Учет исполнительных листов в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет исполнительных листов в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.10.2024 N 88-23916/2024 (УИД 51RS0001-01-2024-000051-07)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств.
Обстоятельства: Вступившими в законную силу судебными решениями установлено наличие у ответчика задолженности по выплате истцу денежного содержания.
Решение: Удовлетворено.Довод кассационной жалобы о незаконном возложении на ответчика обязанности осуществлять начисление процентов на присужденную сумму заработной платы по день фактического исполнения судебного постановления, сделанный без учета нормативно-правового регулирования порядка исполнения решения суда бюджетными учреждениями, которое не может быть начато без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, вследствие чего за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда, не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм трудового законодательства.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании компенсации за несвоевременную выплату денежных средств.
Обстоятельства: Вступившими в законную силу судебными решениями установлено наличие у ответчика задолженности по выплате истцу денежного содержания.
Решение: Удовлетворено.Довод кассационной жалобы о незаконном возложении на ответчика обязанности осуществлять начисление процентов на присужденную сумму заработной платы по день фактического исполнения судебного постановления, сделанный без учета нормативно-правового регулирования порядка исполнения решения суда бюджетными учреждениями, которое не может быть начато без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, вследствие чего за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда, не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм трудового законодательства.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88-17936/2024 (УИД 29RS0023-01-2024-000675-41)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что выплаты истцу ответчиком осуществлены не в полном размере.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Довод кассационной жалобы о незаконном возложении на ответчика обязанности осуществлять начисление процентов на присужденную сумму заработной платы по день фактического исполнения судебного постановления, сделанный без учета нормативно-правового регулирования порядка исполнения решения суда бюджетными учреждениями, которое не может быть начато без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, вследствие чего за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда, не свидетельствует о неправильном применении судом трудового законодательства.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что выплаты истцу ответчиком осуществлены не в полном размере.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Довод кассационной жалобы о незаконном возложении на ответчика обязанности осуществлять начисление процентов на присужденную сумму заработной платы по день фактического исполнения судебного постановления, сделанный без учета нормативно-правового регулирования порядка исполнения решения суда бюджетными учреждениями, которое не может быть начато без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, вследствие чего за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда, не свидетельствует о неправильном применении судом трудового законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно сделать с исполнительным листом работника при его увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Что нужно сделать с исполнительным листом работника при его увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)Что нужно сделать с исполнительным листом работника при его увольнении
Вопрос: Об указании взыскателя в исполнительных документах о взыскании госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-11-10/121061)Согласно положениям Постановления N 995 главные администраторы доходов федерального бюджета формируют и утверждают перечень подведомственных территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, и принимают правовые акты о наделении указанных подведомственных территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-11-10/121061)Согласно положениям Постановления N 995 главные администраторы доходов федерального бюджета формируют и утверждают перечень подведомственных территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, и принимают правовые акты о наделении указанных подведомственных территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010)
(Извлечение)С учетом изложенного во избежание ошибок при направлении исполнительных документов и, как следствие, в целях сокращения сроков исполнения вступивших в законную силу судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений - должников по делу, на основании Приказа Руководителя Федерального казначейства Российской Федерации издан Приказ от 6 июля 2010 г. N 169 "О создании и ведении справочника лицевых счетов участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и размещении Федеральным казначейством на Интернет-сайте Федерального казначейства информации об открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах" информация об открытых лицевых счетах в органе Федерального казначейства бюджетных учреждений как получателей средств федерального бюджета размещена на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет" (www.roskazna.ru) в подразделе "Информация для взыскателей" раздела "Федеральное казначейство" в Справочнике лицевых счетов участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010)
(Извлечение)С учетом изложенного во избежание ошибок при направлении исполнительных документов и, как следствие, в целях сокращения сроков исполнения вступивших в законную силу судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений - должников по делу, на основании Приказа Руководителя Федерального казначейства Российской Федерации издан Приказ от 6 июля 2010 г. N 169 "О создании и ведении справочника лицевых счетов участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и размещении Федеральным казначейством на Интернет-сайте Федерального казначейства информации об открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах" информация об открытых лицевых счетах в органе Федерального казначейства бюджетных учреждений как получателей средств федерального бюджета размещена на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет" (www.roskazna.ru) в подразделе "Информация для взыскателей" раздела "Федеральное казначейство" в Справочнике лицевых счетов участников бюджетного процесса всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2024 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"Часть 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместо этого в ней указаны сроки на совершение отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. В частности, в абзаце первом пункта 6 и абзаце первом пункта 7 предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а учреждение в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в названный орган распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше, чем три месяца. При этом указание в пункте 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"Часть 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ не предусматривает трехмесячного срока на исполнение судебных актов со дня поступления исполнительных документов, аналогичного установленному пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вместо этого в ней указаны сроки на совершение отдельных действий в рамках исполнения судебного акта. В частности, в абзаце первом пункта 6 и абзаце первом пункта 7 предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя, а учреждение в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в названный орган распоряжение о совершении казначейского платежа, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника. Общая продолжительность исполнения судебного акта, однако, в таком случае все равно - при соблюдении участниками данной процедуры обозначенных сроков - должна составлять меньше, чем три месяца. При этом указание в пункте 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ на то, что при невозможности взыскать денежные средства с учреждения в связи с отсутствием таковых на его лицевых счетах в течение трех месяцев названный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока, не означает с учетом приведенных положений, что три месяца являются нормативным сроком для исполнения судебного акта о взыскании денежных средств при наличии таковых на лицевом счете должника.
