Учет межбюджетных трансфертов в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет межбюджетных трансфертов в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)...При планировании бюджета поселения истец руководствовался письмом Департамента финансов... согласно которому до Администрации были доведены уточненные объемы межбюджетных трансфертов и указано... учесть соответствующие объемы в проекте решения Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 год...
(КонсультантПлюс, 2025)...При планировании бюджета поселения истец руководствовался письмом Департамента финансов... согласно которому до Администрации были доведены уточненные объемы межбюджетных трансфертов и указано... учесть соответствующие объемы в проекте решения Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 год...
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 N 08АП-7580/2023 по делу N А81-199/2023
Требование: О признании недействительным предписания контролирующего органа в части выводов о неправомерном использовании бюджетных средств по муниципальным контрактам и требований о возврате в бюджет использованных средств по муниципальному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что межбюджетные субсидии предоставлялись непосредственно Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, то направление в 2022 году остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2021 году из окружного бюджета, само по себе не свидетельствует о нарушении требований законодательства, вопреки позиции Счетной палаты, не посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, как следствие, сделка по заключению дополнительного соглашения не является ничтожной.
Требование: О признании недействительным предписания контролирующего органа в части выводов о неправомерном использовании бюджетных средств по муниципальным контрактам и требований о возврате в бюджет использованных средств по муниципальному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.С учетом того, что межбюджетные субсидии предоставлялись непосредственно Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, то направление в 2022 году остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2021 году из окружного бюджета, само по себе не свидетельствует о нарушении требований законодательства, вопреки позиции Счетной палаты, не посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, как следствие, сделка по заключению дополнительного соглашения не является ничтожной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)110. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2141 "О предоставлении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий и компенсации затрат по приобретению концентраторов кислорода производительностью более 1 000 литров в минуту каждый (при наличии основной и резервной линий концентратора производительностью не менее 500 литров в минуту каждая) с учетом стоимости доставки и пусконаладочных работ" (вместе с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий и компенсации затрат по приобретению концентраторов кислорода производительностью более 1 000 литров в минуту каждый (при наличии основной и резервной линий концентратора производительностью не менее 500 литров в минуту каждая) с учетом стоимости доставки и пусконаладочных работ) // Собрание законодательства РФ. 2021. N 50. Ст. 8537.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)110. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2141 "О предоставлении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий и компенсации затрат по приобретению концентраторов кислорода производительностью более 1 000 литров в минуту каждый (при наличии основной и резервной линий концентратора производительностью не менее 500 литров в минуту каждая) с учетом стоимости доставки и пусконаладочных работ" (вместе с Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий и компенсации затрат по приобретению концентраторов кислорода производительностью более 1 000 литров в минуту каждый (при наличии основной и резервной линий концентратора производительностью не менее 500 литров в минуту каждая) с учетом стоимости доставки и пусконаладочных работ) // Собрание законодательства РФ. 2021. N 50. Ст. 8537.
Статья: Smart-технологии и муниципальный бюджет - курс на оптимизацию расходов
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, на 349,9 млрд рублей, или на 10,3%, и составили 3 751,7 млрд рублей. Основной вклад в рост собственных доходов обеспечили налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, объем которых увеличился на 13,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Отметим, что объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) вырос на 7,3%, что ниже уровня инфляции. В общем объеме поступивших в 2021 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 49,8% (1 868,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 50,2% (1 883,0 млрд рублей). В 2019 г. указанные доли составили, соответственно, 48,4% и 51,6%.
(Евплова К.А., Головкин Р.Б.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, на 349,9 млрд рублей, или на 10,3%, и составили 3 751,7 млрд рублей. Основной вклад в рост собственных доходов обеспечили налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, объем которых увеличился на 13,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Отметим, что объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) вырос на 7,3%, что ниже уровня инфляции. В общем объеме поступивших в 2021 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 49,8% (1 868,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 50,2% (1 883,0 млрд рублей). В 2019 г. указанные доли составили, соответственно, 48,4% и 51,6%.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2542
(ред. от 30.03.2023)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1230; N 37, ст. 5002; 2015, N 10, ст. 1533; 2016, N 7, ст. 1000; 2017, N 2, ст. 368; 2020, N 7, ст. 841; 2021, N 9, ст. 1506):
(ред. от 30.03.2023)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 10, ст. 1230; N 37, ст. 5002; 2015, N 10, ст. 1533; 2016, N 7, ст. 1000; 2017, N 2, ст. 368; 2020, N 7, ст. 841; 2021, N 9, ст. 1506):
Вопрос: О размере авансовых платежей по госконтрактам на строительство объектов капитального строительства госсобственности субъекта РФ; об изменении условий госконтракта о казначейском сопровождении.
