Трудовые льготы мать одиночка
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудовые льготы мать одиночка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предоставляются единственному (одинокому) родителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гарантии в сфере трудовых отношений
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гарантии в сфере трудовых отношений
Статья: Особые права работниц, являющихся матерями-одиночками
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Помимо рассмотренных трудовых льгот, на одинокую мать в зависимости от возраста ребенка распространяются общие положения Трудового кодекса РФ, регулирующие трудовые отношения женщин и лиц с семейными обязанностями, такие, как например: перевод на другую работу (ст. 254 ТК РФ); установление неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ) и другие.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)Помимо рассмотренных трудовых льгот, на одинокую мать в зависимости от возраста ребенка распространяются общие положения Трудового кодекса РФ, регулирующие трудовые отношения женщин и лиц с семейными обязанностями, такие, как например: перевод на другую работу (ст. 254 ТК РФ); установление неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ) и другие.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора
(ред. от 29.09.2025)Статья 261. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора
Вопрос: О предоставлении льготы по транспортному налогу многодетному отцу, находящемуся в разводе и проживающему в г. Москве отдельно от бывшей супруги и детей.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 07.12.2023 N 23-22/1/144166@)Вместе с тем после расторжения брака единственный родитель (усыновитель) - один из родителей (усыновителей), с которым фактически проживают и воспитываются несовершеннолетние дети из данной семьи, в том числе переданные ему на воспитание на основании решения суда (пункт 3.3 Порядка), вправе обратиться в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о присвоении льготного статуса (пункты 2.3, 2.4 и 2.5 приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 10.11.2020 N 1924-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи города Москвы").
(Письмо УФНС России по г. Москве от 07.12.2023 N 23-22/1/144166@)Вместе с тем после расторжения брака единственный родитель (усыновитель) - один из родителей (усыновителей), с которым фактически проживают и воспитываются несовершеннолетние дети из данной семьи, в том числе переданные ему на воспитание на основании решения суда (пункт 3.3 Порядка), вправе обратиться в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с заявлением о присвоении льготного статуса (пункты 2.3, 2.4 и 2.5 приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 10.11.2020 N 1924-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги "Присвоение (продление) льготного статуса многодетной семьи города Москвы").
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Кто-то выбирает другой путь - чтобы не вручать уведомления о гарантиях и льготах каждой принимаемой на работу женщине, описывают все в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном нормативном акте, с которым работниц знакомят при приеме на работу. К слову, аналогично порой поступают и в отношении других особых категорий работников (матерей-одиночек, инвалидов и др.).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Кто-то выбирает другой путь - чтобы не вручать уведомления о гарантиях и льготах каждой принимаемой на работу женщине, описывают все в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном нормативном акте, с которым работниц знакомят при приеме на работу. К слову, аналогично порой поступают и в отношении других особых категорий работников (матерей-одиночек, инвалидов и др.).
Статья: Труд женщин в России: правовые новации по его охране
(Скачкова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Для целей нормативного регулирования труда данной категории работников используются, в частности, следующие понятия: лица с семейными обязанностями; одинокая мать; лица, воспитывающие детей без матери. С учетом правового статуса указанных лиц устанавливается и предоставляемый им в сфере труда уровень льгот, гарантий и компенсаций.
(Скачкова Г.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)Для целей нормативного регулирования труда данной категории работников используются, в частности, следующие понятия: лица с семейными обязанностями; одинокая мать; лица, воспитывающие детей без матери. С учетом правового статуса указанных лиц устанавливается и предоставляемый им в сфере труда уровень льгот, гарантий и компенсаций.
Вопрос: Какие полномочия у органов управления социальной защиты населения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1. Реализация в муниципальном(-ых) образовании(-ях), на территории которого(-ых) территориальный орган социальной защиты населения осуществляет свою исполнительно-распорядительную деятельность (далее - соответствующее муниципальное образование), государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям), ветеранам труда, приравненным к ним лицам, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (труженикам тыла), жертвам политических репрессий, гражданам иных льготных категорий, а также организация работы с лицами без определенного места жительства и освободившимися из мест лишения свободы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1. Реализация в муниципальном(-ых) образовании(-ях), на территории которого(-ых) территориальный орган социальной защиты населения осуществляет свою исполнительно-распорядительную деятельность (далее - соответствующее муниципальное образование), государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям), ветеранам труда, приравненным к ним лицам, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (труженикам тыла), жертвам политических репрессий, гражданам иных льготных категорий, а также организация работы с лицами без определенного места жительства и освободившимися из мест лишения свободы.