Вопрос: Правомерен ли возврат документов заявителю при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на том основании, что к исполнительному листу приложена копия судебного акта, распечатанная с официального сайта суда и не заверенная надлежащим образом?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данное понимание исходит из расширительного толкования п. 3.1 ст. 319 АПК РФ, согласно которому, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, а также учитывает требование п. 18 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н, предусматривающего необходимость направления взыскателем в орган Федерального казначейства для исполнения судебного акта надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 306-КГ17-1353 по делу N А12-23921/2016; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2018 N Ф06-36135/2018 по делу N А06-9904/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 23.11.2018 N 306-КГ18-19303 отказано в передаче дела N А06-9904/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данное понимание исходит из расширительного толкования п. 3.1 ст. 319 АПК РФ, согласно которому, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, а также учитывает требование п. 18 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н, предусматривающего необходимость направления взыскателем в орган Федерального казначейства для исполнения судебного акта надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист (Определение Верховного Суда РФ от 19.05.2017 N 306-КГ17-1353 по делу N А12-23921/2016; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2018 N Ф06-36135/2018 по делу N А06-9904/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 23.11.2018 N 306-КГ18-19303 отказано в передаче дела N А06-9904/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Статья: Об удержании алиментов на детей по исполнительному листу
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2
Статья: Практика рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа дел, связанных с применением Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган казначейства по месту открытия в соответствии с БК РФ должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
(Елагина О.К.)
("Арбитражные споры", 2021, N 4)В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган казначейства по месту открытия в соответствии с БК РФ должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Готовое решение: Можно ли производить удержания отпускных у работника
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли производить удержания отпускных у работника
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли производить удержания отпускных у работника
Готовое решение: Как уволить надомника
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие документы необходимо выдать надомнику и что сделать с исполнительным листом при его увольнении
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие документы необходимо выдать надомнику и что сделать с исполнительным листом при его увольнении
Статья: Изменения в Бюджетном кодексе и налоговая реформа
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)В 2024 году признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной к взысканию указанной задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном п. 4 ст. 47.2 БК РФ. Исполнительные документы о взыскании данной задолженности подлежат отмене, а возбужденные на их основании исполнительные производства - прекращению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Статья: Заполнение приложений пояснительной записки (ф. 0503760) за 2022 год
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Чиновники отмечают, что в случае, если денежные обязательства, принятые на основании одного исполнительного листа, по своему экономическому содержанию относятся к разным кодам КОСГУ, раскрытие информации осуществляется по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом графа 2 в обозначенном случае заполняется только по той строке, по которой фиксируется наибольшая сумма принятых денежных обязательств (графа 3) в рамках одного исполнительного листа. По иным суммам принятых денежных обязательств в рамках одного исполнительного листа, отраженным по другим строкам отчета, в графе 2 проставляется ноль.
(Суворова Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Чиновники отмечают, что в случае, если денежные обязательства, принятые на основании одного исполнительного листа, по своему экономическому содержанию относятся к разным кодам КОСГУ, раскрытие информации осуществляется по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом графа 2 в обозначенном случае заполняется только по той строке, по которой фиксируется наибольшая сумма принятых денежных обязательств (графа 3) в рамках одного исполнительного листа. По иным суммам принятых денежных обязательств в рамках одного исполнительного листа, отраженным по другим строкам отчета, в графе 2 проставляется ноль.
Готовое решение: Как с 1 апреля 2026 г. заполнить платежное поручение на перечисление судебным приставам задолженности работников по исполнительному листу
(КонсультантПлюс, 2025)Как с 1 апреля 2026 г. заполнить платежное поручение на перечисление судебным приставам задолженности работников по исполнительному листу
(КонсультантПлюс, 2025)Как с 1 апреля 2026 г. заполнить платежное поручение на перечисление судебным приставам задолженности работников по исполнительному листу
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 75 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50 разъяснено следующее: при применении положений ч. 7 комментируемой статьи 112 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора; должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 75 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50 разъяснено следующее: при применении положений ч. 7 комментируемой статьи 112 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 части первой ГК РФ); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора; должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.