Учет денежных обязательств в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет денежных обязательств в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Недофинансирование из бюджета не освобождает должника, который получает доход от коммерческой деятельности, от ответственности за нарушение обязательства
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.1999 N 7297/98 по делу N А40-15045/98-63-206 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 50, ст. 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФОтветственность в форме неустойки может быть возложена на бюджетное учреждение только в том случае, если будет установлено, что денежных средств, получаемых от осуществления отдельных платных видов деятельности, было достаточно для надлежащего исполнения договорных обязательств, но учреждение не проявило заботливости в той степени, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.1999 N 7297/98 по делу N А40-15045/98-63-206 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 50, ст. 123.22, п. 1 ст. 401 ГК РФОтветственность в форме неустойки может быть возложена на бюджетное учреждение только в том случае, если будет установлено, что денежных средств, получаемых от осуществления отдельных платных видов деятельности, было достаточно для надлежащего исполнения договорных обязательств, но учреждение не проявило заботливости в той степени, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2024 N 16АП-2796/2024 по делу N А15-10331/2023
Требование: О взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, необходимость оплаты денежного обязательства в 2022 году в отсутствие лимитов бюджетных обязательств не свидетельствует об отсутствии вины учреждения в возникшей задержке, поскольку имея на конец финансового года принятое и не исполненное бюджетное обязательство, учреждение имело возможность учесть его при планировании расходов на 2022 год.
Требование: О взыскании основного долга и неустойки по государственному контракту на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта.
Решение: Требование удовлетворено в части.Вопреки доводам апеллянта, необходимость оплаты денежного обязательства в 2022 году в отсутствие лимитов бюджетных обязательств не свидетельствует об отсутствии вины учреждения в возникшей задержке, поскольку имея на конец финансового года принятое и не исполненное бюджетное обязательство, учреждение имело возможность учесть его при планировании расходов на 2022 год.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом. Нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Готовое решение: Порядок возмещения расходов сотруднику в случае, если ему не выдавались денежные средства под отчет
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем разработать и утвердить приказом руководителя локальный нормативный акт (например, инструкцию или положение) о компенсации расходов на административно-хозяйственные нужды организации, оплаченных работником за свой счет. В документе, в частности, можно предусмотреть:
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Такой подход выражается в том, что казенное учреждение действует в пределах бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Пределы бюджетного финансирования определяются исходя из лимита бюджетных обязательств, то есть объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Такой подход выражается в том, что казенное учреждение действует в пределах бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Пределы бюджетного финансирования определяются исходя из лимита бюджетных обязательств, то есть объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
Вопрос: О доведении лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок до получателей средств федерального бюджета и утверждении плана-графика закупок.
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 02-13-08/40838)Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
(Письмо Минфина России от 02.05.2024 N 02-13-08/40838)Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Вопрос: Об исполнении судебного решения, предусматривающего зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением государственного контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 02-06-10/63435)Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Кроме того, в связи с выявленной тенденцией использования государством в целях исполнения публичных полномочий формы публично-правовой компании и ухода от выбора для этих целей формы учреждения необходимо отметить применительно к учреждениям мнение, выраженное Конституционным Судом РФ, изложенное в Постановлении от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" <275>. Конституционный Суд РФ, дав оценку содержанию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, признал не соответствующим Конституции РФ исключение возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств этого бюджетного учреждения. В таких условиях реорганизация нерентабельных учреждений в публично-правовую компанию, а не их ликвидация дает возможность учредителю избежать субсидиарной ответственности по долгам такого учреждения. В случае ликвидации публично-правовой компании указанный подход Конституционного Суда РФ уже не будет применим. Однако решение о ликвидации компании может быть принято учредителем без учета имеющихся требований кредиторов к компании. Пунктом 7 ст. 21 Закона о ППК предусмотрено, что в случае отсутствия у компании денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества компании с торгов. При этом случай недостаточности имущества компании для удовлетворения требований кредиторов Законом о ППК никак не урегулирован. По общему правилу при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Однако публично-правовая компания не может быть признана банкротом.
Статья: Применение акта приемки товаров, работ и услуг в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 1)Акт приемки (ф. 0510452) подписан членами приемочной комиссии, утвержден руководителем учреждения. В учете приняты денежные обязательства перед поставщиком на сумму 29 100 руб.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 1)Акт приемки (ф. 0510452) подписан членами приемочной комиссии, утвержден руководителем учреждения. В учете приняты денежные обязательства перед поставщиком на сумму 29 100 руб.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Таблица 6.10. Корреспонденция счетов бюджетного учета
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Таблица 6.10. Корреспонденция счетов бюджетного учета
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)а) государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения и (или) иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)а) государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения в части операций по осуществлению ими в соответствии с законодательством РФ полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения и (или) иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств;
Статья: Обращение взыскания по судебному акту на средства казны: бюджетные процедуры против материального права
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Следует заметить, что с учетом бюджетного статуса казенного учреждения имеются основания говорить, по существу, о цивилистической фикции субсидиарной ответственности публично-правовых образований по их денежным обязательствам, которая поддерживается фикцией обособленности имеющихся в их распоряжении средств, поскольку в силу действующего бюджетного законодательства речь идет о распоряжении средствами казны.
(Кустова М.В.)
("Закон", 2021, N 4)Следует заметить, что с учетом бюджетного статуса казенного учреждения имеются основания говорить, по существу, о цивилистической фикции субсидиарной ответственности публично-правовых образований по их денежным обязательствам, которая поддерживается фикцией обособленности имеющихся в их распоряжении средств, поскольку в силу действующего бюджетного законодательства речь идет о распоряжении средствами казны.
Готовое решение: Как учреждение ведет журнал регистрации обязательств (ф. 0504064)
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть, например, принятые (принимаемые) обязательства и (или) соответствующие денежные обязательства учреждения, которые нужно учесть по аналитическим кодам вида синтетического счета 050210000 "Обязательства на текущий финансовый год" (п. 319 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Это могут быть, например, принятые (принимаемые) обязательства и (или) соответствующие денежные обязательства учреждения, которые нужно учесть по аналитическим кодам вида синтетического счета 050210000 "Обязательства на текущий финансовый год" (п. 319 Инструкции N 157н).