Туроператор пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Туроператор пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 61 ГПК РФСуд признал, что туроператору не нужно доказывать, что из-за пандемии был ограничен въезд в иностранные государства, так как это общеизвестное обстоятельство >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Решение о предоставлении единовременной государственной финансовой помощи было принято 12 июня 2020 г. правительством ФРГ по предложению федерального министерства экономики и энергетики и федерального министерства финансов. Срок предоставления помощи рассчитан на три месяца (июнь - июль - август). Помощь оказывается малым и средним предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям, прекратившим или существенно ограничившим свою деятельность с началом эпидемии, в виде прямых дотаций в фиксированные издержки предприятия. Подать заявку могут предприятия и организации, чей оборот с апреля по май 2020 г. сократился не менее чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Размер дотации зависит от объема фиксированных издержек предприятия и масштаба снижения оборота (не менее чем на 40% в месяц). При снижении оборота в диапазоне от 40 до 50% по сравнению с предыдущим годом возмещается 40% фиксированных издержек, от 50 до 70% - 50%, свыше 70% - 80%. Максимальный размер дотации составляет 50 000 евро в месяц. Предприятия и организации с менее чем десятью работниками получат не более 5 000, а малые предприятия с менее чем пятью работниками и индивидуальные предприниматели - не более 3 000 евро в месяц. Следует отметить, что 97% предприятий туристической отрасли входят в группу предприятий, насчитывающих менее 20 работников. Заявки можно подать на общефедеральном онлайн-портале (https://www.ueberbrueckungshilfe-unternehmen.de) через налогового консультанта, налогового инспектора или присяжного бухгалтера-ревизора. Выплаты начались уже в июле, последний день, когда можно было подать заявку - 31 августа 2020 г. Программа финансирования в целом составляет 24,6 млрд евро. В рамках единовременной помощи турагентствам могут частично компенсироваться потери комиссионных вознаграждений из-за аннулированных поездок в связи с пандемией, а туроператорам, имеющим в своем штате до 249 работников, может возмещаться маржа за поездки с предварительной оплатой всех расходов <2>. В целях оказания консультационной помощи Немецкая ассоциация путешествий (нем. der Deutsche Reiseverband, сокр. DRV) провела для предпринимателей 9 июля 2020 г. вебинар на тему "COVID-19: Как турагентствам и туроператорам правильно оформить заявку на единовременную финансовую помощь" <3>.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Решение о предоставлении единовременной государственной финансовой помощи было принято 12 июня 2020 г. правительством ФРГ по предложению федерального министерства экономики и энергетики и федерального министерства финансов. Срок предоставления помощи рассчитан на три месяца (июнь - июль - август). Помощь оказывается малым и средним предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям, прекратившим или существенно ограничившим свою деятельность с началом эпидемии, в виде прямых дотаций в фиксированные издержки предприятия. Подать заявку могут предприятия и организации, чей оборот с апреля по май 2020 г. сократился не менее чем на 60% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Размер дотации зависит от объема фиксированных издержек предприятия и масштаба снижения оборота (не менее чем на 40% в месяц). При снижении оборота в диапазоне от 40 до 50% по сравнению с предыдущим годом возмещается 40% фиксированных издержек, от 50 до 70% - 50%, свыше 70% - 80%. Максимальный размер дотации составляет 50 000 евро в месяц. Предприятия и организации с менее чем десятью работниками получат не более 5 000, а малые предприятия с менее чем пятью работниками и индивидуальные предприниматели - не более 3 000 евро в месяц. Следует отметить, что 97% предприятий туристической отрасли входят в группу предприятий, насчитывающих менее 20 работников. Заявки можно подать на общефедеральном онлайн-портале (https://www.ueberbrueckungshilfe-unternehmen.de) через налогового консультанта, налогового инспектора или присяжного бухгалтера-ревизора. Выплаты начались уже в июле, последний день, когда можно было подать заявку - 31 августа 2020 г. Программа финансирования в целом составляет 24,6 млрд евро. В рамках единовременной помощи турагентствам могут частично компенсироваться потери комиссионных вознаграждений из-за аннулированных поездок в связи с пандемией, а туроператорам, имеющим в своем штате до 249 работников, может возмещаться маржа за поездки с предварительной оплатой всех расходов <2>. В целях оказания консультационной помощи Немецкая ассоциация путешествий (нем. der Deutsche Reiseverband, сокр. DRV) провела для предпринимателей 9 июля 2020 г. вебинар на тему "COVID-19: Как турагентствам и туроператорам правильно оформить заявку на единовременную финансовую помощь" <3>.