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При увольнении педагогического работника в результате несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, следует руководствоваться Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и профессиональным стандартом педагога, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)При увольнении педагогического работника в результате несоответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, следует руководствоваться Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и профессиональным стандартом педагога, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В контексте возможного расхождения между юридическим полом и биологическим возможна ситуация, когда женщина, поменявшая пол на мужской в документах, но сохранившая при этом способность к зачатию и деторождению (в некоторых случаях при операции при смене пола оставляют нетронутыми внутренние репродуктивные органы <1>), столкнется с проблемой непредоставления ей гарантий и льгот, предусмотренных трудовым законодательством для "беременных женщин". Следует ли законодателю менять термин "беременная женщина" на "беременный работник" - на этот вопрос также необходимо дать ответ в ближайшем будущем. Кроме того, помимо возможности забеременеть трансмужчине, сохранившему первоначальные биологические признаки вопросы мужской беременности исследуются в контексте "гомосексуалистов в моногамных отношениях, одиноких гетеросексуальных мужчин с сильным материнским инстинктом и женатых мужчин, чьи жены бесплодны или фертильны, но имеют серьезные заболевания, неблагоприятные для деторождения" <2>. Уже имеются медицинские исследования, в которых ставится вопрос об осуществимости мужской беременности <3>. Как указывает И. Аристархова, "в литературе по биоэтике проблема мужской беременности связана с дискурсом "права" на получение дополнительных репродуктивных услуг" <4>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)В контексте возможного расхождения между юридическим полом и биологическим возможна ситуация, когда женщина, поменявшая пол на мужской в документах, но сохранившая при этом способность к зачатию и деторождению (в некоторых случаях при операции при смене пола оставляют нетронутыми внутренние репродуктивные органы <1>), столкнется с проблемой непредоставления ей гарантий и льгот, предусмотренных трудовым законодательством для "беременных женщин". Следует ли законодателю менять термин "беременная женщина" на "беременный работник" - на этот вопрос также необходимо дать ответ в ближайшем будущем. Кроме того, помимо возможности забеременеть трансмужчине, сохранившему первоначальные биологические признаки вопросы мужской беременности исследуются в контексте "гомосексуалистов в моногамных отношениях, одиноких гетеросексуальных мужчин с сильным материнским инстинктом и женатых мужчин, чьи жены бесплодны или фертильны, но имеют серьезные заболевания, неблагоприятные для деторождения" <2>. Уже имеются медицинские исследования, в которых ставится вопрос об осуществимости мужской беременности <3>. Как указывает И. Аристархова, "в литературе по биоэтике проблема мужской беременности связана с дискурсом "права" на получение дополнительных репродуктивных услуг" <4>.
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)5. Антонова Н.В. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации и Республике Беларусь: проблемы совершенствования / Н.В. Антонова, Д.А. Пашенцев // Трудовое и социальное право. 2023. N 3 (47). С. 40 - 45.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)5. Антонова Н.В. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации и Республике Беларусь: проблемы совершенствования / Н.В. Антонова, Д.А. Пашенцев // Трудовое и социальное право. 2023. N 3 (47). С. 40 - 45.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
Готовое решение: Как работодателю оформить компенсации за детский сад и на оплату питания сотрудникам
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы выплачиваете компенсацию стоимости посещения детского сада, то можете установить, что она полагается только категориям работников, нуждающимся в повышенной социальной защите: работникам - одиноким родителям, мобилизованным работникам и т.п. Дискриминацией это не является (ст. 3 ТК РФ). Но и выплата компенсации всем работникам нарушением не будет.
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Однако необходимо отметить, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, находятся в неравном положении, хотя и отнесены к одной возрастной группе, пребывая в возрасте 18 - 23 лет. В качестве критериев разграничения правового положения данных лиц при предоставлении дополнительных гарантий в сфере труда и социальной защиты от безработицы выступают возраст, в котором они потеряли родителей (единственного родителя), и факт их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Если сиротство наступило до достижения 18-летия, эти лица могут быть отнесены к категории детей-сирот безотносительно к тому, проходят ли они обучение. Если же они стали сиротами после наступления совершеннолетия, то право на получение дополнительных гарантий в сфере трудоустройства и социальной защиты от безработицы возникает лишь при условии их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Таким образом, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся, например, в 19 лет в органы службы занятости как впервые ищущие работу, в случае признания их безработными будут получать пособие по безработице в повышенном размере в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 159-ФЗ. В то же время лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, прекратившие учебу и обратившиеся в органы службы занятости также в 19 лет, будут получать пособие по безработице на общих основаниях. Аналогичная ситуация имеет место и при предоставлении дополнительных гарантий, связанных с увольнением из организаций по причине их ликвидации, сокращения численности или штата.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Однако необходимо отметить, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, находятся в неравном положении, хотя и отнесены к одной возрастной группе, пребывая в возрасте 18 - 23 лет. В качестве критериев разграничения правового положения данных лиц при предоставлении дополнительных гарантий в сфере труда и социальной защиты от безработицы выступают возраст, в котором они потеряли родителей (единственного родителя), и факт их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Если сиротство наступило до достижения 18-летия, эти лица могут быть отнесены к категории детей-сирот безотносительно к тому, проходят ли они обучение. Если же они стали сиротами после наступления совершеннолетия, то право на получение дополнительных гарантий в сфере трудоустройства и социальной защиты от безработицы возникает лишь при условии их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки. Таким образом, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившиеся, например, в 19 лет в органы службы занятости как впервые ищущие работу, в случае признания их безработными будут получать пособие по безработице в повышенном размере в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 159-ФЗ. В то же время лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, прекратившие учебу и обратившиеся в органы службы занятости также в 19 лет, будут получать пособие по безработице на общих основаниях. Аналогичная ситуация имеет место и при предоставлении дополнительных гарантий, связанных с увольнением из организаций по причине их ликвидации, сокращения численности или штата.