(Письмо Минфина России от 18.04.2023 N 02-17-09/34799)С учетом подходов, определенных в письме Минфина России от 27.05.2021 N 09-01-06/41150, по мнению Департамента, условие, предусмотренное пунктом 4 постановления N 348, подлежит включению только в те государственные контракты с сопровождением, извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации размещены в единой информационной системе в сфере закупок или приглашения принять участие в которых направлены после заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений к таким соглашениям), предусматривающих обязательство субъекта Российской Федерации, указанное в пункте 4 постановления N 348.
(Письмо Минфина России от 18.04.2023 N 02-17-09/34799)С учетом подходов, определенных в письме Минфина России от 27.05.2021 N 09-01-06/41150, по мнению Департамента, условие, предусмотренное пунктом 4 постановления N 348, подлежит включению только в те государственные контракты с сопровождением, извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации размещены в единой информационной системе в сфере закупок или приглашения принять участие в которых направлены после заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений к таким соглашениям), предусматривающих обязательство субъекта Российской Федерации, указанное в пункте 4 постановления N 348.
Статья: Заполнение отдельных форм бюджетной отчетности за 2022 год
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В п. 4 Приложения 1 к Письму N 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103 отмечено, что справки (ф. 0503125) представляются в соответствии с требованиями Инструкции N 191н. Также рекомендовано учесть положения Письма Минфина России от 15.12.2021 N 02-06-07/102120 "Об отражении в бюджетном учете операций, связанных с порядком признания доходов (расходов) от межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передаче активов".
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В п. 4 Приложения 1 к Письму N 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103 отмечено, что справки (ф. 0503125) представляются в соответствии с требованиями Инструкции N 191н. Также рекомендовано учесть положения Письма Минфина России от 15.12.2021 N 02-06-07/102120 "Об отражении в бюджетном учете операций, связанных с порядком признания доходов (расходов) от межбюджетных трансфертов, предоставляемых с условиями при передаче активов".
Вопрос: О казначейском сопровождении средств по госконтракту на выполнение работ по рекультивации свалки в центральной экологической зоне, финансируемому за счет субсидии из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-08/115074)<1> Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-08/115074)<1> Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ).
Готовое решение: Как отразить в бюджетном учете межбюджетные трансферты
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие к учету доходов от межбюджетных трансфертов осуществляет администратор доходов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы РФ. Если расходы за счет средств МБТ с условиями производят несколько участников бюджетного процесса, то доходы от его поступления принимает к учету главный администратор (администратор) доходов бюджетов по возврату остатков этого трансферта прошлых лет (п. 27 СГС "Доходы", Письмо Минфина России от 15.12.2021 N 02-06-07/102120).
(КонсультантПлюс, 2025)Принятие к учету доходов от межбюджетных трансфертов осуществляет администратор доходов по поступлениям от бюджетов бюджетной системы РФ. Если расходы за счет средств МБТ с условиями производят несколько участников бюджетного процесса, то доходы от его поступления принимает к учету главный администратор (администратор) доходов бюджетов по возврату остатков этого трансферта прошлых лет (п. 27 СГС "Доходы", Письмо Минфина России от 15.12.2021 N 02-06-07/102120).
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)5. Гринкевич А.М. Влияние налоговых льгот на налоговый потенциал региона / А.М. Гринкевич // Управленческий учет. 2021. N 12-2. С. 355 - 366.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)5. Гринкевич А.М. Влияние налоговых льгот на налоговый потенциал региона / А.М. Гринкевич // Управленческий учет. 2021. N 12-2. С. 355 - 366.
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Исследователи в области бюджетного права, например В.В. Михеев <8>, также справедливо отмечают, что принцип эффективности использования бюджетных средств (эффективности и результативности; эффективности и экономности) является самым труднореализуемым, поскольку оценка соответствия затрат носит субъективный характер. Также С.В. Фрумина указывает на "отсутствие унифицированной методики оценки эффективности субсидий, предоставляемых юридическим лицам", подчеркивая, что, "несмотря на многовариативность существующих подходов к оценке эффективности межбюджетных трансфертов, их адаптация применительно к субсидиям юридическим лицам является затруднительной" <9>.
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Исследователи в области бюджетного права, например В.В. Михеев <8>, также справедливо отмечают, что принцип эффективности использования бюджетных средств (эффективности и результативности; эффективности и экономности) является самым труднореализуемым, поскольку оценка соответствия затрат носит субъективный характер. Также С.В. Фрумина указывает на "отсутствие унифицированной методики оценки эффективности субсидий, предоставляемых юридическим лицам", подчеркивая, что, "несмотря на многовариативность существующих подходов к оценке эффективности межбюджетных трансфертов, их адаптация применительно к субсидиям юридическим лицам является затруднительной" <9>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов (утвержденных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- учет при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных отраслей экономики регионов (утвержденных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)68. Приказ Федерального казначейства от 22 июня 2022 г. N 182 "Об утверждении формы Отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, и указаний по ее заполнению".