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)По данным Ассоциации туроператоров в России, за период пандемии и самоизоляции число туроператоров снизилось в стране на 6%, турагентов - на 30%, а доходы отрасли - на 60% <1>. И это несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) меры: отсрочку обязательств по отмененным турам и программу возврата части средств за покупку туров по России, мораторий на возбуждение дел о банкротстве, налоговые и арендные каникулы.
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)По данным Ассоциации туроператоров в России, за период пандемии и самоизоляции число туроператоров снизилось в стране на 6%, турагентов - на 30%, а доходы отрасли - на 60% <1>. И это несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ) меры: отсрочку обязательств по отмененным турам и программу возврата части средств за покупку туров по России, мораторий на возбуждение дел о банкротстве, налоговые и арендные каникулы.
Статья: К вопросу о дистанционном оказании туристских услуг в свете цифровизации
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Дистанционное оказание туристских услуг должно быть не просто закреплено в действующем законодательстве, но и должно характеризоваться четко выраженной спецификой. С нашей точки зрения, оно относится к форме и способу оказания услуг с применением соответствующих средств, в том числе компьютерных (нам в данной связи близки термины, примененные Т.В. Черевичко и Т.В. Темяковой, к цифровизации туризма - "разнообразные формы проявления" и "новые формы коммуникационного взаимодействия" <16>). Полагаем, что "дистанционное оказание туристских услуг, составляющих туристский продукт", должно предполагать персонификацию и индивидуализацию туристской услуги, то есть оказываться она должна конкретному лицу или группе лиц (в частности, посредством конференц-связи, демонстрации видеоматериалов, применения виртуальных моделей и аналогичных технологий), при этом должно предполагать, во-первых, необходимость осуществления услуги "онлайн" с четкой "привязкой" к реальному времени и месту, в которых находится "объект показа" (туризм не должен быть "оторван он реальности", независимо от того, осуществляется ли он посредством физического перемещения к объекту или же с применением средств, обеспечивающих "дистанционное" присутствие), во-вторых, посредством технологий должна быть обеспечена "обратная связь в системе", включающей и самого туриста, исполнителя услуг и "объекты показа", то есть должна сохраняться возможность "онлайн управления процессом" со стороны его участников. Мы убеждены, что законодательный учет таких трех параметров, как "человеческий фактор", "местное время", "реальное место, имеющее непосредственное отношение к объекту показа", необходим, дабы не свести реальную, хоть и оказываемую посредством технических средств услугу (туристский продукт) к некоторому набору покупаемых-продаваемых материальных носителей информации (не важно каких, начиная от книг и буклетов, заканчивая фото-, аудио-, видео-, киноматериалами, виртуальными моделям и прочими), которые будут отождествляться с туристским продуктом, обедняя его. Даже осуществляемый дистанционно "тур" должен сохранять черты, ему присущие, он должен обеспечивать связь с реальностью, с пространством и временем. Необходимо особо подчеркнуть значение реального места нахождения объектов показа и соответствующего ему местного времени: помимо важнейшего фактора реального восприятия человеком, нельзя упустить иной фактор - турист и экскурсант должны видеть объекты такими, какими они являются в настоящий период времени, только так можно в полной мере сохранить в обществе уважение к природному и историко-культурному наследию. Ведь очень велик соблазн отснять "красивый вид" и продавать его, однако у каждого члена общества должна быть возможность (если не сказать - и обязанность) видеть объект здесь и сейчас, таким, каким он является (независимо от формы присутствия - фактическое присутствие или удаленное с применением технических средств). Именно таким образом