Участники перевозочного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Участники перевозочного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Весогабаритный контроль при перевозках грузов в 2025 г.: что нужно знать об изменениях?
(Казакова Е., Калинова Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Автомобильная перевозка груза - это сложный процесс, в котором ключевую роль играет строгое соблюдение нормативов всеми участниками перевозочного процесса. Даже если груз удалось доставить из точки А в точку Б без потерь и повреждений и все договорные обязательства выполнены, не стоит забывать об административной ответственности, которая может наступить для автоперевозчика после завершения перевозки в связи с нарушением установленных требований, выявленных в том числе средствами автоматического весового контроля.
(Казакова Е., Калинова Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)Автомобильная перевозка груза - это сложный процесс, в котором ключевую роль играет строгое соблюдение нормативов всеми участниками перевозочного процесса. Даже если груз удалось доставить из точки А в точку Б без потерь и повреждений и все договорные обязательства выполнены, не стоит забывать об административной ответственности, которая может наступить для автоперевозчика после завершения перевозки в связи с нарушением установленных требований, выявленных в том числе средствами автоматического весового контроля.
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)Участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок могут быть (ч. 1 ст. 2 Закона о прямых смешанных перевозках):
(КонсультантПлюс, 2025)Участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок могут быть (ч. 1 ст. 2 Закона о прямых смешанных перевозках):
Нормативные акты
Приказ Минтранса РФ от 26.06.2008 N 94
"Об утверждении Порядка действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2008 N 11988)Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2008 г. N 11988
"Об утверждении Порядка действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2008 N 11988)Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2008 г. N 11988
Статья: О возможности понуждения к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ключевые слова: перевозка, прямое смешанное сообщение, соглашение, участники перевозочного процесса, свобода договора.
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Ключевые слова: перевозка, прямое смешанное сообщение, соглашение, участники перевозочного процесса, свобода договора.
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Новеллой в отечественном правовом пространстве стал утвержденный Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 288-ФЗ). Нормативный правовой акт устанавливает правовые основания организации смешанных перевозок пассажиров, багажа, ручной клади и грузов с использованием разных видов транспорта по единому транспортному документу. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 288-ФЗ сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении (далее - соглашение об организации перевозок) являются операторы транспортной инфраструктуры, перевозчики, экспедиторы и иные участники перевозочного процесса. Федеральный закон N 288-ФЗ устанавливает широкий перечень существенных условий соглашения об организации перевозок, что подтверждает сложность договорной модели. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 288-ФЗ перевозчик, заключивший соглашение об организации перевозок, может стать стороной в договоре перевозки в прямом смешанном сообщении. Таким образом, правоотношения разделяются на два уровня, один из которых позволяет поддерживать стабильное взаимодействие перевозчиков, экспедиторов и операторов транспортной инфраструктуры, другой - создает правовые основания взаимодействия перевозчиков с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Новеллой в отечественном правовом пространстве стал утвержденный Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 288-ФЗ). Нормативный правовой акт устанавливает правовые основания организации смешанных перевозок пассажиров, багажа, ручной клади и грузов с использованием разных видов транспорта по единому транспортному документу. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 288-ФЗ сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении (далее - соглашение об организации перевозок) являются операторы транспортной инфраструктуры, перевозчики, экспедиторы и иные участники перевозочного процесса. Федеральный закон N 288-ФЗ устанавливает широкий перечень существенных условий соглашения об организации перевозок, что подтверждает сложность договорной модели. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 288-ФЗ перевозчик, заключивший соглашение об организации перевозок, может стать стороной в договоре перевозки в прямом смешанном сообщении. Таким образом, правоотношения разделяются на два уровня, один из которых позволяет поддерживать стабильное взаимодействие перевозчиков, экспедиторов и операторов транспортной инфраструктуры, другой - создает правовые основания взаимодействия перевозчиков с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Предусмотренные транспортным законодательством меры имущественной ответственности следует отличать случаев распределения убытков между участниками перевозочного процесса, которые мерами ответственности не являются. Примером могут служить известные морскому праву понятия общей и частной аварии.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Предусмотренные транспортным законодательством меры имущественной ответственности следует отличать случаев распределения убытков между участниками перевозочного процесса, которые мерами ответственности не являются. Примером могут служить известные морскому праву понятия общей и частной аварии.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 части второй ГК РФ и комментируемой статьей, не распространяется на требования к участникам процесса транспортировки, основанные на нормах главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ (п. 21).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- сокращенный (годичный) срок исковой давности, установленный статьей 797 части второй ГК РФ и комментируемой статьей, не распространяется на требования к участникам процесса транспортировки, основанные на нормах главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ (п. 21).
