ТСЖ как субъект малого предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу ТСЖ как субъект малого предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФУчитывая отсутствие у ТСЖ "Токарей 24" статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, а также статуса социально - ориентированной некоммерческой организации - получателя поддержки, данное обстоятельство не позволило судам применить к рассматриваемой ситуации положения статьи 4.1.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ, действующего с 06.04.2022."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современное состояние системы страхования вкладов в России
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: описанный порядок исправления ошибки могут использовать организации, наделенные правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, для исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. В частности, такой возможностью обладают субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации (включая ТСЖ), при условии, что их отчетность не подлежит обязательному аудиту.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: описанный порядок исправления ошибки могут использовать организации, наделенные правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, для исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета. В частности, такой возможностью обладают субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации (включая ТСЖ), при условии, что их отчетность не подлежит обязательному аудиту.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 334
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, товариществ собственников жилья, религиозных организаций и мировых судей), всех форм собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности ОК 027-99, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97, осуществляющие все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Данные по форме предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 года, в соответствии с Правилами использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2024 г. N 1721.
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, товариществ собственников жилья, религиозных организаций и мировых судей), всех форм собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности ОК 027-99, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97, осуществляющие все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Данные по форме предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 года, в соответствии с Правилами использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2024 г. N 1721.
Приказ Росстата от 11.12.2024 N 632
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, товариществ собственников жилья, религиозных организаций и мировых судей), всех форм собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности ОК 027-99, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97, осуществляющие все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Данные по форме предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 года, в соответствии с Правилами использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2024 г. N 1721.
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"1. Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, товариществ собственников жилья, религиозных организаций и мировых судей), всех форм собственности в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности ОК 027-99, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97, осуществляющие все виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Данные по форме предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 года, в соответствии с Правилами использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2024 г. N 1721.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-ТЭР
(КонсультантПлюс, 2025)субъекты малого предпринимательства, состоящие в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 31 декабря 2024 г.;
(КонсультантПлюс, 2025)субъекты малого предпринимательства, состоящие в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 31 декабря 2024 г.;
Вопрос: Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.17 НК РФ и доходы, и расходы учитываются ТСЖ, применяющим УСН кассовым методом.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.17 НК РФ и доходы, и расходы учитываются ТСЖ, применяющим УСН кассовым методом.
Готовое решение: Как заполнить форму N 3-информ
(КонсультантПлюс, 2025)субъекты малого предпринимательства, состоящие в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 31.12.2024;
(КонсультантПлюс, 2025)субъекты малого предпринимательства, состоящие в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 31.12.2024;
Статья: Последствия задержки выплаты заработной платы
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- ИП и юридические лица, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, в размере от 1 000 до 5 000 руб. (см. дополнительно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ). ТСЖ не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)- ИП и юридические лица, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, в размере от 1 000 до 5 000 руб. (см. дополнительно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ). ТСЖ не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
Статья: Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)К примеру, в ряде судебных актов <165> было признано допустимым применение правил о законных процентах (ст. 317.1 ГК) к деятельности некоммерческой организации, хотя редакция этой нормы от 8 марта 2015 г. предусматривала ее действие для обязательств, в которых участвуют коммерческие организации. Такой подход в данном случае выглядит справедливым: разве есть какие-либо разумные экономические и правовые предпосылки для изъятия уплаты законных процентов НКО при осуществлении ими приносящей доход (по сути той же самой коммерческой) деятельности? Представляется, что нет. В другом деле <166> было признано допустимым участие ТСЖ в договоре простого товарищества, заключаемом для осуществления предпринимательской деятельности - строительства. При этом следует отметить и противоположный подход по другим вопросам, например по невозможности признания НКО субъектом малого предпринимательства <167>. Следует надеяться на продолжение активного судебного правотворчества, направленного не на буквоедство, а на следование духу права и сути правового регулирования.
(Григорьев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)К примеру, в ряде судебных актов <165> было признано допустимым применение правил о законных процентах (ст. 317.1 ГК) к деятельности некоммерческой организации, хотя редакция этой нормы от 8 марта 2015 г. предусматривала ее действие для обязательств, в которых участвуют коммерческие организации. Такой подход в данном случае выглядит справедливым: разве есть какие-либо разумные экономические и правовые предпосылки для изъятия уплаты законных процентов НКО при осуществлении ими приносящей доход (по сути той же самой коммерческой) деятельности? Представляется, что нет. В другом деле <166> было признано допустимым участие ТСЖ в договоре простого товарищества, заключаемом для осуществления предпринимательской деятельности - строительства. При этом следует отметить и противоположный подход по другим вопросам, например по невозможности признания НКО субъектом малого предпринимательства <167>. Следует надеяться на продолжение активного судебного правотворчества, направленного не на буквоедство, а на следование духу права и сути правового регулирования.