можно обеспечить и общественный контроль (даже и неосознанный) за объектами природного и историко-культурного наследия. Такое участие стимулирует к поддержанию объектов показа в надлежащем состоянии. Что касается "человеческого фактора", полагаем, что неверно им пренебрегать в погоне за внедрением новых технологий; человека нельзя заменить. С нашей точки зрения, законодатель должен создавать условия, при которых туроператор будет заинтересован при формировании туристских продуктов в максимально возможном и разумном применении человеческих ресурсов. Всегда будет иметь место соблазн нанять гида с целью отснять материал (в дальнейшем реализуемый в Интернет) с последующим его увольнением или заменить его компьютерной программой. Особенно актуальным это становится в условиях кризиса многих сфер, вызванного пандемией; остро стоит вопрос борьбы с безработицей и бедностью (эксперты ссылаются на данные Всемирного совета по туризму, согласно которому до пятидесяти миллионов человек только в туристском секторе экономики могут потерять работу; к тому же ситуация с распространением коронавирусной инфекции является не в полной мере прогнозируемой); большие проблемы прогнозируются в деятельности мелких и средних организаций, оказывающих услуги в сфере туристского обслуживания; к тому же туристский бизнес традиционно рассматривается как бизнес, благоприятно сказывающийся на увеличении процента занятого в процессе его осуществления населения. Государство должно максимально содействовать обеспечению участия физических лиц в туристском обслуживании, независимо от форм и средств коммуникации, ведь развитие человеческого потенциала и капитала является не менее важным направлением, чем информатизация.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Дистанционное оказание туристских услуг должно быть не просто закреплено в действующем законодательстве, но и должно характеризоваться четко выраженной спецификой. С нашей точки зрения, оно относится к форме и способу оказания услуг с применением соответствующих средств, в том числе компьютерных (нам в данной связи близки термины, примененные Т.В. Черевичко и Т.В. Темяковой, к цифровизации туризма - "разнообразные формы проявления" и "новые формы коммуникационного взаимодействия" <16>). Полагаем, что "дистанционное оказание туристских услуг, составляющих туристский продукт", должно предполагать персонификацию и индивидуализацию туристской услуги, то есть оказываться она должна конкретному лицу или группе лиц (в частности, посредством конференц-связи, демонстрации видеоматериалов, применения виртуальных моделей и аналогичных технологий), при этом должно предполагать, во-первых, необходимость осуществления услуги "онлайн" с четкой "привязкой" к реальному времени и месту, в которых находится "объект показа" (туризм не должен быть "оторван он реальности", независимо от того, осуществляется ли он посредством физического перемещения к объекту или же с применением средств, обеспечивающих "дистанционное" присутствие), во-вторых, посредством технологий должна быть обеспечена "обратная связь в системе", включающей и самого туриста, исполнителя услуг и "объекты показа", то есть должна сохраняться возможность "онлайн управления процессом" со стороны его участников. Мы убеждены, что законодательный учет таких трех параметров, как "человеческий фактор", "местное время", "реальное место, имеющее непосредственное отношение к объекту показа", необходим, дабы не свести реальную, хоть и оказываемую посредством технических средств услугу (туристский продукт) к некоторому набору покупаемых-продаваемых материальных носителей информации (не важно каких, начиная от книг и буклетов, заканчивая фото-, аудио-, видео-, киноматериалами, виртуальными моделям и прочими), которые будут отождествляться с туристским продуктом, обедняя его. Даже осуществляемый дистанционно "тур" должен сохранять черты, ему присущие, он должен обеспечивать связь с реальностью, с пространством и временем. Необходимо особо подчеркнуть значение реального места нахождения объектов показа и соответствующего