Учет и регистрация инфекционных заболеваний
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет и регистрация инфекционных заболеваний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 ч подает новое экстренное извещение на пациента с инфекционным заболеванием в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления заболевания с указанием измененного (уточненного) диагноза, даты его установления, первоначального диагноза, результата лабораторного исследования. Территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при получении извещения об измененном (уточненном) диагнозе ставит в известность медицинскую организацию по месту выявления больного, приславшую первоначальное экстренное извещение. Учет зарегистрированных случаев инфекционных болезней осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в формах федерального государственного статистического наблюдения.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 ч подает новое экстренное извещение на пациента с инфекционным заболеванием в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления заболевания с указанием измененного (уточненного) диагноза, даты его установления, первоначального диагноза, результата лабораторного исследования. Территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при получении извещения об измененном (уточненном) диагнозе ставит в известность медицинскую организацию по месту выявления больного, приславшую первоначальное экстренное извещение. Учет зарегистрированных случаев инфекционных болезней осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в формах федерального государственного статистического наблюдения.
Вопрос: Каковы особенности приема на работу гражданина Республики Молдова?
(Консультация эксперта, 2025)прохождения медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных утвержденным перечнем, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
(Консультация эксперта, 2025)прохождения медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных утвержденным перечнем, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15
(ред. от 06.02.2007)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака"23. Перечень оснований для признания брака недействительным, содержащийся в п. 1 ст. 27 СК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. К таким основаниям относятся: нарушение установленных законом условий заключения брака (ст. ст. 12, 13 СК РФ); наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению (ст. 14 СК РФ); сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, от другого лица наличия у него венерической болезни или ВИЧ - инфекции (п. 3 ст. 15 СК РФ); фиктивность брака (п. 1 ст. 27 СК РФ).
(ред. от 06.02.2007)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака"23. Перечень оснований для признания брака недействительным, содержащийся в п. 1 ст. 27 СК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. К таким основаниям относятся: нарушение установленных законом условий заключения брака (ст. ст. 12, 13 СК РФ); наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению (ст. 14 СК РФ); сокрытие одним из лиц, вступающих в брак, от другого лица наличия у него венерической болезни или ВИЧ - инфекции (п. 3 ст. 15 СК РФ); фиктивность брака (п. 1 ст. 27 СК РФ).
Вопрос: Нужно ли организации регистрировать микротравмы на производстве? В каком порядке?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При этом для отдельных организаций могут быть предусмотрены специальные нормы, в том числе по учету микротравм. Так, например, в медицинской организации при получении микротравм (уколы, порезы) с возникновением риска инфицирования ответственный за профилактику парентеральных инфекций организует регистрацию аварии и профилактические мероприятия в соответствии с Санитарными правилами (п. 3473 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)При этом для отдельных организаций могут быть предусмотрены специальные нормы, в том числе по учету микротравм. Так, например, в медицинской организации при получении микротравм (уколы, порезы) с возникновением риска инфицирования ответственный за профилактику парентеральных инфекций организует регистрацию аварии и профилактические мероприятия в соответствии с Санитарными правилами (п. 3473 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4).
Статья: Нормативное понимание категории "многодетная семья" и проблемы реализации гарантий
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В 2021 г. был утвержден План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. <1>. Отдельным блоком выделялись Мероприятия по повышению благополучия семей с детьми, направленные на увеличение рождаемости. При этом, как констатирует статистика последних лет, с учетом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показатели смертности превышали показатели рождаемости. В частности, по статистике, приведенной Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ), на 15 ноября 2020 г. было зарегистрировано 53,7 млн подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и 1,3 млн случаев смерти <2>. Опрос медицинских работников Кемеровской области - Кузбасса показал снижение уровня рождаемости (невозможность зачатия, замершая беременность, рождение мертвого ребенка) как одного из последствий перенесенной коронавирусной инфекции.
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В 2021 г. был утвержден План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 гг. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. <1>. Отдельным блоком выделялись Мероприятия по повышению благополучия семей с детьми, направленные на увеличение рождаемости. При этом, как констатирует статистика последних лет, с учетом распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 показатели смертности превышали показатели рождаемости. В частности, по статистике, приведенной Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ), на 15 ноября 2020 г. было зарегистрировано 53,7 млн подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и 1,3 млн случаев смерти <2>. Опрос медицинских работников Кемеровской области - Кузбасса показал снижение уровня рождаемости (невозможность зачатия, замершая беременность, рождение мертвого ребенка) как одного из последствий перенесенной коронавирусной инфекции.
Статья: Организация планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 6)4.5. Личный автотранспорт владельцев объединяется в группы на договорной основе в случае добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются.
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2023, N 6)4.5. Личный автотранспорт владельцев объединяется в группы на договорной основе в случае добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются.
