Уценка товара в налоговом учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Уценка товара в налоговом учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 268 "Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что сам факт наличия спорных товарно-материальных ценностей и их реализации в проверяемом периоде ИФНС не опровергнут; порядок оформления и проведения уценки обществом соблюден; доход от реализации уцененных товаров отражен в налоговом учете.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, указал, что сам факт наличия спорных товарно-материальных ценностей и их реализации в проверяемом периоде ИФНС не опровергнут; порядок оформления и проведения уценки обществом соблюден; доход от реализации уцененных товаров отражен в налоговом учете.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.08.2024 N Ф01-2921/2024 по делу N А79-4822/2022 <Убыток от реализации по цене, которая ниже стоимости приобретения продукции, можно признать, если он документально подтвержден и экономически обоснован>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 22)- доход от реализации уцененных товаров в налоговом учете компании отражен.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 22)- доход от реализации уцененных товаров в налоговом учете компании отражен.
Вопрос: Вправе ли ООО при продаже товара со значительной скидкой учесть в расходах в целях налогообложения стоимость, по которой этот товар был приобретен (выше розничной цены)? Есть ли налоговые риски, учитывая, что причина продажи со скидкой - невостребованность товара и сокращение затрат на его хранение?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)В Письме Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82200 рассмотрен вопрос о продаже товара (лекарственного средства) со скидкой 99% в связи с истечением срока его годности. При этом Минфин России не пришел к выводу о том, что такая скидка исходя только из ее размера может быть признана неоправданной и соответствующие доходы от реализации товара с уценкой занижены.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)В Письме Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82200 рассмотрен вопрос о продаже товара (лекарственного средства) со скидкой 99% в связи с истечением срока его годности. При этом Минфин России не пришел к выводу о том, что такая скидка исходя только из ее размера может быть признана неоправданной и соответствующие доходы от реализации товара с уценкой занижены.
Нормативные акты
Письмо Минфина РФ от 29.09.1995 N 107
"О порядке переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.1995 N 963)Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" результаты от переоценки (дооценки, уценки) производственных запасов и готовой продукции исключены из состава внереализационных доходов и расходов, принимаемых для целей налогообложения.
"О порядке переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.1995 N 963)Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" результаты от переоценки (дооценки, уценки) производственных запасов и готовой продукции исключены из состава внереализационных доходов и расходов, принимаемых для целей налогообложения.
Статья: Как разграничить нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу?
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)- расходы на участие в выставках (ярмарках, экспозициях), на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр (каталогов), содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)- расходы на участие в выставках (ярмарках, экспозициях), на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр (каталогов), содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Статья: Все ли расходы в рамках рекламных мероприятий можно отнести к рекламным?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)К ненормируемым рекламным расходам относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Так как логотип является рекламой, затраты на его изготовление (дизайн) организация вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль при условии, что указанные расходы обоснованны и документально подтверждены.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)К ненормируемым рекламным расходам относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Так как логотип является рекламой, затраты на его изготовление (дизайн) организация вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль при условии, что указанные расходы обоснованны и документально подтверждены.
Вопрос: Для оформления витрины розничного магазина мебели в качестве жилой комнаты организация на УСН "доходы минус расходы" приобрела светильники, текстиль, посуду, предметы декора и т.п. Можно ли учесть затраты на приобретение этих предметов и в каком размере?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2024)В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся в том числе расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 7)- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Таким образом, применительно к покупателю курсовая разница для целей налогового и бухгалтерского учета может возникнуть только в случае возникновения у него обязательств перед продавцом по оплате за товар, цена которого определена в валюте (кредиторская задолженность). В отношении суммы уплаченного аванса согласно п. 10 ст. 272 НК РФ курсовые разницы не возникают.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Таким образом, применительно к покупателю курсовая разница для целей налогового и бухгалтерского учета может возникнуть только в случае возникновения у него обязательств перед продавцом по оплате за товар, цена которого определена в валюте (кредиторская задолженность). В отношении суммы уплаченного аванса согласно п. 10 ст. 272 НК РФ курсовые разницы не возникают.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Суд, исследовав материалы дела, указал, что сам факт наличия спорных товарно-материальных ценностей и их реализации в проверяемом периоде ИФНС не опровергнут; порядок оформления и проведения уценки обществом соблюден; доход от реализации уцененных товаров отражен в налоговом учете.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Суд, исследовав материалы дела, указал, что сам факт наличия спорных товарно-материальных ценностей и их реализации в проверяемом периоде ИФНС не опровергнут; порядок оформления и проведения уценки обществом соблюден; доход от реализации уцененных товаров отражен в налоговом учете.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! Среди рекламных расходов есть нормируемые и ненормируемые. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к рекламным расходам, учитываемым для целей налогообложения в размере фактических затрат, относят:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Обратите внимание! Среди рекламных расходов есть нормируемые и ненормируемые. Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к рекламным расходам, учитываемым для целей налогообложения в размере фактических затрат, относят:
Готовое решение: Как учесть расходы на рекламу при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)уценка товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
(КонсультантПлюс, 2025)уценка товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации расходы в виде стоимости приобретения и затрат на установку и демонтаж выставочных образцов товаров (кухонных гарнитуров), используемых для проведения выставки, которые впоследствии будут реализованы по пониженной цене?..
(Консультация эксперта, 2025)Как указано выше, в данном случае исходим из предположения, что расходы на доставку, монтаж и демонтаж выставочных образцов для целей налогообложения признаны в полном размере, а сумма уценки экспонированного на выставке товара в налоговом учете равна сумме резерва под снижение его стоимости, признанной в бухгалтерском учете, и признана в том же месяце, в котором создан резерв. На отчетную дату периода, в котором проведена выставка, балансовая стоимость товаров соответствует стоимости товаров в налоговом учете. Следовательно, разниц, учитываемых в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, у организации не возникает.
(Консультация эксперта, 2025)Как указано выше, в данном случае исходим из предположения, что расходы на доставку, монтаж и демонтаж выставочных образцов для целей налогообложения признаны в полном размере, а сумма уценки экспонированного на выставке товара в налоговом учете равна сумме резерва под снижение его стоимости, признанной в бухгалтерском учете, и признана в том же месяце, в котором создан резерв. На отчетную дату периода, в котором проведена выставка, балансовая стоимость товаров соответствует стоимости товаров в налоговом учете. Следовательно, разниц, учитываемых в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, у организации не возникает.