Турагентство платежный агент
Подборка наиболее важных документов по запросу Турагентство платежный агент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Турагентство, занимаясь продвижением и реализацией туристского продукта, принимает от клиентов в оплату денежные средства, которые затем перечисляет туроператору за турпродукт. Можно ли считать турагентство платежным агентом и распространяются ли на него положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ)?
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5)"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5)"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 5
Статья: Турагент - платежный агент
(Калинина И.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 4)В прошлом номере журнала в рамках статьи Е.В. Емельяновой "О расчетах между турагентом и туроператором" была затронута тема о присвоении турагентам статуса платежных агентов с позиции Закона о приеме платежей <1>. В статье автор привел аргументы против признания турагентств платежными агентами, а также представил подборку судебных решений по данному вопросу, которая свидетельствует об отсутствии среди судей единого подхода к разрешению подобных споров. В июне 2015 г. появилось несколько актов ВС РФ по озвученной проблеме, которые заслуживают внимания.
(Калинина И.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 4)В прошлом номере журнала в рамках статьи Е.В. Емельяновой "О расчетах между турагентом и туроператором" была затронута тема о присвоении турагентам статуса платежных агентов с позиции Закона о приеме платежей <1>. В статье автор привел аргументы против признания турагентств платежными агентами, а также представил подборку судебных решений по данному вопросу, которая свидетельствует об отсутствии среди судей единого подхода к разрешению подобных споров. В июне 2015 г. появилось несколько актов ВС РФ по озвученной проблеме, которые заслуживают внимания.
Нормативные акты
Информационное письмо Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6
"О национальной оценке рисков ОД и ФТ"Под видом купли-продажи векселей могут осуществляться переводы средств между организациями или физическими лицами, как внутри страны, так и в рамках вывода за рубеж. Также векселя, выданные подставными юридическими лицами, могут использоваться в качестве основания для расчетов между третьими лицами. Кроме того, векселя, выпущенные кредитными организациями, могут приобретаться как реальными, так и подставными организациями, и впоследствии передаваться иным субъектам-предприятиям, располагающим в силу своей финансово-хозяйственной деятельности большим объемом наличных денежных средств (торгово-розничные предприятия, туристические фирмы, операторы по приему платежей и т.п., далее - "агрегаторы наличности") в качестве компенсации приобретенной ранее неинкассированной наличной выручки либо физическим лицам для предъявления к оплате банку и получения наличных денежных средств.
"О национальной оценке рисков ОД и ФТ"Под видом купли-продажи векселей могут осуществляться переводы средств между организациями или физическими лицами, как внутри страны, так и в рамках вывода за рубеж. Также векселя, выданные подставными юридическими лицами, могут использоваться в качестве основания для расчетов между третьими лицами. Кроме того, векселя, выпущенные кредитными организациями, могут приобретаться как реальными, так и подставными организациями, и впоследствии передаваться иным субъектам-предприятиям, располагающим в силу своей финансово-хозяйственной деятельности большим объемом наличных денежных средств (торгово-розничные предприятия, туристические фирмы, операторы по приему платежей и т.п., далее - "агрегаторы наличности") в качестве компенсации приобретенной ранее неинкассированной наличной выручки либо физическим лицам для предъявления к оплате банку и получения наличных денежных средств.
Статья: Платежные терминалы в турфирмах и гостиницах
(Гордеева С.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4)Вернемся к турагентствам. Они не относятся к платежным агентам, и на них не распространяются требования Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. В частности, турагентству не нужно открывать специальный банковский счет. Кроме этого, кредитные организации не вправе отказывать ему в установлении лимита остатка кассы, ссылаясь на Положение о порядке ведения кассовых операций <2>. В нем сказано, что при определении лимита остатка наличных денег платежные агенты не учитывают наличные деньги, принятые ими от клиентов в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Если считать прием денег турагентством от туриста для перечисления их туроператору деятельностью платежных агентов, тогда действительно практически всю выручку следует исключить из расчета лимита остатка кассы. И если зарплата сотрудника перечисляется на карточки, то в самом деле турагентству незачем иметь в кассе остаток наличности. Однако турагентство - это не платежный агент, и "занулять" остаток денег в его кассе нет оснований.