ему местного времени: помимо важнейшего фактора реального восприятия человеком, нельзя упустить иной фактор - турист и экскурсант должны видеть объекты такими, какими они являются в настоящий период времени, только так можно в полной мере сохранить в обществе уважение к природному и историко-культурному наследию. Ведь очень велик соблазн отснять "красивый вид" и продавать его, однако у каждого члена общества должна быть возможность (если не сказать - и обязанность) видеть объект здесь и сейчас, таким, каким он является (независимо от формы присутствия - фактическое присутствие или удаленное с применением технических средств). Именно таким образом можно обеспечить и общественный контроль (даже и неосознанный) за объектами природного и историко-культурного наследия. Такое участие стимулирует к поддержанию объектов показа в надлежащем состоянии. Что касается "человеческого фактора", полагаем, что неверно им пренебрегать в погоне за внедрением новых технологий; человека нельзя заменить. С нашей точки зрения, законодатель должен создавать условия, при которых туроператор будет заинтересован при формировании туристских продуктов в максимально возможном и разумном применении человеческих ресурсов. Всегда будет иметь место соблазн нанять гида с целью отснять материал (в дальнейшем реализуемый в Интернет) с последующим его увольнением или заменить его компьютерной программой. Особенно актуальным это становится в условиях кризиса многих сфер, вызванного пандемией; остро стоит вопрос борьбы с безработицей и бедностью (эксперты ссылаются на данные Всемирного совета по туризму, согласно которому до пятидесяти миллионов человек только в туристском секторе экономики могут потерять работу; к тому же ситуация с распространением коронавирусной инфекции является не в полной мере прогнозируемой); большие проблемы прогнозируются в деятельности мелких и средних организаций, оказывающих услуги в сфере туристского обслуживания; к тому же туристский бизнес традиционно рассматривается как бизнес, благоприятно сказывающийся на увеличении процента занятого в процессе его осуществления населения. Государство должно максимально содействовать обеспечению участия физических лиц в туристском обслуживании, независимо от форм и средств коммуникации, ведь развитие человеческого потенциала и капитала является не менее важным направлением, чем информатизация.
Статья: О перспективах совершенствования правового регулирования и организации публичной власти в сфере туризма в Российской Федерации. Опыт правового моделирования
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Следует отметить, что последствия пандемии Ковид-19 <7>, а также СВО значительно повлияли на туристические предпочтения и возможности россиян, на устойчивость функционирования национального туристического рынка (перераспределение части выездного турпотока на внутренний туризм и путешествия в дружественные и нейтральные страны (Беларусь, Абхазия, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд, Шри-Ланка, Китай и др.), рост стоимости путешествий, увеличение случаев неисполнения обязательств туроператоров перед туристами по зарубежным турам и т.д.) <8>. Все это требует реализации дополнительных антикризисных мер в отношении национальной туристской индустрии и поддержки путешественников.
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Следует отметить, что последствия пандемии Ковид-19 <7>, а также СВО значительно повлияли на туристические предпочтения и возможности россиян, на устойчивость функционирования национального туристического рынка (перераспределение части выездного турпотока на внутренний туризм и путешествия в дружественные и нейтральные страны (Беларусь, Абхазия, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд, Шри-Ланка, Китай и др.), рост стоимости путешествий, увеличение случаев неисполнения обязательств туроператоров перед туристами по зарубежным турам и т.д.) <8>. Все это требует реализации дополнительных антикризисных мер в отношении национальной туристской индустрии и поддержки путешественников.
