Учет источников финансирования дефицита бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет источников финансирования дефицита бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Второй содержательный аспект данного принципа в первоначальной редакции ст. 35 БК РФ предусматривал, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с расходами. Законодательно установленные исключения составляли доходы целевых бюджетных фондов, а также случаи централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. В действующей с 28.04.2007 редакции данной статьи указывается, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. С учетом разъяснений Минфина России расходы бюджетов бюджетной системы РФ невозможно детализировать в разрезе средств, полученных от различных видов доходов бюджетов, установленных статьей 41 БК РФ <9>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Второй содержательный аспект данного принципа в первоначальной редакции ст. 35 БК РФ предусматривал, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с расходами. Законодательно установленные исключения составляли доходы целевых бюджетных фондов, а также случаи централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. В действующей с 28.04.2007 редакции данной статьи указывается, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. С учетом разъяснений Минфина России расходы бюджетов бюджетной системы РФ невозможно детализировать в разрезе средств, полученных от различных видов доходов бюджетов, установленных статьей 41 БК РФ <9>.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)<7> Объем заимствований не может превышать объем дефицита бюджета, увеличенный на объем долговых обязательств, подлежащих погашению в финансовом году. Действующие положения БК РФ, а именно п. п. 3 и 4 ст. 106, изложены в редакции Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 562-ФЗ, допускающей превышение общих сумм заимствований субъектов РФ и муниципальных образований над общими суммами средств, направленными на финансирование дефицита бюджета, и объемами погашения долговых обязательств субъектов РФ или муниципальных образований соответственно на объем остатков, образовавшихся на конец отчетного финансового года в связи с неполным использованием целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций, предоставленных с условиями их использования, а также на объем поступлений доходов отчетного финансового года, зачисленных в соответствующий бюджет после последнего рабочего дня отчетного финансового года. При возникновении целевых остатков в отчетном финансовом году соответствующие денежные средства должны быть учтены в качестве источников финансирования дефицита бюджета в текущем году с одновременным сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
(ред. от 31.07.2025)1. Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 N 628
(ред. от 28.09.2018)
"Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям акционерного общества "ДОМ.РФ"Исполнение Министерством финансов Российской Федерации обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций и / или частично или полностью процентного дохода по ним не ведет к возникновению требований в порядке регресса со стороны Министерства к акционерному обществу "ДОМ.РФ". Министерство финансов Российской Федерации предусматривает в проекте федерального закона о федеральном бюджете на тот финансовый год, в котором условиями эмиссии облигаций предусматривается погашение их номинальной стоимости и / или выплата частично или полностью купонного дохода, средства на исполнение обязательств по гарантиям (при наступлении гарантийного случая) в размере гарантированных обязательств акционерного общества "ДОМ.РФ", подлежащих исполнению в этом году. Указанные средства учитываются в источниках финансирования дефицита федерального бюджета на соответствующий год.
(ред. от 28.09.2018)
"Об утверждении Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям акционерного общества "ДОМ.РФ"Исполнение Министерством финансов Российской Федерации обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций и / или частично или полностью процентного дохода по ним не ведет к возникновению требований в порядке регресса со стороны Министерства к акционерному обществу "ДОМ.РФ". Министерство финансов Российской Федерации предусматривает в проекте федерального закона о федеральном бюджете на тот финансовый год, в котором условиями эмиссии облигаций предусматривается погашение их номинальной стоимости и / или выплата частично или полностью купонного дохода, средства на исполнение обязательств по гарантиям (при наступлении гарантийного случая) в размере гарантированных обязательств акционерного общества "ДОМ.РФ", подлежащих исполнению в этом году. Указанные средства учитываются в источниках финансирования дефицита федерального бюджета на соответствующий год.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Источники финансирования дефицита бюджета. Дефицит бюджета может быть минимизирован за счет привлечения и учета средств из дополнительных источников. БК РФ различает источники финансирования дефицита бюджета по уровню бюджета, чей дефицит финансируется (федеральный, региональный, местный), и по виду источника (внутренние, внешние).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Источники финансирования дефицита бюджета. Дефицит бюджета может быть минимизирован за счет привлечения и учета средств из дополнительных источников. БК РФ различает источники финансирования дефицита бюджета по уровню бюджета, чей дефицит финансируется (федеральный, региональный, местный), и по виду источника (внутренние, внешние).
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Для исполнения бюджета бюджетное законодательство установило отдельные процедуры осуществления и учета операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, подлежащие отражению на лицевых счетах. Наиболее объемными являются операции по исполнению бюджета по расходам, предусматривающие процедуры доведения бюджетных данных, принятия и учета бюджетных и денежных обязательств, а также санкционирования расходов бюджета. Таким образом, к единому счету бюджета подлежат открытию те лицевые счета, которые предназначены для учета отдельных операций по исполнению бюджета.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Для исполнения бюджета бюджетное законодательство установило отдельные процедуры осуществления и учета операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, подлежащие отражению на лицевых счетах. Наиболее объемными являются операции по исполнению бюджета по расходам, предусматривающие процедуры доведения бюджетных данных, принятия и учета бюджетных и денежных обязательств, а также санкционирования расходов бюджета. Таким образом, к единому счету бюджета подлежат открытию те лицевые счета, которые предназначены для учета отдельных операций по исполнению бюджета.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Закрепление за органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными организациями бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета производится с учетом выполняемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.