Учет медицинских изделий в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет медицинских изделий в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.05.2024 по делу N А74-4801/2023
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как установлено судами при рассмотрении дела N А330-13772/2020 отказ Минздрава Хакасии от приемки оборудования мотивирован тем, что поставленные рентгенодиагностические аппараты не соответствуют сведениям, указанным в регистрационных удостоверениях на медицинское изделие, что свидетельствует о несоответствии оборудования условиям контракта и является незарегистрированным в соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанный отказ от приемки оборудования с учетом области применения медицинских изделий и возможности причинения вреда пациентам при использовании медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке, признан судами законным, а претензии Минздрава Хакасии к поставленному оборудованию - обоснованными, ввиду недоказанности полного соответствия поставленного оборудования условиям контракта (в котором указаны регистрационные удостоверения на оборудование).
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о включении сведений о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Как установлено судами при рассмотрении дела N А330-13772/2020 отказ Минздрава Хакасии от приемки оборудования мотивирован тем, что поставленные рентгенодиагностические аппараты не соответствуют сведениям, указанным в регистрационных удостоверениях на медицинское изделие, что свидетельствует о несоответствии оборудования условиям контракта и является незарегистрированным в соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Указанный отказ от приемки оборудования с учетом области применения медицинских изделий и возможности причинения вреда пациентам при использовании медицинских изделий, не зарегистрированных в установленном порядке, признан судами законным, а претензии Минздрава Хакасии к поставленному оборудованию - обоснованными, ввиду недоказанности полного соответствия поставленного оборудования условиям контракта (в котором указаны регистрационные удостоверения на оборудование).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) коронавируса по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Также учитываются расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение этих изделий до состояния готовности к использованию.
(КонсультантПлюс, 2025)при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на приобретение медизделий для диагностики (лечения) коронавируса по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Также учитываются расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение этих изделий до состояния готовности к использованию.
Статья: Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты проводится с учетом Приказа Минздрава РФ от 28.10.2020 N 1164н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 2)Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты проводится с учетом Приказа Минздрава РФ от 28.10.2020 N 1164н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)22. В течение девяноста календарных дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечня медицинских изделий, указанного в части 21 настоящей статьи, не допускаются реализация и отпуск включенных в него медицинских изделий по ценам, превышающим предельные отпускные цены производителей на указанные медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей с учетом налога на добавленную стоимость.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)22. В течение девяноста календарных дней со дня утверждения Правительством Российской Федерации перечня медицинских изделий, указанного в части 21 настоящей статьи, не допускаются реализация и отпуск включенных в него медицинских изделий по ценам, превышающим предельные отпускные цены производителей на указанные медицинские изделия, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей с учетом налога на добавленную стоимость.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. С учетом ч. 3.2 ст. 38 Закона N 323-ФЗ после внесения 20 августа 2020 г. изменений в регистрационное досье производство медицинского изделия по РУ от 11.02.2020 N РЗН 2020/9621 может осуществляться в срок до 20 февраля 2021 г. (включительно). Следовательно, товар, изготовленный в период с 20 августа 2020 г. по 20 февраля 2021 г., не соответствует требованию проекта контракта о том, что медицинское изделие должно быть изготовлено не ранее 1 января 2022 г. <44>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример правовой оценки. С учетом ч. 3.2 ст. 38 Закона N 323-ФЗ после внесения 20 августа 2020 г. изменений в регистрационное досье производство медицинского изделия по РУ от 11.02.2020 N РЗН 2020/9621 может осуществляться в срок до 20 февраля 2021 г. (включительно). Следовательно, товар, изготовленный в период с 20 августа 2020 г. по 20 февраля 2021 г., не соответствует требованию проекта контракта о том, что медицинское изделие должно быть изготовлено не ранее 1 января 2022 г. <44>.
Последние изменения: Запреты на допуск иностранных товаров (работ, услуг) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)До 31 декабря 2021 г. при закупке медицинских масок следует учитывать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Запрет применяется к медицинским маскам, которые закупаются по кодам 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)" и 32.99.11.160 "Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок)". Медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (лота) вместе с иными видами промтоваров из Перечня к Постановлению N 616 (п. п. 12, 20 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)До 31 декабря 2021 г. при закупке медицинских масок следует учитывать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Запрет применяется к медицинским маскам, которые закупаются по кодам 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)" и 32.99.11.160 "Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок)". Медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (лота) вместе с иными видами промтоваров из Перечня к Постановлению N 616 (п. п. 12, 20 указанного Постановления).
