Твердые полезные ископаемые
Подборка наиболее важных документов по запросу Твердые полезные ископаемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В случае отсутствия нормативов потерь твердых полезных ископаемых все фактические потери относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь и, соответственно, подлежат налогообложению по общеустановленным налоговым ставкам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В случае отсутствия нормативов потерь твердых полезных ископаемых все фактические потери относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь и, соответственно, подлежат налогообложению по общеустановленным налоговым ставкам.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке утверждаются недропользователем в составе проектной документации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке утверждаются недропользователем в составе проектной документации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли разрабатывать месторождения твердых полезных ископаемых, запасы которых поставлены на госбаланс по временным кондициям?
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Роснедр", 2023)"Официальный сайт Роснедр http://www.rosnedra.gov.ru", 2023
Вопрос: Применимы ли Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 505, к переработке (дробление, просеивание, сушка) доломита и базальта на заводе строительных материалов?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Нормативные акты
"ГОСТ Р 59071-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Недра. Термины и определения"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 N 732-ст)1 Твердыми полезными ископаемыми признают природные минеральные образования, органические вещества и их смеси, находящиеся в твердом состоянии в недрах или на земной поверхности.
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.10.2020 N 732-ст)1 Твердыми полезными ископаемыми признают природные минеральные образования, органические вещества и их смеси, находящиеся в твердом состоянии в недрах или на земной поверхности.
"Перечень участков недр федерального значения"
(ред. от 25.06.2025)ТВЕРДЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
(ред. от 25.06.2025)ТВЕРДЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Согласно действующему порядку взимания НДПИ определение налоговой базы на основе стоимостной величины может осуществляться по выбору налогоплательщика одним из установленных способов: исходя из цены реализации добытого полезного ископаемого или в случае отсутствия таковой - исходя из расчетного способа. При этом расчетная стоимость представляет собой совокупность расходов на добычу полезных ископаемых и всегда оказывается существенно ниже стоимости, определяемой исходя из цен реализации полезных ископаемых, что предопределяет ее широкое применение налогоплательщиками. Кроме того, применение расчетной стоимости для целей НДПИ может приводить к нарушению принципа справедливого налогообложения, поскольку ставит в невыгодные условия недропользователей, у которых затраты на добычу полезных ископаемых выше ввиду географических и горно-геологических условий <2>. "Так, для горных предприятий, добытая руда которых не является предметом продажи, ухудшение горно-геологических условий освоения месторождений, вызывающее рост затрат на добычу, увеличивает размер налога, и, наоборот, улучшение этих условий снижает затраты и соответственно налог" [1]. Кроме того, на практике возникают вопросы, связанные с правомерностью включения отдельных видов расходов в расчетную стоимость (например, затраты на перевозку добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции) <3>. Таким образом, применение расчетной стоимости для целей налогообложения твердых полезных ископаемых не только негативно отражается на эффективности налогового администрирования, о чем свидетельствует разнообразная судебная практика по вопросам, связанным с выбором порядка налогообложения МКР и их полезных компонентов, но и приводит к непоступлению соответствующих сумм НДПИ в бюджет (более подробно с практическими вопросами применения расчетной стоимости можно ознакомиться в работах [2, 3]).
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)Согласно действующему порядку взимания НДПИ определение налоговой базы на основе стоимостной величины может осуществляться по выбору налогоплательщика одним из установленных способов: исходя из цены реализации добытого полезного ископаемого или в случае отсутствия таковой - исходя из расчетного способа. При этом расчетная стоимость представляет собой совокупность расходов на добычу полезных ископаемых и всегда оказывается существенно ниже стоимости, определяемой исходя из цен реализации полезных ископаемых, что предопределяет ее широкое применение налогоплательщиками. Кроме того, применение расчетной стоимости для целей НДПИ может приводить к нарушению принципа справедливого налогообложения, поскольку ставит в невыгодные условия недропользователей, у которых затраты на добычу полезных ископаемых выше ввиду географических и горно-геологических условий <2>. "Так, для горных предприятий, добытая руда которых не является предметом продажи, ухудшение горно-геологических условий освоения месторождений, вызывающее рост затрат на добычу, увеличивает размер налога, и, наоборот, улучшение этих условий снижает затраты и соответственно налог" [1]. Кроме того, на практике возникают вопросы, связанные с правомерностью включения отдельных видов расходов в расчетную стоимость (например, затраты на перевозку добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции) <3>. Таким образом, применение расчетной стоимости для целей налогообложения твердых полезных ископаемых не только негативно отражается на эффективности налогового администрирования, о чем свидетельствует разнообразная судебная практика по вопросам, связанным с выбором порядка налогообложения МКР и их полезных компонентов, но и приводит к непоступлению соответствующих сумм НДПИ в бюджет (более подробно с практическими вопросами применения расчетной стоимости можно ознакомиться в работах [2, 3]).
