Учет движения отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет движения отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Кроме того, в составе материальных расходов при УСН могут быть учтены расходы на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды (письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Кроме того, в составе материальных расходов при УСН могут быть учтены расходы на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды (письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, в составе материальных расходов при УСН могут быть учтены расходы на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, в составе материальных расходов при УСН могут быть учтены расходы на оплату выполненных сторонней организацией работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для уплаты платежей по загрязнению окружающей среды (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1028
(ред. от 13.12.2023)
"Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61782)Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, обеспечивающих сохранность информации на срок не менее пяти лет, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
(ред. от 13.12.2023)
"Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61782)Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержащиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продублированы на электронных носителях информации, обеспечивающих сохранность информации на срок не менее пяти лет, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.
<Письмо> Минприроды России от 07.07.2025 N 25-47/28040
"О рассмотрении обращения"Минприроды России рассмотрело обращение по вопросам заполнения журнала учета отходов, подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
"О рассмотрении обращения"Минприроды России рассмотрело обращение по вопросам заполнения журнала учета отходов, подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)На субсчете 10-14 "Прочие материалы" учитывают наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)На субсчете 10-14 "Прочие материалы" учитывают наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части.
Последние изменения: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Росприроднадзор считает, что целесообразно одновременно подавать декларацию о плате за НВОС и материалы учета движения отходов за отчетный период.
(КонсультантПлюс, 2025)Росприроднадзор считает, что целесообразно одновременно подавать декларацию о плате за НВОС и материалы учета движения отходов за отчетный период.
Статья: Плата за НВОС: ассорти вопросов
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Если декларацию подает представитель плательщика, к ней нужно приложить документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика, на подписание и (или) представление декларации о плате (п. 3 Порядка). Также к ней следует приложить копии договоров о размещении отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Если декларацию подает представитель плательщика, к ней нужно приложить документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика, на подписание и (или) представление декларации о плате (п. 3 Порядка). Также к ней следует приложить копии договоров о размещении отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.
Статья: Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Кроме того, важным моментом является наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию и организации обращения с указанными отходами. Законопроект наделяет субъекты Российской Федерации рядом важных полномочий, связанных с обращением со строительными отходами. В частности, субъекты получают право самостоятельно устанавливать правила обращения с отходами строительства, определяя порядок их сбора, накопления, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения. Также в рамках данного законопроекта субъектам предоставляется возможность создания и ведения региональной информационной системы в области обращения с отходами, которая должна обеспечивать учет, контроль и мониторинг движения строительных отходов, а также взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов. Кроме того, субъекты вправе определять перечень строительных отходов, подлежащих обязательной утилизации, а также устанавливать запреты на их захоронение и долю отходов, которая должна направляться на переработку.
(Молчанов М.Д.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Кроме того, важным моментом является наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по регулированию и организации обращения с указанными отходами. Законопроект наделяет субъекты Российской Федерации рядом важных полномочий, связанных с обращением со строительными отходами. В частности, субъекты получают право самостоятельно устанавливать правила обращения с отходами строительства, определяя порядок их сбора, накопления, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения. Также в рамках данного законопроекта субъектам предоставляется возможность создания и ведения региональной информационной системы в области обращения с отходами, которая должна обеспечивать учет, контроль и мониторинг движения строительных отходов, а также взаимодействие с федеральной государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов. Кроме того, субъекты вправе определять перечень строительных отходов, подлежащих обязательной утилизации, а также устанавливать запреты на их захоронение и долю отходов, которая должна направляться на переработку.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует много вариантов рекультивации земель с использованием отходов. Так, проектом рекультивации может предусматриваться использование собственных отходов, использование отходов, принимаемых от сторонних организаций, использование отходов, находящихся на рекультивируемых земельных участках от прошлой деятельности сторонних организаций (отвалы горных пород, шлаковый отвал), использование отходов, собственники которых неизвестны. Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемые при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются, например, отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При рекультивации земель с использованием отходов V класса опасности соответствующая лицензия не потребуется. При этом используемые/утилизируемые при рекультивации земель отходы (вид по ФККО, количество и класс опасности) должны одновременно соотноситься и с проектом рекультивации, и с лицензионными условиями (возможность утилизации отходов конкретного наименования, вида (по ФККО) и класса опасности на конкретной территории определяется в приложении к соответствующей лицензии), и с документами, подтверждающими учет и движение отходов. Важно помнить, что при рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные действующим законодательством и прежде всего федеральными законами. Например, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров; не допускается захоронение токсичных вскрышных пород при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации; не допускается использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы; необходимо проводить государственную экологическую экспертизу проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления; проектов ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проектов рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности и др.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Существует много вариантов рекультивации земель с использованием отходов. Так, проектом рекультивации может предусматриваться использование собственных отходов, использование отходов, принимаемых от сторонних организаций, использование отходов, находящихся на рекультивируемых земельных участках от прошлой деятельности сторонних организаций (отвалы горных пород, шлаковый отвал), использование отходов, собственники которых неизвестны. Более того, могут быть разными виды и классы опасности отходов, используемые при рекультивации земель. Если при рекультивации земель используются, например, отходы IV класса опасности, необходимо получение соответствующей лицензии - на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. При рекультивации земель с использованием отходов V класса опасности соответствующая лицензия не потребуется. При этом используемые/утилизируемые при рекультивации земель отходы (вид по ФККО, количество и класс опасности) должны одновременно соотноситься и с проектом рекультивации, и с лицензионными условиями (возможность утилизации отходов конкретного наименования, вида (по ФККО) и класса опасности на конкретной территории определяется в приложении к соответствующей лицензии), и с документами, подтверждающими учет и движение отходов. Важно помнить, что при рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные действующим законодательством и прежде всего федеральными законами. Например, запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров; не допускается захоронение токсичных вскрышных пород при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации; не допускается использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы; необходимо проводить государственную экологическую экспертизу проектов рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления; проектов ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и (или) проектов рекультивации земель, предусматривающие использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности и др.
Статья: Закупка услуг по обращению с медицинскими отходами
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Оформление документов по учету движения медицинских отходов. Кроме внутренних учетных документов (технологических журналов учета) заказчику следует предусмотреть в проекте контракта также документы, предусмотренные для каждого этапа обращения медицинских отходов. Так, вывоз и обезвреживание медицинских отходов, согласно п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790, подтверждаются документами, выданными специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание таких отходов (к примеру, актом об обезвреживании отходов, партии отходов). Отсутствие таких документов в проекте контракта противоречит положениям СанПиН 2.1.7.2790, что может быть основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ <28>. Иными словами, каждая стадия оказания услуг, обозначенных в предмете закупки, должна сопровождаться оформлением необходимых документов.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Оформление документов по учету движения медицинских отходов. Кроме внутренних учетных документов (технологических журналов учета) заказчику следует предусмотреть в проекте контракта также документы, предусмотренные для каждого этапа обращения медицинских отходов. Так, вывоз и обезвреживание медицинских отходов, согласно п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790, подтверждаются документами, выданными специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание таких отходов (к примеру, актом об обезвреживании отходов, партии отходов). Отсутствие таких документов в проекте контракта противоречит положениям СанПиН 2.1.7.2790, что может быть основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ <28>. Иными словами, каждая стадия оказания услуг, обозначенных в предмете закупки, должна сопровождаться оформлением необходимых документов.
Статья: Правовые вопросы перехода к "зеленой" экономике: от концепции к реальности
(Лунева Е.В., Сафин З.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 6)К циркулярной экономике относится и грамотное обращение со "строительными" отходами. В п. 1.1 Территориальной схемы в области обращения с отходами РТ <44> указано, что основными причинами образования несанкционированных свалок отходов в РТ являются отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок обращения с отходами строительства и ремонта, и, как следствие, отсутствие системы учета образования и движения отходов данной группы.
(Лунева Е.В., Сафин З.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 6)К циркулярной экономике относится и грамотное обращение со "строительными" отходами. В п. 1.1 Территориальной схемы в области обращения с отходами РТ <44> указано, что основными причинами образования несанкционированных свалок отходов в РТ являются отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего порядок обращения с отходами строительства и ремонта, и, как следствие, отсутствие системы учета образования и движения отходов данной группы.