Участники ВЭД
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники ВЭД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Таможенный орган обязал уплатить таможенные пошлины, признав иностранные товары незаконно перемещенными через границу
(КонсультантПлюс, 2025)участие лица в незаконном перемещении либо то, что оно знало (должно было знать) о незаконном перемещении в момент приобретения товара. Например, Приобретатель товара не заключал сделки с участниками ВЭД и др.
(КонсультантПлюс, 2025)участие лица в незаконном перемещении либо то, что оно знало (должно было знать) о незаконном перемещении в момент приобретения товара. Например, Приобретатель товара не заключал сделки с участниками ВЭД и др.
Важнейшая практика по ст. 97 АПК РФСуд отменил запрет открывать новые расчетные счета организации - участнику ВЭД, имеющей открытые счета в банках, в отношении которых введены санкции в виде отключения от системы SWIFT >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)"Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)"Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Глава 3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Глава 3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья: Налоговый статус таможенной пошлины: поиск консенсуса в Российской империи
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Таможенное дело Российской империи, выделившееся в самостоятельный вид профессиональной деятельности, располагало уже к середине XIX в. многофункциональным инструментарием таможенно-тарифного регулирования, включая достаточно приемлемую концептуальную модель таможенной пошлины, которая определялась в качестве обязательного, индивидуально безвозмездного и безвозвратного налогового платежа, взимаемого таможенными учреждениями (таможнями, заставами, постами и участками) в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших участникам внешнеторговых операций на праве владения, распоряжения и пользования, в целях финансового обеспечения функций и задач публичной власти (рис. 1).
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Таможенное дело Российской империи, выделившееся в самостоятельный вид профессиональной деятельности, располагало уже к середине XIX в. многофункциональным инструментарием таможенно-тарифного регулирования, включая достаточно приемлемую концептуальную модель таможенной пошлины, которая определялась в качестве обязательного, индивидуально безвозмездного и безвозвратного налогового платежа, взимаемого таможенными учреждениями (таможнями, заставами, постами и участками) в форме отчуждения денежных средств, принадлежавших участникам внешнеторговых операций на праве владения, распоряжения и пользования, в целях финансового обеспечения функций и задач публичной власти (рис. 1).
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В условиях проводимой недружественными государствами санкционной политики против Российской Федерации, нацеленной в первую очередь на валютные резервы Российской Федерации <1>, именно валютно-правовые средства оказались в авангарде противодействия антироссийским санкциям. В первом же Указе Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79 <2>, принятом в ответ на введенные санкции в связи с началом специальной военной операции, устанавливалась обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами <3>. Также данным Указом с 1 марта 2022 г. устанавливались запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, и на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории России банках. Следующим Указом Президента РФ от 1 марта 2022 г. N 81 <4> с 2 марта 2022 г. был установлен особый разрешительный порядок осуществления резидентами отдельных сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия; с этого же времени вводился запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долл. США. Далее, Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 95 <5> был установлен особый порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами, являющимися должниками, обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами. В последующем по мере нарастания санкционного давления и увеличения числа санкций <6> Российской Федерацией также применялись ответные меры, в том числе валютно-правового характера.
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В условиях проводимой недружественными государствами санкционной политики против Российской Федерации, нацеленной в первую очередь на валютные резервы Российской Федерации <1>, именно валютно-правовые средства оказались в авангарде противодействия антироссийским санкциям. В первом же Указе Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79 <2>, принятом в ответ на введенные санкции в связи с началом специальной военной операции, устанавливалась обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами <3>. Также данным Указом с 1 марта 2022 г. устанавливались запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, и на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории России банках. Следующим Указом Президента РФ от 1 марта 2022 г. N 81 <4> с 2 марта 2022 г. был установлен особый разрешительный порядок осуществления резидентами отдельных сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия; с этого же времени вводился запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долл. США. Далее, Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 95 <5> был установлен особый порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами, являющимися должниками, обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами. В последующем по мере нарастания санкционного давления и увеличения числа санкций <6> Российской Федерацией также применялись ответные меры, в том числе валютно-правового характера.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 13.1 части 1 статьи 2 ФЗ N 164-ФЗ информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности - федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пунктом 13.1 части 1 статьи 2 ФЗ N 164-ФЗ информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности - федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности и иных лиц с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного контроля, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и иными лицами в соответствии с их компетенцией содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности.
Вопрос: Представление участником внешнеэкономической деятельности поручения на отгрузку товаров морским транспортом, часть из которых подпадает под действие пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 313.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России customs.gov.ru", 2022
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого подпункта указывалось, что под юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, понимаются в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России. Это указание было введено в данный подпункт Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 398-ФЗ <32>, основным предназначением которого являлась либерализация ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриации денежных средств, и исключено из данного подпункта с 14 июля 2022 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ <33>, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В прежней редакции рассматриваемого подпункта указывалось, что под юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, понимаются в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России. Это указание было введено в данный подпункт Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 398-ФЗ <32>, основным предназначением которого являлась либерализация ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории России, и репатриации денежных средств, и исключено из данного подпункта с 14 июля 2022 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ <33>, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
Вопрос: Отсутствие у участников ВЭД возможности представления оригиналов непреференциальных сертификатов о происхождении товаров при таможенном декларировании в связи с ограничениями экспресс- и авиаперевозок.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
Готовое решение: Как заполнить платежное поручение на уплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 101 отразите статус плательщика из Приложения N 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н. Например, организация укажет статус "08" в платежке на уплату штрафов ГИБДД. Код "06" - если организацию - участника внешнеэкономической деятельности привлекла к административной ответственности таможня;
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 101 отразите статус плательщика из Приложения N 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н. Например, организация укажет статус "08" в платежке на уплату штрафов ГИБДД. Код "06" - если организацию - участника внешнеэкономической деятельности привлекла к административной ответственности таможня;
Ситуация: Как заполнить пассажирскую таможенную декларацию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ПТД в виде электронного документа подается в таможенные органы до начала совершения таможенных операций посредством информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений о товарах для личного пользования таможенным органам в электронной форме, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи либо посредством информационных сервисов АПС "Личный кабинет" (п. п. 6, 6.1 Порядка N 194н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ПТД в виде электронного документа подается в таможенные органы до начала совершения таможенных операций посредством информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений о товарах для личного пользования таможенным органам в электронной форме, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи либо посредством информационных сервисов АПС "Личный кабинет" (п. п. 6, 6.1 Порядка N 194н).
Статья: Международная торговля минеральными удобрениями и экологические барьеры: влияние на таможенно-логистические процессы и пути адаптации
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Кроме того, усложнение процедур сертификации и контроля ведет к возрастанию нагрузки на таможенные органы и участников внешнеэкономической деятельности, увеличивая сроки поставок.
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Кроме того, усложнение процедур сертификации и контроля ведет к возрастанию нагрузки на таможенные органы и участников внешнеэкономической деятельности, увеличивая сроки поставок.