(Гордеева С.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4)Вернемся к турагентствам. Они не относятся к платежным агентам, и на них не распространяются требования Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. В частности, турагентству не нужно открывать специальный банковский счет. Кроме этого, кредитные организации не вправе отказывать ему в установлении лимита остатка кассы, ссылаясь на Положение о порядке ведения кассовых операций <2>. В нем сказано, что при определении лимита остатка наличных денег платежные агенты не учитывают наличные деньги, принятые ими от клиентов в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Если считать прием денег турагентством от туриста для перечисления их туроператору деятельностью платежных агентов, тогда действительно практически всю выручку следует исключить из расчета лимита остатка кассы. И если зарплата сотрудника перечисляется на карточки, то в самом деле турагентству незачем иметь в кассе остаток наличности. Однако турагентство - это не платежный агент, и "занулять" остаток денег в его кассе нет оснований.
Статья: Нужна ли касса турагентству?
(Архангельская О.М.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4)Здесь крайне важно помнить, что Закон N 103-ФЗ не распространяется на расчеты в безналичной форме. То есть его положения и требования турагент должен учитывать, только когда турист оплачивает тур наличными денежными средствами. Если турист намерен оплатить тур с помощью платежной карты в офисе турфирмы или сделать онлайн-перевод с карты на расчетный счет, не посещая офис турагентства, на такие расчеты (безналичные) Закон N 103-ФЗ распространяться уже не будет. Следовательно, эти расчеты проводятся турагентом уже не как платежным агентом, и вопрос применения ККТ снова становится актуальным, ведь Закон N 54-ФЗ <2> в его новой редакции регулирует не только наличные, но и безналичные расчеты (расчет с применением разнообразных ЭСП) с физическими лицами.
(Архангельская О.М.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 4)Здесь крайне важно помнить, что Закон N 103-ФЗ не распространяется на расчеты в безналичной форме. То есть его положения и требования турагент должен учитывать, только когда турист оплачивает тур наличными денежными средствами. Если турист намерен оплатить тур с помощью платежной карты в офисе турфирмы или сделать онлайн-перевод с карты на расчетный счет, не посещая офис турагентства, на такие расчеты (безналичные) Закон N 103-ФЗ распространяться уже не будет. Следовательно, эти расчеты проводятся турагентом уже не как платежным агентом, и вопрос применения ККТ снова становится актуальным, ведь Закон N 54-ФЗ <2> в его новой редакции регулирует не только наличные, но и безналичные расчеты (расчет с применением разнообразных ЭСП) с физическими лицами.
Статья: О расчетах между турагентом и туроператором
(Емельянова Е.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)Не исключен и вариант, когда договор с платежным агентом заключает турагентство, что актуально, если у агента есть необходимость избежать применения ККТ. К примеру, если при продаже турпродукта можно выдавать БСО "Туристская путевка", заменяющий чек ККТ, то при продаже иных услуг, а также при получении предоплаты за турпродукт нужно применять ККТ (если выдача БСО в установленном порядке невозможна). В этом случае, заключив договор с оператором по приему платежей и установив в офисе платежный терминал, можно предложить туристам вносить наличные денежные средства через него. Тогда турагентство приобретает статус поставщика и обязано использовать специальный банковский счет для получения денег от оператора по приему платежей (ч. 18 ст. 4 Закона о приеме платежей).
(Емельянова Е.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)Не исключен и вариант, когда договор с платежным агентом заключает турагентство, что актуально, если у агента есть необходимость избежать применения ККТ. К примеру, если при продаже турпродукта можно выдавать БСО "Туристская путевка", заменяющий чек ККТ, то при продаже иных услуг, а также при получении предоплаты за турпродукт нужно применять ККТ (если выдача БСО в установленном порядке невозможна). В этом случае, заключив договор с оператором по приему платежей и установив в офисе платежный терминал, можно предложить туристам вносить наличные денежные средства через него. Тогда турагентство приобретает статус поставщика и обязано использовать специальный банковский счет для получения денег от оператора по приему платежей (ч. 18 ст. 4 Закона о приеме платежей).
Статья: "Наличка" в туризме и гостиничном бизнесе
(Семенов М.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4)Напомним, платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц по правилам Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ <3>. В то же время данный нормативный акт не применяется к отношениям, связанным с непосредственными расчетами между юридическими и физическими лицами при оказании услуг, а также между компаниями и ИП при осуществлении последними предпринимательской деятельности. Это как раз имеет место при реализации туристского продукта турагентами и последующем расчете между ними и туроператорами. Турагентская деятельность не подпадает под действие Закона, регулирующего прием платежей физических лиц, а турагентство, в свою очередь, не признается платежным агентом, обязанным вести отдельную кассовую книгу для отражения приема денег от туристов.
