Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""Обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, проводить неотложные работы для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (в том числе при угрозе возникновения эпидемий как опасных природных явлений, угрожающих здоровью людей) предусмотрена подпунктом 7 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"."
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 по делу N 88а-30003/2024
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности принять в собственность бесхозяйный объект.
Обстоятельства: Спорное сооружение имело статус бесхозяйного более года, нуждалось в запланированном ремонте, не относилось к объектам регионального значения, использовалось для обеспечения пожарной безопасности и благоустройства села. Отсутствие собственника сооружения могло привести к утрате контроля над его состоянием и к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, само по себе наличие у администрации сельского поселения полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения не свидетельствует о возникновении безусловных оснований для принятия гидротехнического сооружения в муниципальную собственность. Аналогичные полномочия имеются у органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (абз. 4 ст. 7, ст. 10 и 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении).
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности принять в собственность бесхозяйный объект.
Обстоятельства: Спорное сооружение имело статус бесхозяйного более года, нуждалось в запланированном ремонте, не относилось к объектам регионального значения, использовалось для обеспечения пожарной безопасности и благоустройства села. Отсутствие собственника сооружения могло привести к утрате контроля над его состоянием и к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, само по себе наличие у администрации сельского поселения полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения не свидетельствует о возникновении безусловных оснований для принятия гидротехнического сооружения в муниципальную собственность. Аналогичные полномочия имеются у органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (абз. 4 ст. 7, ст. 10 и 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о местном самоуправлении).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
Статья: Об участии территориального общественного самоуправления в осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере гражданской обороны
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)При этом в силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Очевидно, что в рамках этой задачи органы местного самоуправления сельских поселений не должны оставаться в стороне от решения в том числе вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, территориальной и гражданской обороны, а, напротив, обязаны принимать активное, деятельное участие в содействии органам местного самоуправления муниципальных районов в реализации их полномочий.
(Щепачев В.А., Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)При этом в силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Очевидно, что в рамках этой задачи органы местного самоуправления сельских поселений не должны оставаться в стороне от решения в том числе вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, территориальной и гражданской обороны, а, напротив, обязаны принимать активное, деятельное участие в содействии органам местного самоуправления муниципальных районов в реализации их полномочий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"14) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"14) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<29> Подтверждение этому находим в судебно-арбитражной практике. См., например: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 18-КГПР17-99 ("...организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий"); Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 г. N 88-14695/2023 ("именно на кассатора [Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска] возложены определенная судом обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<29> Подтверждение этому находим в судебно-арбитражной практике. См., например: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 18-КГПР17-99 ("...организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий"); Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 августа 2023 г. N 88-14695/2023 ("именно на кассатора [Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска] возложены определенная судом обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Статья: Финансово-правовое регулирование в чрезвычайных ситуациях: общеправовые и отраслевые дилеммы
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В соответствии с положениями п. "з" ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" конкретизированы в указанной части полномочия органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в частности, подп. 5, 8, 65, 89, 93, 95, 96, 114, 139, 170 п. 1, п. 6 ст. 44 названного Закона). В свою очередь, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения муниципальных образований, связанные с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в частности, подп. 7.1, 9, 21 п. 1 ст. 15 названного Закона). Аналогичные полномочия определены для органов местного самоуправления в проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <19>. Соответственно, расходы на материальное обеспечение перечисленных полномочий органов власти публично-правовых образований предусматриваются в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований ежегодно в качестве ординарных.
(Омелехина Н.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)В соответствии с положениями п. "з" ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" конкретизированы в указанной части полномочия органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в частности, подп. 5, 8, 65, 89, 93, 95, 96, 114, 139, 170 п. 1, п. 6 ст. 44 названного Закона). В свою очередь, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения муниципальных образований, связанные с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в частности, подп. 7.1, 9, 21 п. 1 ст. 15 названного Закона). Аналогичные полномочия определены для органов местного самоуправления в проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <19>. Соответственно, расходы на материальное обеспечение перечисленных полномочий органов власти публично-правовых образований предусматриваются в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований ежегодно в качестве ординарных.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)- организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)- организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;