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Рассматривая иски туристов, турпоездки которых не состоялись из-за пандемии коронавируса, суды зачастую становятся на сторону туроператоров и турагентов. Одним из примеров федеральной судебной практики является спор, в котором было установлено, что между потребителем и турагентством был заключен договор о покупке тура. В связи с распространением коронавирусной инфекции турист обратился в турагентство с заявлением об аннулировании тура, на что получил отказ последнего. Требования истца о взыскании оплаченных по договору денежных средств суд оставил без рассмотрения. В обоснование принятого решения суд указал, что в настоящее время по действующему законодательству в 2020 и в 2021 годах туроператор должен обеспечить туриста предоставлением тура в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря 2021 г., либо расторгнуть договор по требованию заказчика и возвратить ему оплаченные деньги не позднее 31 декабря 2020 г. в случае направления туроператором уведомления <1>. В другом споре суд отказал в требованиях туриста о возврате ему денежных средств, которые были внесены в качестве предоплаты за зарубежный тур, по тем же самым основаниям <2>.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Рассматривая иски туристов, турпоездки которых не состоялись из-за пандемии коронавируса, суды зачастую становятся на сторону туроператоров и турагентов. Одним из примеров федеральной судебной практики является спор, в котором было установлено, что между потребителем и турагентством был заключен договор о покупке тура. В связи с распространением коронавирусной инфекции турист обратился в турагентство с заявлением об аннулировании тура, на что получил отказ последнего. Требования истца о взыскании оплаченных по договору денежных средств суд оставил без рассмотрения. В обоснование принятого решения суд указал, что в настоящее время по действующему законодательству в 2020 и в 2021 годах туроператор должен обеспечить туриста предоставлением тура в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря 2021 г., либо расторгнуть договор по требованию заказчика и возвратить ему оплаченные деньги не позднее 31 декабря 2020 г. в случае направления туроператором уведомления <1>. В другом споре суд отказал в требованиях туриста о возврате ему денежных средств, которые были внесены в качестве предоплаты за зарубежный тур, по тем же самым основаниям <2>.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)На практике зачастую возникают коллизии в случаях применения Постановлений N 991 и 1073 в отношении услуг перевозки, являющихся составной частью туристского продукта. Встает вопрос о необходимости распределения ответственности между туроператорами и авиакомпаниями при расторжении договоров перевозки и реализации турпродукта в связи с пандемией.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)На практике зачастую возникают коллизии в случаях применения Постановлений N 991 и 1073 в отношении услуг перевозки, являющихся составной частью туристского продукта. Встает вопрос о необходимости распределения ответственности между туроператорами и авиакомпаниями при расторжении договоров перевозки и реализации турпродукта в связи с пандемией.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Серьезной проблемой в плане защиты прав потребителей стало приоритетное применение специальных норм права в связи с пандемией.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)Серьезной проблемой в плане защиты прав потребителей стало приоритетное применение специальных норм права в связи с пандемией.
Статья: Юридический комплаенс в туризме: вопросы теории и практики
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В отношении ответственности за качество оказываемых туристических услуг туроператор и турагент несут ответственность в зависимости от формы предоставляемых услуг: первый, как организация, которая является прямым исполнителем договора с туристом, отвечает за качество оказываемых туристических услуг, а также за действия своих партнеров, если они являются исполнителями услуг; турагент в свою очередь - за правильность и полноту информации, которую он предоставляет туристу о предлагаемых услугах и за выполнение своих обязательств, определенных договором с туроператором или туристом. Фактически один предоставляет готовый продукт и контролирует его соответствие от приобретения до исполнения, а второй выполняет роль информационного посредника, который не отвечает за качество оказанных туристических услуг.
(Манохин В.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В отношении ответственности за качество оказываемых туристических услуг туроператор и турагент несут ответственность в зависимости от формы предоставляемых услуг: первый, как организация, которая является прямым исполнителем договора с туристом, отвечает за качество оказываемых туристических услуг, а также за действия своих партнеров, если они являются исполнителями услуг; турагент в свою очередь - за правильность и полноту информации, которую он предоставляет туристу о предлагаемых услугах и за выполнение своих обязательств, определенных договором с туроператором или туристом. Фактически один предоставляет готовый продукт и контролирует его соответствие от приобретения до исполнения, а второй выполняет роль информационного посредника, который не отвечает за качество оказанных туристических услуг.
