Туристские ресурсы
Подборка наиболее важных документов по запросу Туристские ресурсы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить договор об оказании услуг физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
(КонсультантПлюс, 2025)сводной информации о туристическом продукте, утвержденной директором ООО "Альфа" Сергеевым А.А. 18.07.2025 (включая правила въезда и выезда из Республики Кения; сведения о необходимых документах; об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; о порядке доступа к туристским ресурсам с учетом принятых ограничительных мер; об опасностях и необходимости проходить профилактику в связи с повышенным риском инфекционных заболеваний; о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья; о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в случае отсутствия у туриста соответствующего страхового полиса; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в Республике Кения; о национальных и религиозных особенностях Республики Кения; об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма и о порядке обращения за экстренной помощью).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VI. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VI. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приказ Росстата от 27.12.2016 N 857
"Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации статистического наблюдения за деятельностью туристско-информационных центров" Раздел 2. Основные показатели деятельности по информированию
"Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации статистического наблюдения за деятельностью туристско-информационных центров" Раздел 2. Основные показатели деятельности по информированию
Статья: Уголовная ответственность организаторов туризма за небезопасные туристические услуги (ст. 238 УК РФ): признаки субъекта преступления в правоприменительной практике
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Очевидно, что один туристский продукт может включать в себя посещение одного или нескольких туристских маршрутов. При этом туристский маршрут определен как путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.
(Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Очевидно, что один туристский продукт может включать в себя посещение одного или нескольких туристских маршрутов. При этом туристский маршрут определен как путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Нацпроект "Туризм и гостеприимство". Ресурсы перераспределяются на программы льготного кредитования гостиниц, это позволит увеличить номерной фонд не менее чем до 59 тыс. номеров. Будут созданы федеральные круглогодичные курорты, поддержаны регионы в целях увеличения туристических поездок по территории Российской Федерации. Также вне рамок Нацпроектов ряд поправок касается увеличения финансирования детского отдыха. Поправки подготовлены по результатам парламентских слушаний и направлены на создание инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Нацпроект "Туризм и гостеприимство". Ресурсы перераспределяются на программы льготного кредитования гостиниц, это позволит увеличить номерной фонд не менее чем до 59 тыс. номеров. Будут созданы федеральные круглогодичные курорты, поддержаны регионы в целях увеличения туристических поездок по территории Российской Федерации. Также вне рамок Нацпроектов ряд поправок касается увеличения финансирования детского отдыха. Поправки подготовлены по результатам парламентских слушаний и направлены на создание инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей.
Статья: Требования к организации и деятельности гостиничного комплекса
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Туристская индустрия - комплексная сфера экономической деятельности, связанная с использованием туристских ресурсов и объектов туристской индустрии в целях предоставления туристских услуг, в том числе в составе туристских продуктов, и иных услуг, обеспечивающих потребности туристов, включая услуги по питанию, перевозке, санаторно-курортному лечению, информационному обеспечению, игорно-развлекательные и конгрессно-выставочные услуги (ст. 1 Закона о туризме).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Туристская индустрия - комплексная сфера экономической деятельности, связанная с использованием туристских ресурсов и объектов туристской индустрии в целях предоставления туристских услуг, в том числе в составе туристских продуктов, и иных услуг, обеспечивающих потребности туристов, включая услуги по питанию, перевозке, санаторно-курортному лечению, информационному обеспечению, игорно-развлекательные и конгрессно-выставочные услуги (ст. 1 Закона о туризме).
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)6. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь // Статистический буклет. Минск, 2023. С. 28.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)6. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь // Статистический буклет. Минск, 2023. С. 28.
