Участие прокурора в правотворческой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Участие прокурора в правотворческой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В современной доктрине выделяют функцию участия прокуроров в правотворческой деятельности, которая находит свою реализацию в таком виде деятельности современной российской прокуратуры, как "участие прокурора в правотворческой деятельности в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, участие в формировании системы нормативных актов, способствование становлению единого правового пространства РФ, защиты прав и свобод человека и гражданина и др." <26>.
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)В современной доктрине выделяют функцию участия прокуроров в правотворческой деятельности, которая находит свою реализацию в таком виде деятельности современной российской прокуратуры, как "участие прокурора в правотворческой деятельности в целях обеспечения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, участие в формировании системы нормативных актов, способствование становлению единого правового пространства РФ, защиты прав и свобод человека и гражданина и др." <26>.
Статья: Вопросы согласованной правоохранительной деятельности территориальных органов по обеспечению региональной безопасности
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Участие прокурора в правотворческой деятельности, поскольку она носит профилактический характер, служит предупреждению возможных правонарушений, и с ее помощью прокурор вырабатывает правовую позицию по отношению к предлагаемой для принятия норме. В этой связи также дополнительно актуализируется значение надзора за исполнением законов в части регламентации вопросов обеспечения региональной безопасности, осуществление которого занимает заметное место в деятельности территориальных органов прокуратуры Российской Федерации, а также анализа законодательства субъектов Российской Федерации в сфере региональной безопасности в процессе мониторинга законопроектной деятельности, осуществляемого уполномоченными на это территориальными органами.
(Залужный А.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Участие прокурора в правотворческой деятельности, поскольку она носит профилактический характер, служит предупреждению возможных правонарушений, и с ее помощью прокурор вырабатывает правовую позицию по отношению к предлагаемой для принятия норме. В этой связи также дополнительно актуализируется значение надзора за исполнением законов в части регламентации вопросов обеспечения региональной безопасности, осуществление которого занимает заметное место в деятельности территориальных органов прокуратуры Российской Федерации, а также анализа законодательства субъектов Российской Федерации в сфере региональной безопасности в процессе мониторинга законопроектной деятельности, осуществляемого уполномоченными на это территориальными органами.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 28.10.2025 N 731
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")В целях совершенствования деятельности прокуроров по участию в правотворческой деятельности, своевременного реагирования на возникающие в правоприменительной практике потребности в правовом регулировании общественных отношений, улучшения качества принимаемых нормативных правовых актов, расширения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
"О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления"
(вместе с "Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации")В целях совершенствования деятельности прокуроров по участию в правотворческой деятельности, своевременного реагирования на возникающие в правоприменительной практике потребности в правовом регулировании общественных отношений, улучшения качества принимаемых нормативных правовых актов, расширения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Одним из первых на эту проблему обратил внимание Р. Исмагилов <2>, который указал, что, несмотря на участие прокурора в правотворческой деятельности и осуществление постоянного надзора за законностью правовых актов независимо от поступления жалоб или иной информации о нарушении законодательства, КАС РФ не предусмотрено право прокурора на обращение в суд в порядке абстрактного нормоконтроля.
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Одним из первых на эту проблему обратил внимание Р. Исмагилов <2>, который указал, что, несмотря на участие прокурора в правотворческой деятельности и осуществление постоянного надзора за законностью правовых актов независимо от поступления жалоб или иной информации о нарушении законодательства, КАС РФ не предусмотрено право прокурора на обращение в суд в порядке абстрактного нормоконтроля.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Самостоятельной функцией прокуратуры является участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Самостоятельной функцией прокуратуры является участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Статья: Формы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)2) участие прокурора в правотворческой деятельности органов местного самоуправления;
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)2) участие прокурора в правотворческой деятельности органов местного самоуправления;
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Применение методов сравнительного анализа и сравнительного правоведения позволило предложить пути совершенствования деятельности конституционной юстиции и прокуратуры при судебном рассмотрении отдельных категорий дел. Анализ участия прокурора в правотворческой деятельности и надзора за законностью правовых актов в ретроспективном и перспективном аспектах, использование статистического инструментария данных отчетности работы прокурора позволили определить роль и значение обозначенных функциональных направлений прокуратуры в формировании правового поля государства, проследить их развитие в динамике. На примере изменений конституционного законодательства проиллюстрировано усиление институционального взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и прокуратуры по фильтрации законодательства и укреплению публичного правопорядка. Авторами аккумулировано несколько вариантов оптимизации деятельности органов конституционной юстиции по рассмотрению дел, ранее подведомственных упраздненным конституционным судам субъектов Российской Федерации, от открытия "присутствий" Конституционного Суда в федеральных округах до объединения судей субъектов Российской Федерации в сформированных по "кустовому" принципу представительствах конституционных судов субъектов Российской Федерации ("межсубъектовые конституционные суды"). Некоторые из вариантов такой оптимизации авторами предложены на обсуждение юридической общественности впервые.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Применение методов сравнительного анализа и сравнительного правоведения позволило предложить пути совершенствования деятельности конституционной юстиции и прокуратуры при судебном рассмотрении отдельных категорий дел. Анализ участия прокурора в правотворческой деятельности и надзора за законностью правовых актов в ретроспективном и перспективном аспектах, использование статистического инструментария данных отчетности работы прокурора позволили определить роль и значение обозначенных функциональных направлений прокуратуры в формировании правового поля государства, проследить их развитие в динамике. На примере изменений конституционного законодательства проиллюстрировано усиление институционального взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и прокуратуры по фильтрации законодательства и укреплению публичного правопорядка. Авторами аккумулировано несколько вариантов оптимизации деятельности органов конституционной юстиции по рассмотрению дел, ранее подведомственных упраздненным конституционным судам субъектов Российской Федерации, от открытия "присутствий" Конституционного Суда в федеральных округах до объединения судей субъектов Российской Федерации в сформированных по "кустовому" принципу представительствах конституционных судов субъектов Российской Федерации ("межсубъектовые конституционные суды"). Некоторые из вариантов такой оптимизации авторами предложены на обсуждение юридической общественности впервые.