(Семенов М.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4)Напомним, платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц по правилам Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ <3>. В то же время данный нормативный акт не применяется к отношениям, связанным с непосредственными расчетами между юридическими и физическими лицами при оказании услуг, а также между компаниями и ИП при осуществлении последними предпринимательской деятельности. Это как раз имеет место при реализации туристского продукта турагентами и последующем расчете между ними и туроператорами. Турагентская деятельность не подпадает под действие Закона, регулирующего прием платежей физических лиц, а турагентство, в свою очередь, не признается платежным агентом, обязанным вести отдельную кассовую книгу для отражения приема денег от туристов.
Вопрос: В офисе турагентства есть платежный терминал, через который физические лица оплачивают путевки наличными. Деньги поступают на расчетный счет от организации, которой принадлежит терминал, общей суммой за день. Какими проводками нужно отразить оплату?
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)При составлении проводок в рассматриваемой ситуации нет оснований применять счет 57 "Переводы в пути". С момента внесения денежных средств в терминал вплоть до поступления их на счет турагентства в учете должна фигурировать дебиторская задолженность платежного агента, поскольку между ним и турагентом должен быть заключен договор о приеме платежей, предметом которого являются прием денежных средств от физических лиц и их последующее перечисление турагенту.
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 3)При составлении проводок в рассматриваемой ситуации нет оснований применять счет 57 "Переводы в пути". С момента внесения денежных средств в терминал вплоть до поступления их на счет турагентства в учете должна фигурировать дебиторская задолженность платежного агента, поскольку между ним и турагентом должен быть заключен договор о приеме платежей, предметом которого являются прием денежных средств от физических лиц и их последующее перечисление турагенту.
Статья: Прием платежей от населения через терминалы узаконят
(Забрамная Е.Ю.)
("Главная книга", 2009, N 13)Обращаем внимание на то, что с 2010 г. платежи свыше 15 000 руб. нельзя будет принимать через терминалы. Между тем многие организации, принимающие деньги от населения, желая избавиться от необходимости вести учет кассовых операций и всех проблем, связанных с наличкой, принимают платежи как раз через терминалы, устанавливая их прямо в офисе. Так делают, например, туристические фирмы или организации, торгующие по каталогам.
(Забрамная Е.Ю.)
("Главная книга", 2009, N 13)Обращаем внимание на то, что с 2010 г. платежи свыше 15 000 руб. нельзя будет принимать через терминалы. Между тем многие организации, принимающие деньги от населения, желая избавиться от необходимости вести учет кассовых операций и всех проблем, связанных с наличкой, принимают платежи как раз через терминалы, устанавливая их прямо в офисе. Так делают, например, туристические фирмы или организации, торгующие по каталогам.
Вопрос: ...В Информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17 сотрудники ведомства туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий (туристскую) указали в списке видов бизнеса, подверженных совершению операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Означает ли это, что на турфирмы распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ? Нужно ли идентифицировать клиента, направлять в Росфинмониторинг сведения об операциях, подпадающих под контроль финразведки, разрабатывать правила внутреннего контроля?
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Во-вторых, в Законе N 115-ФЗ перечислены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, о которых следует сообщить в Росфинмониторинг. Это кредитные, страховые, лизинговые организации, тотализаторы и букмекерские конторы, ломбарды, скупщики драгоценных металлов, риелторские агентства, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, операторы по приему платежей. На перечисленные организации распространяются требования Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы идентификации клиентов, направления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях, разработки, согласования и применения правил внутреннего контроля. Туроператоров и турагентств в этом перечне нет. Значит, перечисленные требования и нормативные документы к турфирмам отношения не имеют.
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Во-вторых, в Законе N 115-ФЗ перечислены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, о которых следует сообщить в Росфинмониторинг. Это кредитные, страховые, лизинговые организации, тотализаторы и букмекерские конторы, ломбарды, скупщики драгоценных металлов, риелторские агентства, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, операторы по приему платежей. На перечисленные организации распространяются требования Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы идентификации клиентов, направления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях, разработки, согласования и применения правил внутреннего контроля. Туроператоров и турагентств в этом перечне нет. Значит, перечисленные требования и нормативные документы к турфирмам отношения не имеют.