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)68. Приказ Федерального казначейства от 22 июня 2022 г. N 182 "Об утверждении формы Отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, и указаний по ее заполнению".
Статья: Территориальное общественное самоуправление как субъект публично-поощрительных правоотношений
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Таким образом, органы ТОС не являются составной частью единой системы публичной власти, поскольку реализуют общественную власть и не относятся к органам местного самоуправления. Но в то же время органы муниципальной власти регулируют порядок организации и осуществления ТОС, определяют условия выделения средств из местного бюджета, что свидетельствует о существенных рычагах влияния на органы ТОС. Учитывая, в свою очередь, зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов от федерального центра и субъектов РФ, органы ТОС опосредованно встраиваются в систему публичной власти.
(Нигметзянов А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Таким образом, органы ТОС не являются составной частью единой системы публичной власти, поскольку реализуют общественную власть и не относятся к органам местного самоуправления. Но в то же время органы муниципальной власти регулируют порядок организации и осуществления ТОС, определяют условия выделения средств из местного бюджета, что свидетельствует о существенных рычагах влияния на органы ТОС. Учитывая, в свою очередь, зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов от федерального центра и субъектов РФ, органы ТОС опосредованно встраиваются в систему публичной власти.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Во-вторых, акцент на уплачиваемый характер обязательных платежей получил и законодательное оформление. Так, Закон "О страховых пенсиях" <24> введенное на смену трудовому стажу понятие страхового стажа определяет как период трудовой деятельности лица, в течение которого исчислялись и уплачивались страховые взносы, что противоречит установленному НК РФ взимаемому характеру страховых взносов и правовому механизму его реализации: уплата, обеспеченная обязательным взысканием на случай неуплаты. С момента отнесения страховых взносов к категории обязательных налоговых платежей (2017 г.) прошло достаточно времени, чтобы устранить это противоречие. Возникает вопрос о том, за счет каких резервов и ресурсов законодатель рассчитывает восполнять выпадающие доходы, в частности, ПФР. Главный источник - межбюджетные трансферты из федерального бюджета: так, в 2021 г. на это было запланировано 20% расходов федерального бюджета <25>. Если учесть тот факт, что федеральный бюджет на 80% состоит из налоговых доходов, то становится понятным, что основная - при этом растущая - нагрузка по обеспечению доходности бюджетов возложена на добросовестных плательщиков, которые своими силами и средствами обеспечивают преференции теперь еще и для неплательщиков. Второй источник - введение в составе страховой пенсии ФВ (фиксированной выплаты), посредством которой происходит перераспределение доходов от страховых взносов между получателями страховых пенсий: 6% из 22% уплачиваемых страховых взносов идут на обеспечение ФВ, поэтому в составе каждой страховой пенсии есть доля, размер которой равен для всех, независимо от личного вклада. Финансирование равной для всех ФВ также обеспечивается за счет плательщиков. Третий - введенный с 2014 г. мораторий на формирование накопительной пенсии, продленный до 2023 г. <26>.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Во-вторых, акцент на уплачиваемый характер обязательных платежей получил и законодательное оформление. Так, Закон "О страховых пенсиях" <24> введенное на смену трудовому стажу понятие страхового стажа определяет как период трудовой деятельности лица, в течение которого исчислялись и уплачивались страховые взносы, что противоречит установленному НК РФ взимаемому характеру страховых взносов и правовому механизму его реализации: уплата, обеспеченная обязательным взысканием на случай неуплаты. С момента отнесения страховых взносов к категории обязательных налоговых платежей (2017 г.) прошло достаточно времени, чтобы устранить это противоречие. Возникает вопрос о том, за счет каких резервов и ресурсов законодатель рассчитывает восполнять выпадающие доходы, в частности, ПФР. Главный источник - межбюджетные трансферты из федерального бюджета: так, в 2021 г. на это было запланировано 20% расходов федерального бюджета <25>. Если учесть тот факт, что федеральный бюджет на 80% состоит из налоговых доходов, то становится понятным, что основная - при этом растущая - нагрузка по обеспечению доходности бюджетов возложена на добросовестных плательщиков, которые своими силами и средствами обеспечивают преференции теперь еще и для неплательщиков. Второй источник - введение в составе страховой пенсии ФВ (фиксированной выплаты), посредством которой происходит перераспределение доходов от страховых взносов между получателями страховых пенсий: 6% из 22% уплачиваемых страховых взносов идут на обеспечение ФВ, поэтому в составе каждой страховой пенсии есть доля, размер которой равен для всех, независимо от личного вклада. Финансирование равной для всех ФВ также обеспечивается за счет плательщиков. Третий - введенный с 2014 г. мораторий на формирование накопительной пенсии, продленный до 2023 г. <26>.