Статья: Стратегии по смягчению социально-экономического воздействия COVID-19 и восстановлению сферы туризма
(Швец И.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Потери в связи с этим составили 730 млрд долларов, отмечается, что это более чем в восемь раз превышает убытки сектора, понесенные в 2009 г. из-за глобального экономического и финансового кризиса. Пандемия существенно повлияла на каждый сектор сферы туризма: туристические агентства, туроператоров, онлайн-туристические организации, отели, рестораны, транспорт, круизные линии, др. В связи с тем, что основная масса предприятий сферы представлены малыми и средними по размеру предприятиями, включенными в крупный неформальный туристический сектор, многие из них могут не пережить кризис без существенной поддержки. В связи с особенностями предоставления туристских услуг это привело к цепной реакции по всей цепочке туристических поставок, оказывая влияние на торговлю, сельское хозяйство и другие отрасли.
(Швец И.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Потери в связи с этим составили 730 млрд долларов, отмечается, что это более чем в восемь раз превышает убытки сектора, понесенные в 2009 г. из-за глобального экономического и финансового кризиса. Пандемия существенно повлияла на каждый сектор сферы туризма: туристические агентства, туроператоров, онлайн-туристические организации, отели, рестораны, транспорт, круизные линии, др. В связи с тем, что основная масса предприятий сферы представлены малыми и средними по размеру предприятиями, включенными в крупный неформальный туристический сектор, многие из них могут не пережить кризис без существенной поддержки. В связи с особенностями предоставления туристских услуг это привело к цепной реакции по всей цепочке туристических поставок, оказывая влияние на торговлю, сельское хозяйство и другие отрасли.
Статья: Развитие внутреннего туризма и рекреационного природопользования - актуальная социально-экономическая задача Российской Федерации
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<4> Ассоциация туроператоров России (АТОР). URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 08.04.2021).
(Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<4> Ассоциация туроператоров России (АТОР). URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 08.04.2021).
Статья: Цифровой туристический продукт: правовое регулирование новой реальности
(Погодина И.В., Кулакова О.С.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Цифровизация проявляется в сфере туризма в различных формах. Во-первых, каждый желающий имеет возможность, используя сеть Интернет, забронировать или купить туристические продукты. Во-вторых, самостоятельно разработать тур через специальное мобильное приложение. В-третьих, туроператоры и турагенты стали активно использовать блокчейн-технологии для формирования комплекса услуг, сохранения персональных данных клиентов. Данный перечень можно продолжить. Однако на сегодняшний день цифровизация туризма оказала влияние не только на привычные формы туристской индустрии, но и открыла возможности для возникновения новых, связанных с ней продуктов.
(Погодина И.В., Кулакова О.С.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)Цифровизация проявляется в сфере туризма в различных формах. Во-первых, каждый желающий имеет возможность, используя сеть Интернет, забронировать или купить туристические продукты. Во-вторых, самостоятельно разработать тур через специальное мобильное приложение. В-третьих, туроператоры и турагенты стали активно использовать блокчейн-технологии для формирования комплекса услуг, сохранения персональных данных клиентов. Данный перечень можно продолжить. Однако на сегодняшний день цифровизация туризма оказала влияние не только на привычные формы туристской индустрии, но и открыла возможности для возникновения новых, связанных с ней продуктов.
Статья: К вопросу о необходимости теоретико-правового осмысления современного психологического туризма
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)<2> Петрова А. Мировой туризм пошел в рост. В 2023 г. отрасль почти оправится от последствий пандемии. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/mirovoy-turizm-poshel-v-rost-v-2023-godu-otrasl-pochti-opravitsya-ot-posledstviy-pandemii/.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)<2> Петрова А. Мировой туризм пошел в рост. В 2023 г. отрасль почти оправится от последствий пандемии. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/mirovoy-turizm-poshel-v-rost-v-2023-godu-otrasl-pochti-opravitsya-ot-posledstviy-pandemii/.