Учет денежных средств в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет денежных средств в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2024 N 17АП-9095/2024-ГК по делу N А60-15261/2024
Требование: О взыскании задолженности, неустойки по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Указанные в обоснование жалобы доводы, касающиеся порядка финансирования бюджетного учреждения с учетом вышеуказанных обстоятельств о выделении денежных средств, не свидетельствуют о том, что права Министерства непосредственно затронуты в данном случае судебным актом и решение принято о его правах и обязанностях, следовательно, отсутствует необходимость привлечения его к участию в деле.
Требование: О взыскании задолженности, неустойки по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Указанные в обоснование жалобы доводы, касающиеся порядка финансирования бюджетного учреждения с учетом вышеуказанных обстоятельств о выделении денежных средств, не свидетельствуют о том, что права Министерства непосредственно затронуты в данном случае судебным актом и решение принято о его правах и обязанностях, следовательно, отсутствует необходимость привлечения его к участию в деле.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Ответственность бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)...Пунктом 11 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
(КонсультантПлюс, 2025)...Пунктом 11 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения"
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете денежные средства учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете денежные средства учреждения
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Из указанной нормы права следует, что денежные средства на всех казначейских счетах являются источником формирования денежных средств ЕКС <11>. В то же время на казначейских счетах учитываются денежные средства каждого из публично-правовых образований, а не только средства федерального бюджета. Более того, ЕКС объединил не только средства бюджетов бюджетной системы, но и иные виды средств, принадлежащих публично-правовым образованиям, поскольку, кроме средств бюджетов, на казначейских счетах учитываются денежные средства участников казначейского сопровождения, неучастников бюджетного процесса, средства бюджетных и автономных учреждений, средства временного распоряжения.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Из указанной нормы права следует, что денежные средства на всех казначейских счетах являются источником формирования денежных средств ЕКС <11>. В то же время на казначейских счетах учитываются денежные средства каждого из публично-правовых образований, а не только средства федерального бюджета. Более того, ЕКС объединил не только средства бюджетов бюджетной системы, но и иные виды средств, принадлежащих публично-правовым образованиям, поскольку, кроме средств бюджетов, на казначейских счетах учитываются денежные средства участников казначейского сопровождения, неучастников бюджетного процесса, средства бюджетных и автономных учреждений, средства временного распоряжения.
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)На счетах N 40603 и N 40703 открываются счета органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов, а также соответственно бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета денежных средств, полученных этими бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности.
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)На счетах N 40603 и N 40703 открываются счета органам, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов, а также соответственно бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для учета денежных средств, полученных этими бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
Вопрос: О перечислении средств по контракту (договору), финансируемых за счет грантов в форме субсидии, не подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетный счет контрагента по контракту (договору).
(Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 02-12-12/54386)авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям.
(Письмо Минфина России от 02.06.2025 N 02-12-12/54386)авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются гранты в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям.
Готовое решение: Как вести книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Как вести книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Как вести книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств
Готовое решение: Как отразить операции по движению наличных денежных средств в кассе учреждения (счет 0 201 34 000)
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете поступление денежных средств в кассу учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете поступление денежных средств в кассу учреждения
Готовое решение: Порядок возмещения расходов сотруднику в случае, если ему не выдавались денежные средства под отчет
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
Вопрос: Об исполнении исполнительных документов при осуществлении операций на отдельных счетах, открытых юрлицам в кредитных организациях при банковском сопровождении расчетов по контракту.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 02-12-12/40789)В соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) на казначейских счетах, открываемых в Федеральном казначействе, для учета денежных средств бюджетов, денежных средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежных средств бюджетных и автономных учреждений, получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), осуществляется казначейское обслуживание.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 02-12-12/40789)В соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) на казначейских счетах, открываемых в Федеральном казначействе, для учета денежных средств бюджетов, денежных средств, поступающих во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежных средств бюджетных и автономных учреждений, получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования), осуществляется казначейское обслуживание.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 455-ФЗ внесены изменения в ч. 1 комментируемой статьи, которыми определены следующие полномочия Минфина России по согласованию с Банком России: установление перечня реквизитов перевода, необходимых для учета поступления денежных средств по платежам, являющимся источниками доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иным платежам, поступающим на счета органов Казначейства России, платежам, поступающим за выполнение работ (оказание услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями; установление формы распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Соответственно, Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 455-ФЗ внесены изменения в ч. 1 комментируемой статьи, которыми определены следующие полномочия Минфина России по согласованию с Банком России: установление перечня реквизитов перевода, необходимых для учета поступления денежных средств по платежам, являющимся источниками доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иным платежам, поступающим на счета органов Казначейства России, платежам, поступающим за выполнение работ (оказание услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями; установление формы распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей.
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<29> Согласно п. 2 ст. 242.14 БК РФ на казначейских счетах учитываются денежные средства бюджетов; денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств; денежные средства бюджетных и автономных учреждений; денежные средства получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (в финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<29> Согласно п. 2 ст. 242.14 БК РФ на казначейских счетах учитываются денежные средства бюджетов; денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств; денежные средства бюджетных и автономных учреждений; денежные средства получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (в финансовом органе субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Статья: Вклад в уставный капитал и имущество хозяйственного общества, учредителем которого является государственное учреждение: теория и практика
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)Поскольку (в теории) такие случаи могли бы сопровождаться требованием о получении согласия собственника имущества, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 изначально был предусмотрен пп. "н" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 (далее - Положение), которым предусмотрено, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя согласовывает с учетом требований, установленных п. 4 (по согласованию с Росимуществом), внесение федеральным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)Поскольку (в теории) такие случаи могли бы сопровождаться требованием о получении согласия собственника имущества, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 изначально был предусмотрен пп. "н" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 (далее - Положение), которым предусмотрено, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя согласовывает с учетом требований, установленных п. 4 (по согласованию с Росимуществом), внесение федеральным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.