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Отраженные в документах стратегического планирования новые подходы к государственному регулированию в области железнодорожного транспорта основаны на утверждении требований, обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса <19>. В настоящее время основные задачи государственного управления и обеспечения безопасности в сфере железнодорожного транспорта до 2030 г. определены Правительством России в документах стратегического планирования <20>. Недостаточный уровень цифровизации и внедрения новых технологий на транспорте ограничивает долгосрочное инновационное развитие транспортного комплекса. В сфере нормативного регулирования нет действенных механизмов обеспечения загрузки создаваемых объектов железнодорожной инфраструктуры. Требуется совершенствование законодательства в области беспилотного вождения, цифровизации, функционирования высокоскоростных магистралей. Рост масштабов перевозок требует оптимизации деятельности железнодорожного транспорта, совершенствования его правовой базы. Это обусловлено также проводимой в Российской Федерации реформой железнодорожного транспорта. Его акционирование внесло коррективы в приоритеты развития железнодорожного законодательства, закрепления формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта, совершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственность при нарушении обязательств. Вопросы безопасности на транспорте требуют взаимодействия транспортных, военных, других прокуратур. Надзор транспортных прокуроров за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на развитие железнодорожного транспорта, разработку новых технологий и материалов для транспорта, также должен оставаться приоритетным.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)Отраженные в документах стратегического планирования новые подходы к государственному регулированию в области железнодорожного транспорта основаны на утверждении требований, обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса <19>. В настоящее время основные задачи государственного управления и обеспечения безопасности в сфере железнодорожного транспорта до 2030 г. определены Правительством России в документах стратегического планирования <20>. Недостаточный уровень цифровизации и внедрения новых технологий на транспорте ограничивает долгосрочное инновационное развитие транспортного комплекса. В сфере нормативного регулирования нет действенных механизмов обеспечения загрузки создаваемых объектов железнодорожной инфраструктуры. Требуется совершенствование законодательства в области беспилотного вождения, цифровизации, функционирования высокоскоростных магистралей. Рост масштабов перевозок требует оптимизации деятельности железнодорожного транспорта, совершенствования его правовой базы. Это обусловлено также проводимой в Российской Федерации реформой железнодорожного транспорта. Его акционирование внесло коррективы в приоритеты развития железнодорожного законодательства, закрепления формирующихся правоотношений в связи с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта, совершенствования норм, устанавливающих функционирование железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования, а также определяющих договорные отношения сторон в связи с перевозками, их ответственность при нарушении обязательств. Вопросы безопасности на транспорте требуют взаимодействия транспортных, военных, других прокуратур. Надзор транспортных прокуроров за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на развитие железнодорожного транспорта, разработку новых технологий и материалов для транспорта, также должен оставаться приоритетным.
Статья: Законная неустойка за просрочку доставки грузов и порожних вагонов
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)При существующем правовом регулировании данного вопроса, ни о какой справедливости и соблюдении баланса интересов участников перевозочного процесса говорить не приходится.
(Ерохин В.М.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)При существующем правовом регулировании данного вопроса, ни о какой справедливости и соблюдении баланса интересов участников перевозочного процесса говорить не приходится.
Статья: ЕТД-2025: новая обязательная первичка для бухгалтера. Когда и как ее применять?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Перевозка в прямом смешанном сообщении - это перевозка грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по ЕТД (п. 1 ст. 1 Закона N 288-ФЗ). Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения между участниками определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Оно заключается между участниками перевозок - перевозчиками, владельцами инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторами - и иными участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Перевозка в прямом смешанном сообщении - это перевозка грузов, пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа разными видами транспорта по ЕТД (п. 1 ст. 1 Закона N 288-ФЗ). Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения между участниками определяются соглашением об организации перевозок в прямом смешанном сообщении. Оно заключается между участниками перевозок - перевозчиками, владельцами инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, операторами железнодорожного подвижного состава, экспедиторами - и иными участниками перевозочного процесса прямых смешанных перевозок.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)По условиям договоров налогоплательщик не является ни одним из тех участников перевозочного процесса, кому законодательством полагаются экземпляры транспортной железнодорожной накладной, следовательно, он не может предоставить налоговому органу транспортные железнодорожные накладные по независящим от него причинам.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)По условиям договоров налогоплательщик не является ни одним из тех участников перевозочного процесса, кому законодательством полагаются экземпляры транспортной железнодорожной накладной, следовательно, он не может предоставить налоговому органу транспортные железнодорожные накладные по независящим от него причинам.
Статья: Правовое регулирование платформенных решений в транспортной системе
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)В документах, закрепляющих основные векторы развития транспортно-логистического комплекса нашего государства, особое внимание также уделяется вопросу развития платформенных решений в транспортной сфере. Так, в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, указывается на значимость применения платформенных технологий для упрощения взаимодействия между участниками перевозочного процесса, устранения посредников, не формирующих добавленную стоимость, а также сокращения логистических затрат. При этом назревшая потребность, связанная с развитием мультимодальных перевозок, может быть удовлетворена только путем объединения рынка транспортных услуг, оказываемых разными видами транспорта. Такое объединение возможно именно на основе создания единой цифровой платформы транспортной системы. В приложении N 6 к Стратегическому направлению в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2023 г. N 3097-р, представлена дорожная карта, в рамках которой предполагается разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне).
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)В документах, закрепляющих основные векторы развития транспортно-логистического комплекса нашего государства, особое внимание также уделяется вопросу развития платформенных решений в транспортной сфере. Так, в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, указывается на значимость применения платформенных технологий для упрощения взаимодействия между участниками перевозочного процесса, устранения посредников, не формирующих добавленную стоимость, а также сокращения логистических затрат. При этом назревшая потребность, связанная с развитием мультимодальных перевозок, может быть удовлетворена только путем объединения рынка транспортных услуг, оказываемых разными видами транспорта. Такое объединение возможно именно на основе создания единой цифровой платформы транспортной системы. В приложении N 6 к Стратегическому направлению в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2023 г. N 3097-р, представлена дорожная карта, в рамках которой предполагается разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне).
Статья: Новые правила обмена электронными документами при перевозке груза
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Следует отметить, что одним из изменений является создание единой государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Это нововведение направлено на централизованное хранение и обработку электронных документов, связанных с перевозкой грузов. Подразумевается, что система позволит значительно упростить процесс обмена информацией между участниками перевозочного процесса, а также обеспечит дополнительную прозрачность и контроль за перевозками.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Следует отметить, что одним из изменений является создание единой государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Это нововведение направлено на централизованное хранение и обработку электронных документов, связанных с перевозкой грузов. Подразумевается, что система позволит значительно упростить процесс обмена информацией между участниками перевозочного процесса, а также обеспечит дополнительную прозрачность и контроль за перевозками.