254, 256 НК РФ расходы по объекту концессионного соглашения могут учитываться через механизм начисления амортизации или как материальные расходы. С учетом того, что малоценное имущество (до 40000 рублей) не является амортизируемым, стоимость данного имущества включается единовременно в состав материальных расходов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что спорное имущество получено налогоплательщиком по концессионным соглашениям. По смыслу ст. ст. 252, 254, 256 НК РФ расходы по объекту концессионного соглашения могут учитываться через механизм начисления амортизации или как материальные расходы. С учетом того, что малоценное имущество (до 40000 рублей) не является амортизируемым, стоимость данного имущества включается единовременно в состав материальных расходов.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, сделав вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы. Суд установил, что основной деятельностью налогоплательщика являлась поставка теплоэнергии потребителям. Для оказания услуг им использовался ряд объектов, полученных на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, а также концессионного соглашения. Налогоплательщик не учитывал при исчислении налога на имущество объекты, полученные на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, поскольку не являлся их собственником. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения стоимости этих объектов в налоговую базу, поскольку возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права налогоплательщика на объект, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта. В отношении объектов, переданных по концессионному соглашению, было установлено, что они были переданы по заниженной остаточной стоимости, а общество не приняло каких-либо мер для отражения актуальной стоимости объектов. В силу абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения, независимо от того, по какой стоимости имущество передано концедентом концессионеру. Несмотря на явно заниженную стоимость имущества, указанную передающей стороной, налогоплательщик не принял мер для отражения актуальной стоимости объектов в концессионном соглашении. Суд признал правомерным применение обоснованной остаточной стоимости данных объектов для определения налоговой базы по налогу на имущество. Часть объектов основных средств не была включена налогоплательщиком в налоговую базу, поскольку концедент несвоевременно направил документы, необходимые для исчисления налога на имущество. Суд указал, что критерием для отнесения имущества в состав основных средств и начисления налога по нему является его предназначение и фактическое использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика, при этом поздние получение документов либо государственная регистрация права, зависящие от воли налогоплательщика, сами по себе не могут являться основанием для освобождения от уплаты налога на имущество. Суд отклонил довод общества об отсутствии оснований для начисления налога на имущество после окончания срока действия концессионного соглашения, поскольку доказательств прекращения фактического использования обществом как концессионером данных объектов в своей хозяйственной деятельности, их выбытия из состава основных средств общества и неполучения экономического эффекта от использования данных объектов представлено не было. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу налог на имущество, сделав вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы. Суд установил, что основной деятельностью налогоплательщика являлась поставка теплоэнергии потребителям. Для оказания услуг им использовался ряд объектов, полученных на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, а также концессионного соглашения. Налогоплательщик не учитывал при исчислении налога на имущество объекты, полученные на основании соглашения о передаче во временную эксплуатацию, поскольку не являлся их собственником. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости включения стоимости этих объектов в налоговую базу, поскольку возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права налогоплательщика на объект, обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает с момента начала эксплуатации объекта. В отношении объектов, переданных по концессионному соглашению, было установлено, что они были переданы по заниженной остаточной стоимости, а общество не приняло каких-либо мер для отражения актуальной стоимости объектов. В силу абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения, независимо от того, по какой стоимости имущество передано концедентом концессионеру. Несмотря на явно заниженную стоимость имущества, указанную передающей стороной, налогоплательщик не принял мер для отражения актуальной стоимости объектов в концессионном соглашении. Суд признал правомерным применение обоснованной остаточной стоимости данных объектов для определения налоговой базы по налогу на имущество. Часть объектов основных средств не была включена налогоплательщиком в налоговую базу, поскольку концедент несвоевременно направил документы, необходимые для исчисления налога на имущество. Суд указал, что критерием для отнесения имущества в состав основных средств и начисления налога по нему является его предназначение и фактическое использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика, при этом поздние получение документов либо государственная регистрация права, зависящие от воли налогоплательщика, сами по себе не могут являться основанием для освобождения от уплаты налога на имущество. Суд отклонил довод общества об отсутствии оснований для начисления налога на имущество после окончания срока действия концессионного соглашения, поскольку доказательств прекращения фактического использования обществом как концессионером данных объектов в своей хозяйственной деятельности, их выбытия из состава основных средств общества и неполучения экономического эффекта от использования данных объектов представлено не было. Суд признал правомерным доначисление налога на имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, полученного по концессионному соглашению, и ее учете в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-09/96432)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, полученного по концессионному соглашению, и ее учете в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 11.10.2023 N 07-01-09/96432)Вопрос: О начислении амортизации в отношении имущества, полученного по концессионному соглашению, и ее учете в целях налога на прибыль.