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)К началу 2022 г. в системе налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации сложилась тенденция к сокращению налоговой нагрузки на углеводороды и росту нагрузки на металлы и иные виды твердых полезных ископаемых.
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)К началу 2022 г. в системе налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации сложилась тенденция к сокращению налоговой нагрузки на углеводороды и росту нагрузки на металлы и иные виды твердых полезных ископаемых.
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Понятие "отходы недропользования" также не было законодательно определено. В ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления", введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, под отходами производства понимались "остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства", из них применительно к отходам недропользования к отходам производства относились "образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.".
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Понятие "отходы недропользования" также не было законодательно определено. В ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления", введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, под отходами производства понимались "остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства", из них применительно к отходам недропользования к отходам производства относились "образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.".
Вопрос: Появилась необходимость провести оперативное изменение запасов по горнотехническим причинам, какой действующий документ регламентирует оперативное изменение запасов месторождений твердых полезных ископаемых?
("Официальный сайт Роснедр", 2021)"Официальный сайт Роснедр www.rosnedra.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Роснедр", 2021)"Официальный сайт Роснедр www.rosnedra.gov.ru", 2021
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществе- сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-гр по состоянию за 2019 год; сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-гр по состоянию за 2020 год; сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-гр по состоянию за 2021 год; сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме N 5-гр по состоянию за 2022 год;
Вопрос: Необходимо ли в соответствии с Правилами безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых генеральному директору иметь соответствующее образование, если управление технологическими процессами осуществляют технические руководители организации, имеющие соответствующее образование?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2021)"Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru", 2021
Вопрос: Об учете количества и оценке расчетной стоимости добытого в налоговом периоде твердого полезного ископаемого в целях НДПИ.
(Письмо Минфина России от 21.03.2023 N 03-06-06-01/24002)Вопрос: Об учете количества и оценке расчетной стоимости добытого в налоговом периоде твердого полезного ископаемого в целях НДПИ.
(Письмо Минфина России от 21.03.2023 N 03-06-06-01/24002)Вопрос: Об учете количества и оценке расчетной стоимости добытого в налоговом периоде твердого полезного ископаемого в целях НДПИ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ч. 2 комментируемой статьи донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд либо в интересах физического или юридического лица, осуществляющего проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым), лишь по решению органа местного самоуправления (городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа) или по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, являющегося городом федерального значения (т.е. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя). При этом ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что порядок использования донного грунта определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами. Такой порядок предусмотрен в настоящее время Приказом Минприроды России от 15 апреля 2020 г. N 220.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ч. 2 комментируемой статьи донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд либо в интересах физического или юридического лица, осуществляющего проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов (при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым), лишь по решению органа местного самоуправления (городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа) или по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, являющегося городом федерального значения (т.е. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя). При этом ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что порядок использования донного грунта определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами. Такой порядок предусмотрен в настоящее время Приказом Минприроды России от 15 апреля 2020 г. N 220.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, созданию привлекательных для работников высокотехнологичных рабочих мест будут способствовать введение в действие новых и модернизация действующих промышленных производств, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработка новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, наращивание объемов глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа, а также оказание государственной поддержки проектам по созданию и (или) модернизации рыбоперерабатывающих комплексов, предприятий рыбоводных и тепличных хозяйств, животноводческих комплексов, лесного и лесозаготовительного хозяйств, реализация которых запланирована к осуществлению в дальневосточных, северных регионах и Арктической зоне.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Таким образом, созданию привлекательных для работников высокотехнологичных рабочих мест будут способствовать введение в действие новых и модернизация действующих промышленных производств, развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, разработка новых нефтегазовых провинций, месторождений твердых полезных ископаемых и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, наращивание объемов глубокой переработки нефти, производства сжиженного природного газа и газохимической продукции, полезного использования попутного нефтяного газа, а также оказание государственной поддержки проектам по созданию и (или) модернизации рыбоперерабатывающих комплексов, предприятий рыбоводных и тепличных хозяйств, животноводческих комплексов, лесного и лесозаготовительного хозяйств, реализация которых запланирована к осуществлению в дальневосточных, северных регионах и Арктической зоне.