Твердая и приблизительная цена
Подборка наиболее важных документов по запросу Твердая и приблизительная цена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как определить цену по договору строительного подряда
(КонсультантПлюс, 2025)5. Твердая или приблизительная цена работы
(КонсультантПлюс, 2025)5. Твердая или приблизительная цена работы
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Рекомендации по заключению договора7.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА РАБОТЫ (СМЕТА)
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
(ред. от 24.06.2025)4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Готовое решение: Как изменить договор подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание рекомендуем обратить на изменение цены работ, поскольку в этой части договор подряда имеет ряд особенностей в некоторых ситуациях. Например, имеет значение, какой является цена - твердой или приблизительной. Если цена приблизительная, то несогласие на ее изменение может даже привести к расторжению договора.
(КонсультантПлюс, 2025)Особое внимание рекомендуем обратить на изменение цены работ, поскольку в этой части договор подряда имеет ряд особенностей в некоторых ситуациях. Например, имеет значение, какой является цена - твердой или приблизительной. Если цена приблизительная, то несогласие на ее изменение может даже привести к расторжению договора.
Путеводитель по договорной работе. Возмездное оказание услуг. Рекомендации по заключению договора5.1.5. Твердая и приблизительная цена услуг
Готовое решение: Как определяется и устанавливается цена договора
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете установить твердую или приблизительную цену, описать способ ее определения, выразить ее в рублях или иностранной валюте.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете установить твердую или приблизительную цену, описать способ ее определения, выразить ее в рублях или иностранной валюте.
Готовое решение: Как составить договор возмездного оказания услуг между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)условие о том, является цена твердой или приблизительной. К возмездному оказанию услуг применимы нормы о твердой и приблизительной цене работ, выполняемых по договору подряда (п. 4 ст. 709, ст. 783 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)условие о том, является цена твердой или приблизительной. К возмездному оказанию услуг применимы нормы о твердой и приблизительной цене работ, выполняемых по договору подряда (п. 4 ст. 709, ст. 783 ГК РФ).
Готовое решение: Как согласовать условия о цене и порядке оплаты работ в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как согласовать условие о твердой или приблизительной цене (смете)
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Как согласовать условие о твердой или приблизительной цене (смете)
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски подрядчика при заключении договора6.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА (СМЕТА)
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии со ст. 709 ГК РФ цена договора может определяться как от фактических затрат управляющей организации с учетом ее вознаграждения (а также с учетом распределения полученной экономии управляющей организацией в соответствии со ст. 710 ГК РФ), так и путем составления сметы или путем определения в договоре твердой или приблизительной цены. Как было отмечено в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 за 2023 г., условие договора управления многоквартирным домом о размере платы за ремонт (содержание) общего имущества должно соответствовать решению, принятому на общем собрании собственников помещений в этом доме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В соответствии со ст. 709 ГК РФ цена договора может определяться как от фактических затрат управляющей организации с учетом ее вознаграждения (а также с учетом распределения полученной экономии управляющей организацией в соответствии со ст. 710 ГК РФ), так и путем составления сметы или путем определения в договоре твердой или приблизительной цены. Как было отмечено в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 за 2023 г., условие договора управления многоквартирным домом о размере платы за ремонт (содержание) общего имущества должно соответствовать решению, принятому на общем собрании собственников помещений в этом доме.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Превышение сметы. В-третьих, дополнительными работами согласно ст. 743 ГК РФ являются те работы, проведение которых влечет за собой увеличение сметной стоимости строительства. Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство также в соответствии со сметой, которая определяет цену работ <1>. Действительно, проектно-сметная документация может неоднократно корректироваться в ходе непосредственного проведения строительных работ, однако далеко не все эти корректировки непременно влекут повышение стоимости производимых работ <2>. Следовательно, в тех случаях, когда проведение тех или иных не учтенных в технической документации работ не приводит к увеличению общей сметной стоимости строительства, суды не признают такие работы дополнительными и не распространяют на них предусмотренный в ст. 743 ГК РФ порядок согласования <3>. Данное решение представляется справедливым, поскольку почти в любых строительных проектах невозможно с точностью до копейки рассчитать необходимые расходы, в связи с чем стороны, как правило, закладывают в стоимость проекта определенный процент на непредвиденные расходы. Тогда необходимость проведения мелких дополнительных работ не будет влечь за собой активацию механизма согласования со всеми последствиями, а будет покрываться за счет уже выделенной для этого части стоимости работ. В связи с этим необходимо отметить, что ст. 743 ГК РФ не предусматривает различий в порядке согласования и