Учет госзадания
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет госзадания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... пришел к выводу о законности указанной части предписания... исходя из того, что Минфин правильно произвел расчет суммы фактически предоставленной субсидии, подлежащей возврату в связи с неисполнением государственного задания... суд учел, учреждением не представлены доказательства принятия мер по внесению изменений в государственное задание с учетом мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом... мероприятий среди... на... год и Планом на... год...
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... пришел к выводу о законности указанной части предписания... исходя из того, что Минфин правильно произвел расчет суммы фактически предоставленной субсидии, подлежащей возврату в связи с неисполнением государственного задания... суд учел, учреждением не представлены доказательства принятия мер по внесению изменений в государственное задание с учетом мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом... мероприятий среди... на... год и Планом на... год...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отчет об инновационном капитале учреждений высшего образования: перспективы формирования и аналитическая направленность
(Яхина Д.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Заслуживают внимания результаты корреляционного анализа показателей инновационной активности ведущих университетов, осуществленного Я.Б. Лавриненко. В качестве данных показателей автор исследует такие, как доля профессорско-преподавательского состава (ППС) в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей доход деятельности и результатов интеллектуальной деятельности (РИД), размер НИОКР (без учета государственного задания), доля магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся, доля иностранных студентов, количество статей в базах Web of Science (WoS) и Scopus. Исследователь установил высокую взаимосвязь между объемом НИОКР на одного НПР и количеством совместных статей с зарубежными организациями, подтвердил гипотезу взаимосвязи между "качеством поступающих абитуриентов" и объемом НИОКР на одного НПР и другими ключевыми показателями инновационной активности [8, с. 1690].
(Яхина Д.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Заслуживают внимания результаты корреляционного анализа показателей инновационной активности ведущих университетов, осуществленного Я.Б. Лавриненко. В качестве данных показателей автор исследует такие, как доля профессорско-преподавательского состава (ППС) в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей доход деятельности и результатов интеллектуальной деятельности (РИД), размер НИОКР (без учета государственного задания), доля магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся, доля иностранных студентов, количество статей в базах Web of Science (WoS) и Scopus. Исследователь установил высокую взаимосвязь между объемом НИОКР на одного НПР и количеством совместных статей с зарубежными организациями, подтвердил гипотезу взаимосвязи между "качеством поступающих абитуриентов" и объемом НИОКР на одного НПР и другими ключевыми показателями инновационной активности [8, с. 1690].
Статья: Алгоритм оценки рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)<*> Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (регистрационный номер в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения 1022071100074-1-4.5.1).
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)<*> Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (регистрационный номер в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения 1022071100074-1-4.5.1).
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.
(ред. от 31.07.2025)3. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)И отдельная тема касается работы всей системы бюджетных организаций. Что хочу здесь сказать, на что хотел бы обратить внимание? В последние годы бюджет госзадания для таких организаций сократился в номинале примерно на 20 процентов. А в реальном выражении с учетом накопленной инфляции объем госзадания снизился еще сильнее.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)И отдельная тема касается работы всей системы бюджетных организаций. Что хочу здесь сказать, на что хотел бы обратить внимание? В последние годы бюджет госзадания для таких организаций сократился в номинале примерно на 20 процентов. А в реальном выражении с учетом накопленной инфляции объем госзадания снизился еще сильнее.
Готовое решение: Как при ОСН учесть "входной" НДС по приобретенным товарам, работам, услугам
(КонсультантПлюс, 2025)Принять НДС к вычету (возмещению). Это основной метод учета "входного" НДС, если используете приобретенные товары (работы, услуги) в облагаемой НДС деятельности (ст. ст. 171, 172, 176 НК РФ). При этом методе вы вправе уменьшить исчисленный налог на сумму предъявленного поставщиками (подрядчиками) НДС при соблюдении определенных условий.
(КонсультантПлюс, 2025)Принять НДС к вычету (возмещению). Это основной метод учета "входного" НДС, если используете приобретенные товары (работы, услуги) в облагаемой НДС деятельности (ст. ст. 171, 172, 176 НК РФ). При этом методе вы вправе уменьшить исчисленный налог на сумму предъявленного поставщиками (подрядчиками) НДС при соблюдении определенных условий.
