У иностранца просрочена регистрация
Подборка наиболее важных документов по запросу У иностранца просрочена регистрация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 09.10.2024 по делу N 7-15928/2024 (УИД 77RS0019-02-2024-002686-51)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что У. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, сроком до 10 июля 2024 года, в подтверждение чего к жалобе приложена копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, не подтверждают отсутствие вины У. в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку У. вменяется не отсутствие регистрации по месту пребывания, а нарушение сроков постановки на миграционный учет со дня въезда на территорию Российской Федерации. Согласно сведений из ГИСМУ У. встал на миграционный учет лишь 14 мая 2023 года.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что У. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, сроком до 10 июля 2024 года, в подтверждение чего к жалобе приложена копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, не подтверждают отсутствие вины У. в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку У. вменяется не отсутствие регистрации по месту пребывания, а нарушение сроков постановки на миграционный учет со дня въезда на территорию Российской Федерации. Согласно сведений из ГИСМУ У. встал на миграционный учет лишь 14 мая 2023 года.
Решение Московского городского суда от 06.12.2024 по делу N 7-18662/2024 (УИД 77RS0033-02-2024-011741-80)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что по состоянию на 22 мая 2024 года М.М.М. имел регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес, адрес, сроком до 8 июля 2024 года, в подтверждение чего к жалобе приложена копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, не подтверждают отсутствие вины М.М.М. в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку М.М.М. вменяется не отсутствие регистрации по месту пребывания, а нарушение сроков постановки на миграционный учет со дня въезда на территорию Российской Федерации. Согласно сведениям из ГИСМУ М.М.М. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу лишь 2 июня 2024 года, то есть по истечении срока, установленного ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (л.д. 41).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что по состоянию на 22 мая 2024 года М.М.М. имел регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес, адрес, сроком до 8 июля 2024 года, в подтверждение чего к жалобе приложена копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, не подтверждают отсутствие вины М.М.М. в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку М.М.М. вменяется не отсутствие регистрации по месту пребывания, а нарушение сроков постановки на миграционный учет со дня въезда на территорию Российской Федерации. Согласно сведениям из ГИСМУ М.М.М. встал на миграционный учет по вышеуказанному адресу лишь 2 июня 2024 года, то есть по истечении срока, установленного ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (л.д. 41).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Гражданин РФ (не ИП) заключает гражданско-правовой договор с иностранным гражданином для личных нужд - выполнения строительных работ, помощи по хозяйству, присмотра за детьми и т.п. Должен ли гражданин РФ платить страховые взносы на травматизм? Нужно ли ему регистрироваться в СФР и сдавать соответствующую отчетность?
(Консультация эксперта, 2024)- за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика в виде штрафа в размере 5 тыс. руб., если такое нарушение составило более чем 90 календарных дней - в размере 10 тыс. руб. (ст. 26.28 Закона N 125-ФЗ);
(Консультация эксперта, 2024)- за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика в виде штрафа в размере 5 тыс. руб., если такое нарушение составило более чем 90 календарных дней - в размере 10 тыс. руб. (ст. 26.28 Закона N 125-ФЗ);
Статья: Правовые и организационные вопросы межведомственного взаимодействия МВД России в сфере миграции
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)2. Несвоевременное внесение информации в базы данных сотрудниками отделов по вопросам миграции. Если в дежурную часть доставлен иностранный гражданин и при проверке по всем учетам баз данных было установлено, что у него отсутствует регистрация по месту пребывания, сотрудник дежурной части составляет протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, а начальник отдела МВД России выносит постановление о наложении административного штрафа. И нередки ситуации, когда иностранный гражданин не согласен с вынесенным в отношении него постановлением и обращается в суд; за время обжалования постановления в базе данных актуализируется информация и появляется регистрация данного гражданина на момент составления протокола об административном правонарушении, и судья отменяет вынесенное постановление. После этого назначается служебная проверка в отношении сотрудника дежурной части, который составлял административный протокол, а не в отношении сотрудника отдела по вопросам миграции МВД России, который не внес в установленные сроки информацию о постановке иностранного гражданина на учет.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)2. Несвоевременное внесение информации в базы данных сотрудниками отделов по вопросам миграции. Если в дежурную часть доставлен иностранный гражданин и при проверке по всем учетам баз данных было установлено, что у него отсутствует регистрация по месту пребывания, сотрудник дежурной части составляет протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, а начальник отдела МВД России выносит постановление о наложении административного штрафа. И нередки ситуации, когда иностранный гражданин не согласен с вынесенным в отношении него постановлением и обращается в суд; за время обжалования постановления в базе данных актуализируется информация и появляется регистрация данного гражданина на момент составления протокола об административном правонарушении, и судья отменяет вынесенное постановление. После этого назначается служебная проверка в отношении сотрудника дежурной части, который составлял административный протокол, а не в отношении сотрудника отдела по вопросам миграции МВД России, который не внес в установленные сроки информацию о постановке иностранного гражданина на учет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.