Статья: К вопросу о перспективах российско-монгольских отношений в сфере туризма с учетом многовековых историко-культурных традиций
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <6> полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами. В 2006 году в диссертационном исследовании по экономике Баясгалана Цэцгээ было отмечено, что "в Монголии, обладающей колоссальными... ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям"; однако поддержка туризма "ставится в числе приоритетных задач государства", и целью его "политики в области туризма является формирование в Монголии современной высокоэффективной конкурентоспособной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики страны" <7>. С тех пор государством был сделан ряд шагов, направленных на развитие данного сектора: так, в 2015 г. утверждена "Национальная программа по развитию туризма в Монголии на 2016 - 2025 годы", и, как отмечают многие специалисты, и не только в сфере экономики (например, Бямба Оюунханд), на современном этапе "туризм в Монголии вносит свой существенный вклад в обеспечение экономического роста и социально-культурного благополучия страны" <8>. В Российской Федерации, соответственно, в 2019 г. принята "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" <9>, которая обозначила важность использования комплексного подхода при развитии туризма, позволяющего учитывать экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности. С нашей точки зрения, здесь стоит отметить, что обе страны объединяет не только богатое историческое прошлое, но и существенный этнокультурный аспект, связанный с тем, что на территории России проживают монголы и родственные им народы; а на территории Монголии - русские и иные выходцы с территории нашей страны, а также других постсоветских республик. Более того, не стоит забывать и о смешанных браках представителей различных национальностей. Стоит вспомнить о том, что в ходе международного взаимодействия странам стратегически важно учитывать культурное и этническое, религиозное разнообразие, а также все формы межкультурной коммуникации, способные привести к развитию максимально тесного добрососедства. Важно стремиться к формированию культурно-нравственного потенциала населения обозначенных регионов, развивать патриотические чувства, опираясь на взаимную толерантность и помня о важности общих ценностей. В данной связи еще раз обратим внимание на общее героическое прошлое и воинскую доблесть, неразрывно связывающие население двух стран и упомянутые в начале настоящей статьи. Поэтому не должен терять своей актуальности культурно-познавательный туризм историко-культурной направленности. Как пишет С.А. Васютин, "территория Внешней и Внутренней Монголии - одна из колыбелей кочевых цивилизаций, обладающая огромными историко-культурными богатствами, представленными разнообразными погребальными, поминальными, религиозными, городскими памятниками" <10>. Здесь стоит вспомнить и объекты, относящиеся к истории хунну (например, могильник Дурлиг-Нарс, курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула) и др.), и такие памятники, как Шороон Дов и Шороон Бумбагар, а также иные. Всемирно известными объектами в Монголии являются: комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; развалины города Каракорума; монастыри Эрдэни-Дзу, Тувхэн-хийд и иные. Социологи (в частности, И.Ц. Доржиева и Э.В. Цыремпилова) также приводят данные о том, что среди туристов выделяются те, для кого приоритетным является посещение именно религиозных объектов <11> как на территории Монголии, так и на территории России; в последнем случае монгольских туристов, конечно же, интересует Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ" в Бурятии с возможностью посетить нетленное тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)В силу ст. 3.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <6> полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма включают взаимодействие с иностранными государствами, а также организацию мероприятий, в том числе направленных на раскрытие туристского потенциала нашей страны. Стоит отметить, что перспективы российско-монгольского сотрудничества в обозначенной сфере становились объектом исследований неоднократно, и всегда исследователи обращали внимание на то, что обе страны обладают весьма значительными туристскими ресурсами. В 2006 году в диссертационном исследовании по экономике Баясгалана Цэцгээ было отмечено, что "в Монголии, обладающей колоссальными... ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям"; однако поддержка туризма "ставится в числе приоритетных задач государства", и целью его "политики в области туризма является формирование в Монголии современной высокоэффективной конкурентоспособной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики страны" <7>. С тех пор государством был сделан ряд шагов, направленных на развитие данного сектора: так, в 2015 г. утверждена "Национальная программа по развитию туризма в Монголии на 2016 - 2025 годы", и, как отмечают многие специалисты, и не только в сфере экономики (например, Бямба Оюунханд), на современном этапе "туризм в Монголии вносит свой существенный вклад в обеспечение экономического роста и социально-культурного благополучия страны" <8>. В Российской Федерации, соответственно, в 2019 г. принята "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" <9>, которая обозначила важность использования комплексного подхода при развитии туризма, позволяющего учитывать экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности. С нашей точки зрения, здесь стоит отметить, что обе страны объединяет не только богатое историческое прошлое, но и существенный этнокультурный аспект, связанный с тем, что на территории России проживают монголы и родственные им народы; а на территории Монголии - русские и иные выходцы с территории нашей страны, а также других постсоветских республик. Более того, не стоит забывать и о смешанных браках представителей различных национальностей. Стоит вспомнить о том, что в ходе международного взаимодействия странам стратегически важно учитывать культурное и этническое, религиозное разнообразие, а также все формы межкультурной коммуникации, способные привести к развитию максимально тесного добрососедства. Важно стремиться к формированию культурно-нравственного потенциала населения обозначенных регионов, развивать патриотические чувства, опираясь на взаимную толерантность и помня о важности общих ценностей. В данной связи еще раз обратим внимание на общее героическое прошлое и воинскую доблесть, неразрывно связывающие население двух стран и упомянутые в начале настоящей статьи. Поэтому не должен терять своей актуальности культурно-познавательный туризм историко-культурной направленности. Как пишет С.