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. Как отразить в бюджетном учете передачу имущества казны в концессию (концессионного имущества)
(КонсультантПлюс, 2025)2.4. Как отразить в бюджетном учете передачу имущества казны в концессию (концессионного имущества)
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Имущество концедента, составляющее нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны, учитывается по аналитическому коду группы синтетического счета 90 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии" и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Имущество концедента, составляющее нефинансовые активы государственной (муниципальной) казны, учитывается по аналитическому коду группы синтетического счета 90 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии" и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н
(ред. от 29.03.2023)
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593)Внутреннее перемещение объектов имущества казны при передаче в концессию отражается по соответствующим счетам аналитического учета счета 010890000 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010850000 "Нефинансовые активы, составляющие казну" с одновременным отражением на забалансовом счете 38 "Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии" информации о предусмотренной концессионным соглашением сумме инвестиций (предельный размер расходов) на реконструкцию объекта концессионного соглашения.
(ред. от 29.03.2023)
"Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2011 N 19593)Внутреннее перемещение объектов имущества казны при передаче в концессию отражается по соответствующим счетам аналитического учета счета 010890000 "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010850000 "Нефинансовые активы, составляющие казну" с одновременным отражением на забалансовом счете 38 "Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии" информации о предусмотренной концессионным соглашением сумме инвестиций (предельный размер расходов) на реконструкцию объекта концессионного соглашения.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Данные об объекте концессионного соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе, который представляет собой совокупность стоимостных показателей по объекту концессионного соглашения и суммы начисленного по нему износа, а также иных показателей, связанных с использованием объекта соглашения.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Данные об объекте концессионного соглашения, учтенные на забалансовых счетах, раскрываются в отдельном балансе, который представляет собой совокупность стоимостных показателей по объекту концессионного соглашения и суммы начисленного по нему износа, а также иных показателей, связанных с использованием объекта соглашения.
Статья: Расторжение концессионного соглашения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.
Вопрос: Об отражении в бюджетном учете и отчетности объектов учета, возникающих при реализации концессионного соглашения, финансируемого за счет капитального гранта.
(Письмо Минфина России от 14.01.2025 N 02-13-09/1705)Вопрос: Об отражении в бюджетном учете и отчетности объектов учета, возникающих при реализации концессионного соглашения, финансируемого за счет капитального гранта.
(Письмо Минфина России от 14.01.2025 N 02-13-09/1705)Вопрос: Об отражении в бюджетном учете и отчетности объектов учета, возникающих при реализации концессионного соглашения, финансируемого за счет капитального гранта.
Статья: Доходы концессионера, полученные от концедента: бухучет и подход в МСФО
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Напомним, что КРМФО 12 и информация N ПЗ-2/2007 не предусматривают учет объекта концессионного соглашения на балансе концессионера. В то же время согласно п. 16 ст. 3 Закона N 115-ФЗ (ред., действующая с 02.07.2008) объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера, и по нему производится начисление амортизации.
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 3)Напомним, что КРМФО 12 и информация N ПЗ-2/2007 не предусматривают учет объекта концессионного соглашения на балансе концессионера. В то же время согласно п. 16 ст. 3 Закона N 115-ФЗ (ред., действующая с 02.07.2008) объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера, и по нему производится начисление амортизации.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль остаточной стоимости объектов концессионного соглашения при их возврате концеденту, если источником покрытия расходов на объекты является плата концедента.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-03-06/1/79739)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль остаточной стоимости объектов концессионного соглашения при их возврате концеденту, если источником покрытия расходов на объекты является плата концедента.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-03-06/1/79739)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль остаточной стоимости объектов концессионного соглашения при их возврате концеденту, если источником покрытия расходов на объекты является плата концедента.
Готовое решение: Как применять СГС "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке признаются в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по концессионным соглашениям
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каком порядке признаются в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по концессионным соглашениям
Готовое решение: НДС при реализации концессионных соглашений
(КонсультантПлюс, 2025)услуги по предоставлению права владения и пользования объектом концессионного соглашения приняты к учету;
(КонсультантПлюс, 2025)услуги по предоставлению права владения и пользования объектом концессионного соглашения приняты к учету;
Вопрос: Об органе, созданном для руководства по вопросам бухгалтерского и бюджетного учета, отчетности в Пермском крае, а также бюджетном учете объектов, возникающих в рамках концессионных соглашений.
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 02-06-10/36641)Вопрос: Об органе, созданном для руководства по вопросам бухгалтерского и бюджетного учета, отчетности в Пермском крае, а также бюджетном учете объектов, возникающих в рамках концессионных соглашений.
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 02-06-10/36641)Вопрос: Об органе, созданном для руководства по вопросам бухгалтерского и бюджетного учета, отчетности в Пермском крае, а также бюджетном учете объектов, возникающих в рамках концессионных соглашений.