Приказ МВД России от 10.12.2020 N 856
(ред. от 22.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483)180.1. В филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", по месту нахождения объекта недвижимого имущества, указанного иностранным гражданином в заявлении о регистрации в качестве своего места жительства или указанного заинтересованным физическим или юридическим лицо в заявлении о снятии с регистрации в качестве жилого помещения, право пользования которым иностранный гражданин лишен, в целях получения документов о таком объекте и зарегистрированных правах иностранного гражданина на него в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (сведений о содержании данных документов), в случае непредставления документов, предусмотренных подпунктом 58.1 пункта 58 Административного регламента.
(ред. от 22.10.2024)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483)180.1. В филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", по месту нахождения объекта недвижимого имущества, указанного иностранным гражданином в заявлении о регистрации в качестве своего места жительства или указанного заинтересованным физическим или юридическим лицо в заявлении о снятии с регистрации в качестве жилого помещения, право пользования которым иностранный гражданин лишен, в целях получения документов о таком объекте и зарегистрированных правах иностранного гражданина на него в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (сведений о содержании данных документов), в случае непредставления документов, предусмотренных подпунктом 58.1 пункта 58 Административного регламента.
Вопрос: Надо ли подавать форму СЗВ-ТД на работающих в организации иностранных граждан?
(Консультация эксперта, 2022)Следует учесть, что сведения по форме СЗВ-ТД в случае приема на работу зарегистрированного лица представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа. При представлении формы СЗВ-ТД на работника, как указано выше, в ней необходимо указать номер СНИЛС. Вопрос о том, как подать СЗВ-ТД на впервые принятых на работу работников без СНИЛС без нарушения срока подачи формы, на данный момент нормативно не регламентирован. Во избежание претензий со стороны ПФР рекомендуем попросить иностранного гражданина самостоятельно получить СНИЛС перед трудоустройством (пп. 1 п. 1 ст. 6, пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, п. 2.2.3 Порядка N 730п, п. 6 Инструкции). За официальными разъяснениями по данному вопросу можно обратиться в ПФР.
(Консультация эксперта, 2022)Следует учесть, что сведения по форме СЗВ-ТД в случае приема на работу зарегистрированного лица представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа. При представлении формы СЗВ-ТД на работника, как указано выше, в ней необходимо указать номер СНИЛС. Вопрос о том, как подать СЗВ-ТД на впервые принятых на работу работников без СНИЛС без нарушения срока подачи формы, на данный момент нормативно не регламентирован. Во избежание претензий со стороны ПФР рекомендуем попросить иностранного гражданина самостоятельно получить СНИЛС перед трудоустройством (пп. 1 п. 1 ст. 6, пп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, п. 2.2.3 Порядка N 730п, п. 6 Инструкции). За официальными разъяснениями по данному вопросу можно обратиться в ПФР.
Статья: Реестр контролируемых лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства: понятие, особенности
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Например, иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации и имеющий все необходимые документы для легального нахождения на территории государства (паспорт иностранного гражданина, миграционную карту), регистрирует свое нахождение по месту пребывания, заключает трудовой договор и, при необходимости, оформляет патент для осуществления трудовой деятельности. Все эти данные имеются на интегрированных сервисах "ГИСМУ" и СПО "Мигрант-1", включая отметки о нахождении гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами. В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин при выполнении определенных требований имеет право получить вид на жительство в Российской Федерации (ВНЖ), а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Например, иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации и имеющий все необходимые документы для легального нахождения на территории государства (паспорт иностранного гражданина, миграционную карту), регистрирует свое нахождение по месту пребывания, заключает трудовой договор и, при необходимости, оформляет патент для осуществления трудовой деятельности. Все эти данные имеются на интегрированных сервисах "ГИСМУ" и СПО "Мигрант-1", включая отметки о нахождении гражданина на территории Российской Федерации или за ее пределами. В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин при выполнении определенных требований имеет право получить вид на жительство в Российской Федерации (ВНЖ), а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.