оплаты дополнительных работ в зависимости от того или иного вида составленной сметы. Однако если обратиться к общим положениям ГК РФ о подряде, то в ст. 709 Кодекса устанавливается, что "цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой". При этом ГК РФ не дает определение ни твердой, ни приблизительной сметы, лишь устанавливая презумпцию наличия твердой сметы при отсутствии других указаний. Под твердой ценой, как правило, понимается цена, размер которой определенно установлен сторонами и не подлежит изменению без волеизъявления обеих сторон <4>. В этом случае при установлении твердой цены дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ будут являться новые виды работ <5>, не учтенные в технической документации и влекущие любое, хоть и незначительно, превышение установленной в договоре цены <6>. Определение понятия приблизительной цены, в свою очередь, вызывает затруднения ввиду многообразия способов ее установления. В общем виде она обычно определяется как цена, размер которой сторонами определен ориентировочно, в виде некой плавающей величины, а следовательно, может быть изменен без волеизъявления обеих сторон договора <7>. Из анализа законодательного материала (в частности, соотношения положений ст. 709 и 743 ГК РФ в части приблизительной сметы) и судебной практики можно сделать следующий вывод: дополнительные работы, несущественно превышающие определенную сторонами приблизительную смету, не требуют активации механизма ст. 743 ГК РФ, включая отсутствие необходимости в согласовании таких работ с заказчиком и, безусловно, подлежат оплате последним <8>; в то же время, если в указанном случае приблизительная смета будет превышаться существенно, то в данной ситуации уже будет включаться весь механизм ст. 743 ГК РФ (с необходимостью согласования данных работ с заказчиком и последствиями невыполнения данной обязанности) <9>. Однако как провести разграничение между существенным и несущественным превышениями приблизительной сметы? Ответ на этот вопрос, как мы полагаем, зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего - какой именно механизм определения стоимости работ стороны заложили в понятие приблизительной цены. В одних случаях стороны называют в договоре определенную приблизительную стоимость работ, которая подлежит последующей корректировке исходя из объема фактически выполненных работ и затраченных материалов <10>; в других случаях стороны согласовывают определенную стоимость работ в качестве приблизительной, специально подчеркивая, что она составляет "не более" определенной суммы <11>, или даже указывая, что, будучи приблизительной, она является "предельной и не может быть увеличена" <12>. В первом случае было бы справедливым считать несущественным то превышение сметы, которое не выходит за рамки заложенного в смету резерва средств на непредвиденные расходы <13>, а если такой резерв не определен - не превышает 10% от определенной приблизительной цены (по аналогии со ст. 744 ГК РФ) <14>. Во втором же случае, учитывая согласованную волю сторон на установление приблизительной цены в качестве некоего верхнего предела предполагаемых затрат, любой выход за этот предел должен считаться существенным превышением и активировать механизм ст. 743 ГК РФ. Однако, как мы полагаем, данная ситуация является определенным исключением, установленным договорным путем, что по своей сути приближает конструкцию приблизительной цены к твердой и не должно рассматриваться в качестве общего правила <15>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)В силу ст. 709 ГК РФ цена по договору подряда может устанавливаться сметой, которая при согласовании заказчиком становится составной частью договора подряда. Цена по договору подряда может быть твердой и приблизительной. При этом, если в договоре не указано иное, презюмируется, что стороны установили твердую цену. Выделение в договорной конструкции подрядных отношений вместе с "обычной" (твердой) ценой цены приблизительной объясняется тем, что очень часто в подрядных отношениях невозможно точно установить объемы необходимых работ, следовательно, и затраты подрядчика на производство строительных работ. Таким образом, приблизительная цена защищает интересы подрядчика в договорном правоотношении от установления в договоре неполного объема работ, что составляет специфику отношений по договору строительного подряда. Между тем интересы заказчика при этом не страдают, так как, заключая договор с условием о приблизительной цене строительных работ, заказчик заранее соглашается с тем, что при определенных обстоятельствах цена договора может измениться.
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)В силу ст. 709 ГК РФ цена по договору подряда может устанавливаться сметой, которая при согласовании заказчиком становится составной частью договора подряда. Цена по договору подряда может быть твердой и приблизительной. При этом, если в договоре не указано иное, презюмируется, что стороны установили твердую цену. Выделение в договорной конструкции подрядных отношений вместе с "обычной" (твердой) ценой цены приблизительной объясняется тем, что очень часто в подрядных отношениях невозможно точно установить объемы необходимых работ, следовательно, и затраты подрядчика на производство строительных работ. Таким образом, приблизительная цена защищает интересы подрядчика в договорном правоотношении от установления в договоре неполного объема работ, что составляет специфику отношений по договору строительного подряда. Между тем интересы заказчика при этом не страдают, так как, заключая договор с условием о приблизительной цене строительных работ, заказчик заранее соглашается с тем, что при определенных обстоятельствах цена договора может измениться.
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски заказчика при заключении договора7.2. ТВЕРДАЯ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА РАБОТЫ (СМЕТА)