А. Васютин, "территория Внешней и Внутренней Монголии - одна из колыбелей кочевых цивилизаций, обладающая огромными историко-культурными богатствами, представленными разнообразными погребальными, поминальными, религиозными, городскими памятниками" <10>. Здесь стоит вспомнить и объекты, относящиеся к истории хунну (например, могильник Дурлиг-Нарс, курганы Суцзуктэ (Ноин-Ула) и др.), и такие памятники, как Шороон Дов и Шороон Бумбагар, а также иные. Всемирно известными объектами в Монголии являются: комплекс петроглифов в Монгольском Алтае; развалины города Каракорума; монастыри Эрдэни-Дзу, Тувхэн-хийд и иные. Социологи (в частности, И.Ц. Доржиева и Э.В. Цыремпилова) также приводят данные о том, что среди туристов выделяются те, для кого приоритетным является посещение именно религиозных объектов <11> как на территории Монголии, так и на территории России; в последнем случае монгольских туристов, конечно же, интересует Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ" в Бурятии с возможностью посетить нетленное тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
Статья: Актуальные вопросы межмуниципального сотрудничества стран БРИКС в сфере туризма
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)в) контроль за соблюдением всеми участниками туристской деятельности допустимой антропогенной нагрузки на туристские ресурсы, объекты туристской индустрии и инфраструктуры;
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)в) контроль за соблюдением всеми участниками туристской деятельности допустимой антропогенной нагрузки на туристские ресурсы, объекты туристской индустрии и инфраструктуры;
Статья: Осуществление деятельности объектов туристской индустрии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Туристская индустрия - комплексная сфера экономической деятельности, связанная с использованием туристских ресурсов и объектов туристской индустрии в целях предоставления туристских услуг, в том числе в составе туристских продуктов, и иных услуг, обеспечивающих потребности туристов, включая услуги по питанию, перевозке, санаторно-курортному лечению, информационному обеспечению, игорно-развлекательные и конгрессно-выставочные услуги (ст. 1 Закона о туризме).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Туристская индустрия - комплексная сфера экономической деятельности, связанная с использованием туристских ресурсов и объектов туристской индустрии в целях предоставления туристских услуг, в том числе в составе туристских продуктов, и иных услуг, обеспечивающих потребности туристов, включая услуги по питанию, перевозке, санаторно-курортному лечению, информационному обеспечению, игорно-развлекательные и конгрессно-выставочные услуги (ст. 1 Закона о туризме).
Статья: Правовое обеспечение развития туризма и туристской деятельности в городе Севастополе
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В то же время нормы-дефиниции, определяемые ст. 1 Закона, в своих формулировках в большей части относятся именно к туризму и туристской деятельности в четкой территориальной привязке к городу Севастополю, что также представляется вполне правильным и логичным, поскольку правовое регулирование и правоприменительная практика таким образом изначально концентрируются именно на проблемах и перспективах отраслевого развития в конкретном субъекте Федерации. К таким понятиям относятся следующие: "туристская индустрия города Севастополя"; "субъекты туристской индустрии города Севастополя"; "объекты туристской индустрии города Севастополя"; "туристские ресурсы города Севастополя"; "туристский реестр города Севастополя"; "единая система обеспечения туристской информацией города Севастополя"; "туристский информационный центр города Севастополя".
(Годованик Е.В.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)В то же время нормы-дефиниции, определяемые ст. 1 Закона, в своих формулировках в большей части относятся именно к туризму и туристской деятельности в четкой территориальной привязке к городу Севастополю, что также представляется вполне правильным и логичным, поскольку правовое регулирование и правоприменительная практика таким образом изначально концентрируются именно на проблемах и перспективах отраслевого развития в конкретном субъекте Федерации. К таким понятиям относятся следующие: "туристская индустрия города Севастополя"; "субъекты туристской индустрии города Севастополя"; "объекты туристской индустрии города Севастополя"; "туристские ресурсы города Севастополя"; "туристский реестр города Севастополя"; "единая система обеспечения туристской информацией города Севастополя"; "туристский информационный центр города Севастополя".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)64) создания благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъекте Российской Федерации, беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, и средствам связи, получения медицинской, правовой и иных видов помощи, реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в субъекте Российской Федерации, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма, организации и проведения мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне, аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)64) создания благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъекте Российской Федерации, беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, и средствам связи, получения медицинской, правовой и иных видов помощи, реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в субъекте Российской Федерации, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма, организации и проведения мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне, аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" природные объекты (в том числе водные объекты), способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, названы среди туристических ресурсов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" природные объекты (в том числе водные объекты), способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, названы среди туристических ресурсов.