Вопрос: Каковы последствия нарушения предельного срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования иностранным физическим лицом?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Вопрос: Каковы последствия нарушения предельного срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования иностранным физическим лицом?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)Вопрос: Каковы последствия нарушения предельного срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования иностранным физическим лицом?
Ситуация: Как иностранцу получить патент на работу в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане при обращении с заявлением об оформлении патента подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию (за некоторым исключением) (п. п. 13, 20 ст. 5, п. 4.6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранные граждане при обращении с заявлением об оформлении патента подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию (за некоторым исключением) (п. п. 13, 20 ст. 5, п. 4.6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за несообщение в регистрирующий орган сведений о смене учредителем организации своей фамилии (в связи с замужеством)? Вносятся ли изменения в учредительные документы?
(Консультация эксперта, 2025)В случае если учредителем является иностранное физическое лицо или лицо без гражданства, у которого нет паспорта гражданина РФ, сведения об изменении его фамилии необходимо подать в течение 7 рабочих дней с момента изменения указанных сведений, так как органы МВД России их не фиксируют и не передают (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)В случае если учредителем является иностранное физическое лицо или лицо без гражданства, у которого нет паспорта гражданина РФ, сведения об изменении его фамилии необходимо подать в течение 7 рабочих дней с момента изменения указанных сведений, так как органы МВД России их не фиксируют и не передают (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Статья: Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией в Китайской Народной Республике
(Любый И.А., Мехряков И.С.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Однако присутствуют и существенные отличия. Так, несмотря на то, что вне зависимости от типа визы или вида на жительство всем иностранцам, находящимся на территории КНР, необходимо свидетельство о временной регистрации, в УК КНР, в отличие от российского законодательства, отсутствует специальная норма, устанавливающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет таких граждан. По нашему мнению, наличие данного пробела представляет собой определенную проблему. Дело в том, что согласно положениям Закона Китая о выезде и въезде иностранцы в течение 1 суток с момента въезда на территорию республики обязаны оформить временную регистрацию по месту пребывания и обновлять ее при изменении фактического местонахождения на территории Китая более чем на 24 часа. Несмотря на то, что сама процедура получения временной регистрации в Китае максимально упрощена и автоматизирована, сами по себе строгие требования к соблюдению сроков и оснований для ее получения, нарушение которых влечет денежный штраф или иные меры вплоть до депортации, является благодатной почвой для деятельности различных "дельцов", готовых за сдельную оплату предложить временную регистрацию в находящейся у них в собственности недвижимости.
(Любый И.А., Мехряков И.С.)
("Миграционное право", 2025, N 2)Однако присутствуют и существенные отличия. Так, несмотря на то, что вне зависимости от типа визы или вида на жительство всем иностранцам, находящимся на территории КНР, необходимо свидетельство о временной регистрации, в УК КНР, в отличие от российского законодательства, отсутствует специальная норма, устанавливающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет таких граждан. По нашему мнению, наличие данного пробела представляет собой определенную проблему. Дело в том, что согласно положениям Закона Китая о выезде и въезде иностранцы в течение 1 суток с момента въезда на территорию республики обязаны оформить временную регистрацию по месту пребывания и обновлять ее при изменении фактического местонахождения на территории Китая более чем на 24 часа. Несмотря на то, что сама процедура получения временной регистрации в Китае максимально упрощена и автоматизирована, сами по себе строгие требования к соблюдению сроков и оснований для ее получения, нарушение которых влечет денежный штраф или иные меры вплоть до депортации, является благодатной почвой для деятельности различных "дельцов", готовых за сдельную оплату предложить временную регистрацию в находящейся у них в собственности недвижимости.
Статья: О правовых последствиях истечения административно-процессуального срока
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- регистрирующим органом не принимается решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, если на последний день истечения 3-месячного срока не соблюдена совокупность условий, предусмотренная законом для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц <6>;
(Белякович Е.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 12)- регистрирующим органом не принимается решение об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, если на последний день истечения 3-месячного срока не соблюдена совокупность условий, предусмотренная законом для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц <6>;