Статья: Фармакопея ЕАЭС как гармонизирующая основа требований к качеству лекарственных средств в ЕАЭС и за его пределами
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Автором исследуется особая проблематика соблюдения требований к лекарственным средствам, возникающая из-за отсутствия широкой гармонизации между различными фармакопеями по всему миру. Отсутствие таможенных барьеров, наличие единой системы сертификации товаров, единого знака соответствия представляется достаточной правовой основой для развития "евразийской" фармакопеи. Важно подчеркнуть расширенное восприятие сферы действия Фармакопеи ЕАЭС, согласно которой в качестве объектов стандартизации требований перечислены активные фармацевтические субстанции, вспомогательные вещества, лекарственные препараты и другие материалы, описываемые в фармакопейных статьях, а в качестве возможной сферы их применения обозначена как медицина, так и ветеринария. В ЕАЭС справедливо принят курс на стандартизацию и гармонизацию в более широком формате надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств. Содержание фармакопейных статей должно первоочередно учитываться и при осуществлении патентного поиска в аспекте регистрации изобретений, относящихся к лекарственным средствам. С учетом большого потенциала ЕАЭС в контексте создаваемых на территории ЕАЭС и РФ лекарственных средств, используемых в борьбе с коронавирусной инфекцией и иными новейшими инфекциями, болезнями, Фармакопея ЕАЭС как акт гармонизации требований к качеству лекарственных средств и соответствующие процессы согласования в рамках ЕАЭС должны быть гибкими, подлежащими оперативной модернизации и дополнению без особых препятствий на национально-правовом уровне со стороны государств - членов ЕАЭС. Необходимо наращивать экстерриториальный потенциал применения Фармакопеи ЕАЭС, в частности как инструмента допуска лекарственных средств на фармацевтический рынок ЕАЭС и механизма обеспечения высокого уровня требований к качеству лекарственных средств в мире.
(Шахназаров Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Автором исследуется особая проблематика соблюдения требований к лекарственным средствам, возникающая из-за отсутствия широкой гармонизации между различными фармакопеями по всему миру. Отсутствие таможенных барьеров, наличие единой системы сертификации товаров, единого знака соответствия представляется достаточной правовой основой для развития "евразийской" фармакопеи. Важно подчеркнуть расширенное восприятие сферы действия Фармакопеи ЕАЭС, согласно которой в качестве объектов стандартизации требований перечислены активные фармацевтические субстанции, вспомогательные вещества, лекарственные препараты и другие материалы, описываемые в фармакопейных статьях, а в качестве возможной сферы их применения обозначена как медицина, так и ветеринария. В ЕАЭС справедливо принят курс на стандартизацию и гармонизацию в более широком формате надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств. Содержание фармакопейных статей должно первоочередно учитываться и при осуществлении патентного поиска в аспекте регистрации изобретений, относящихся к лекарственным средствам. С учетом большого потенциала ЕАЭС в контексте создаваемых на территории ЕАЭС и РФ лекарственных средств, используемых в борьбе с коронавирусной инфекцией и иными новейшими инфекциями, болезнями, Фармакопея ЕАЭС как акт гармонизации требований к качеству лекарственных средств и соответствующие процессы согласования в рамках ЕАЭС должны быть гибкими, подлежащими оперативной модернизации и дополнению без особых препятствий на национально-правовом уровне со стороны государств - членов ЕАЭС. Необходимо наращивать экстерриториальный потенциал применения Фармакопеи ЕАЭС, в частности как инструмента допуска лекарственных средств на фармацевтический рынок ЕАЭС и механизма обеспечения высокого уровня требований к качеству лекарственных средств в мире.
Вопрос: Каковы особенности заключения гражданско-правового договора с иностранцем о выполнении работ (услуг)?
(Консультация эксперта, 2025)На территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области до 31.12.2025 включительно иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента и без учета требований к заявленной цели визита в РФ при условии прохождения в территориальном органе МВД России идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук (в случае отсутствия дактилоскопической информации - прохождения дактилоскопической регистрации и фотографирования), а также при условии прохождения в соответствии с Законом N 115-ФЗ медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных соответствующим перечнем, и ВИЧ-инфекции (пп. "б" п. 15 Указа Президента РФ от 27.04.2023 N 307).
(Консультация эксперта, 2025)На территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области до 31.12.2025 включительно иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу или патента и без учета требований к заявленной цели визита в РФ при условии прохождения в территориальном органе МВД России идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук (в случае отсутствия дактилоскопической информации - прохождения дактилоскопической регистрации и фотографирования), а также при условии прохождения в соответствии с Законом N 115-ФЗ медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных соответствующим перечнем, и ВИЧ-инфекции (пп. "б" п. 15 Указа Президента РФ от 27.04.2023 N 307).