Статья: Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления при осуществлении государственных закупок
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Добавленные в 2022 г. составы преступлений характеризуются дополнительным признаком субъекта преступления - наличием административной ответственности (административной преюдицией) за совершенные ранее правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ (ст. 201.2 и ч. 1 ст. 285.5 УК РФ) или ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ (ст. 201.3 и 285.6 УК РФ). Важно отметить, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 285.5 УК РФ, дополнительного признака субъекта преступления (административной преюдиции) не содержит и по сути является квалифицированным составом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ), так как представляет собой частный случай злоупотребления полномочиями путем нарушения условий контракта, повлекший прямо установленные в статье последствия, а именно причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа. Учитывая изложенное, справедлив вопрос о конкуренции норм, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 285.4 и ч. 2 ст. 285.5 УК РФ.
(Самсонов В.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 6)Добавленные в 2022 г. составы преступлений характеризуются дополнительным признаком субъекта преступления - наличием административной ответственности (административной преюдицией) за совершенные ранее правонарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ (ст. 201.2 и ч. 1 ст. 285.5 УК РФ) или ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ (ст. 201.3 и 285.6 УК РФ). Важно отметить, что преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 285.5 УК РФ, дополнительного признака субъекта преступления (административной преюдиции) не содержит и по сути является квалифицированным составом злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ), так как представляет собой частный случай злоупотребления полномочиями путем нарушения условий контракта, повлекший прямо установленные в статье последствия, а именно причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены государственного контракта либо договора, но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа. Учитывая изложенное, справедлив вопрос о конкуренции норм, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 285.4 и ч. 2 ст. 285.5 УК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Спортивные школы по результатам индивидуального отбора лиц и реализации дополнительных предпрофессиональных программ распределяют контингент занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам (предпрофессиональным и общеразвивающим) по каждому избранному виду спорта в соответствии с государственным (муниципальным) заданием с учетом следующих особенностей:
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Применительно к указанной ситуации хотелось бы отметить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в тех или иных сферах. Пунктами 3 и 6 этой же статьи предусматривается, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает орган, осуществляющий функции учредителя. Финансовое обеспечение выполнения такого задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ закреплена возможность предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусматривает возможность предоставления таким учреждениям бюджетных субсидий и на иные цели, не устанавливая при этом каких-либо формальных ограничений для определения таких целей. На основании изложенного можно прийти к выводу, что действующие в настоящее время правовые нормы не позволяют однозначно утверждать о незаконности действий органов государственной власти и местного самоуправления в случае субсидирования бюджетных учреждений в целях реализации этими учреждениями функций данных органов в различных сферах, в том числе и в сфере экономической деятельности. Между тем, как было показано выше, правоприменительная практика придерживается иного подхода, признавая соответствующие акты (действия) противоречащими законодательству о торгах и о защите конкуренции. Однако аргументация соответствующих решений выглядит не вполне убедительно. Суды исходят из противопоставления таких категорий, как "государственные (муниципальные) нужды" и "государственные (муниципальные) услуги", понимая под первыми, соответственно, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников потребности государства либо муниципальных образований, необходимые для реализации выполняемых ими функций, а под услугами - действия, совершаемые в интересах отдельных лиц. Если в результате рассмотрения дела выясняется, что субсидия была предоставлена в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и не на основании конкурсной процедуры, то судом делается вывод о нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем само понятие государственных (муниципальных) нужд в настоящее время в законодательстве отсутствует, не говоря уже о том, что оказание государственных (муниципальных) услуг также в конечном счете направлено на реализацию целей деятельности публично-правового образования. В связи с этим представляется, что при решении вопроса о правомерности либо неправомерности предоставляемой автономному либо бюджетному учреждению субсидии следует руководствоваться прежде всего теми целями, для реализации которых выделяется данная субсидия: если они соответствуют предмету и целям деятельности учреждения, предусмотренным законодательством и уставом, то предоставление субсидии следует расценивать как правомерное и не требующее обязательного проведения торгов для ее получения. В ином случае такая субсидия должна быть признана не соответствующей требованиям к ее предоставлению.