Статья: Требование о совместимости при закупке медицинских изделий по Закону N 44-ФЗ
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)<19> См.: Постановление Двенадцатого ААС от 25.11.2020 по делу N А06-11507/2019. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Центрального округа от 15.11.2021 по делу N А68-6948/2020, Восемнадцатого ААС от 09.09.2021 по делу N А76-792/2021.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)<19> См.: Постановление Двенадцатого ААС от 25.11.2020 по делу N А06-11507/2019. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Центрального округа от 15.11.2021 по делу N А68-6948/2020, Восемнадцатого ААС от 09.09.2021 по делу N А76-792/2021.
Статья: Актуальные вопросы применения индикаторов риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)С учетом вышеизложенного целью данного исследования является выработка мер, направленных на оптимизацию индикаторов риска в сфере здравоохранения. В качестве задач определены: 1) выявление минимально необходимых условий для нормативно-правового утверждения индикаторов риска для контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения; 2) изучение действующих индикаторов риска при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий; 3) разработка проектов дополнительных индикаторов риска с учетом такой национальной цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей <5>.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2024, N 1)С учетом вышеизложенного целью данного исследования является выработка мер, направленных на оптимизацию индикаторов риска в сфере здравоохранения. В качестве задач определены: 1) выявление минимально необходимых условий для нормативно-правового утверждения индикаторов риска для контрольных (надзорных) мероприятий в сфере здравоохранения; 2) изучение действующих индикаторов риска при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий; 3) разработка проектов дополнительных индикаторов риска с учетом такой национальной цели развития Российской Федерации, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей <5>.
Вопрос: О предоставлении социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной за медицинское изделие.
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568)При этом виды медицинских услуг, расходы на оплату которых принимаются для уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, ограничены перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
(Письмо Минфина России от 10.07.2024 N 03-04-05/64568)При этом виды медицинских услуг, расходы на оплату которых принимаются для уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, ограничены перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
Статья: Риски и последствия незаконного использования интеллектуальной собственности для хозяйствующих субъектов - правообладателей
(Хоменко Е.В., Рахвалова Д.О.)
("Юрист", 2022, N 4)В таблице 1 подробнее раскрыта группа рисков, связанных с утратой исключительного права на объект интеллектуальной собственности, поскольку их реализация влечет наиболее серьезные последствия для хозяйствующего субъекта. При этом выборка объектов осуществлена с учетом обозначенной выше предметной области (медицинские изделия и агробиотехнологии).
(Хоменко Е.В., Рахвалова Д.О.)
("Юрист", 2022, N 4)В таблице 1 подробнее раскрыта группа рисков, связанных с утратой исключительного права на объект интеллектуальной собственности, поскольку их реализация влечет наиболее серьезные последствия для хозяйствующего субъекта. При этом выборка объектов осуществлена с учетом обозначенной выше предметной области (медицинские изделия и агробиотехнологии).
Вопрос: О применении ставки НДС 10% при реализации медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с кодом ОКПД 2 32.50.50.190, если ранее в удостоверениях стоял код ОКПД 2 32.50.50.000.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-07-07/1003)Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.
(Письмо Минфина России от 11.01.2024 N 03-07-07/1003)Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Заметим, что аналогичная норма есть и в главе 25 НК РФ. Она позволяет учитывать расходы на приобретение медицинских изделий при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечень медицинских изделий для целей применения подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Однако этот перечень применим исключительно в целях признания расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Для целей УСН его применять нельзя.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Заметим, что аналогичная норма есть и в главе 25 НК РФ. Она позволяет учитывать расходы на приобретение медицинских изделий при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечень медицинских изделий для целей применения подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 714. Однако этот перечень применим исключительно в целях признания расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Для целей УСН его применять нельзя.
Статья: К вопросу о назначении и пределах функционирования механизма продления срока действия исключительных прав на изобретения в сфере медицинских технологий
(Цилюрик У.С.)
("Российский судья", 2022, N 6)Как следствие, максимальный период времени, который может понадобиться для государственной регистрации медицинского изделия, без учета срока проведения клинических испытаний, составляет 120 рабочих дней, что не намного меньше срока (160 рабочих дней), в течение которого, без учета срока проведения клинических испытаний, осуществляется государственная регистрация лекарственного препарата <14>.
(Цилюрик У.С.)
("Российский судья", 2022, N 6)Как следствие, максимальный период времени, который может понадобиться для государственной регистрации медицинского изделия, без учета срока проведения клинических испытаний, составляет 120 рабочих дней, что не намного меньше срока (160 рабочих дней), в течение которого, без учета срока проведения клинических испытаний, осуществляется государственная регистрация лекарственного препарата <14>.
Вопрос: О социальном вычете по НДФЛ при приобретении контактных линз.
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-06/133545)При этом виды медицинских услуг, расходы на оплату которых принимаются для уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, ограничены Перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".
(Письмо Минфина России от 28.12.2024 N 03-04-06/133545)При этом виды медицинских услуг, расходы на оплату которых принимаются для уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, ограничены Перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 458 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета".