Трудоустройство инвалида во вредные условия труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудоустройство инвалида во вредные условия труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Охрана труда инвалидов, работа инвалида во вредных условиях труда
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... установил, что... Л.В. имеет вторую группу инвалидности, картой специальной оценки условий труда на ее рабочем месте установлено наличие вредных факторов, которые являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов... Л.В. были предложены работодателем все имеющиеся вакансии, от перевода на которые она отказалась, пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для прекращения трудового договора с истицей на основании пункта 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и отказал истице в иске...
(КонсультантПлюс, 2025)Суд... установил, что... Л.В. имеет вторую группу инвалидности, картой специальной оценки условий труда на ее рабочем месте установлено наличие вредных факторов, которые являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов... Л.В. были предложены работодателем все имеющиеся вакансии, от перевода на которые она отказалась, пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для прекращения трудового договора с истицей на основании пункта 8 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и отказал истице в иске...
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.07.2024 N 33-65/2024 (УИД 09RS0007-01-2023-000202-76)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании материального вреда в связи с травмой, полученной на производстве.
Обстоятельства: Истец указал, что работодатель допустил его к работе на высоте в условиях, не соответствующих утвержденным стандартам.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Кроме того, по мнению судебной коллегии, в данном случае к одной из причин несчастного случая на производстве относится также и то, что работодатель допустил к работе на высоте, то есть во вредных условиях, инвалида третьей группы <ФИО>1, имевшего основное заболевание: код по МКБ-10: Т92.6 - травматическая ампутация 1 пальца правой кисти, контрактуры 2,3,4,5 пальцев правой кисти. Стойкие выраженные нарушения функций правой кисти. Стойкие умеренно выраженные нарушения функции статодинамики", при том, что подъем на броневышку и спуск с нее предполагает, что работник должен держаться за поручни, что при наличии стойких выраженных нарушений функций правой кисти является крайне затруднительным и опасным. При этом довод ответчика о том, что <ФИО>1 при устройстве на работу скрыл наличие у него инвалидности 3 группы, не соответствует материалам дела, поскольку сведения об этом обстоятельстве отражены на первом листе трудовой книжки <ФИО>1, находящейся у работодателя.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О взыскании материального вреда в связи с травмой, полученной на производстве.
Обстоятельства: Истец указал, что работодатель допустил его к работе на высоте в условиях, не соответствующих утвержденным стандартам.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Кроме того, по мнению судебной коллегии, в данном случае к одной из причин несчастного случая на производстве относится также и то, что работодатель допустил к работе на высоте, то есть во вредных условиях, инвалида третьей группы <ФИО>1, имевшего основное заболевание: код по МКБ-10: Т92.6 - травматическая ампутация 1 пальца правой кисти, контрактуры 2,3,4,5 пальцев правой кисти. Стойкие выраженные нарушения функций правой кисти. Стойкие умеренно выраженные нарушения функции статодинамики", при том, что подъем на броневышку и спуск с нее предполагает, что работник должен держаться за поручни, что при наличии стойких выраженных нарушений функций правой кисти является крайне затруднительным и опасным. При этом довод ответчика о том, что <ФИО>1 при устройстве на работу скрыл наличие у него инвалидности 3 группы, не соответствует материалам дела, поскольку сведения об этом обстоятельстве отражены на первом листе трудовой книжки <ФИО>1, находящейся у работодателя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О привлечении инвалида I группы к выполнению работ с вредными условиями труда.
(Письмо Минтруда России от 26.07.2024 N 15-1/ООГ-2492)Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение от 03.07.2024, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о трудоустройстве инвалида на рабочем месте с вредными условиями труда и сообщает следующее.
(Письмо Минтруда России от 26.07.2024 N 15-1/ООГ-2492)Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение от 03.07.2024, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о трудоустройстве инвалида на рабочем месте с вредными условиями труда и сообщает следующее.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Работодателям важно не только выделить рабочие места, но и фактически трудоустроить на них соответствующие категории граждан (как правило, выполнением обязанности по квотированию рабочих мест считается заключение трудовых договоров). Однако как действенно обеспечить выполнение этих обязанностей работодателями? Обеспечивая баланс интересов, законодатель использует механизм сочетания мер ответственности и стимулирования <30>, вводит более "гибкие" нормы, позволяющие выбрать бизнесу подходящий вариант поведения. Так, в Москве работодателям предоставлено право выбора из категорий лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, а также выбора между реальным трудоустройством молодежи и уплатой ежемесячно в бюджет города компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения на день ее уплаты <31>. Введение платы за нетрудоустроенных в счет квоты граждан позволяет создать равные условия для работодателей, которые не имели объективной возможности для приема на работу указанных категорий граждан (например, осуществляющих деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда), а вносимая ими плата должна использоваться для создания рабочих мест в других организациях. Заметим, что в целях соблюдения баланса интересов федеральный законодатель предлагает еще один возможный подход к решению данного вопроса. В частности, п. 6 ст. 13.2 Закона о занятости работодателям предоставлена возможность трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на любое рабочее место, в том числе созданное в другой организации, посредством заключения об этом соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем <32>. Этот опыт может быть воспринят регионами для организации трудоустройства молодежи.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Работодателям важно не только выделить рабочие места, но и фактически трудоустроить на них соответствующие категории граждан (как правило, выполнением обязанности по квотированию рабочих мест считается заключение трудовых договоров). Однако как действенно обеспечить выполнение этих обязанностей работодателями? Обеспечивая баланс интересов, законодатель использует механизм сочетания мер ответственности и стимулирования <30>, вводит более "гибкие" нормы, позволяющие выбрать бизнесу подходящий вариант поведения. Так, в Москве работодателям предоставлено право выбора из категорий лиц, испытывающих трудности в трудоустройстве, а также выбора между реальным трудоустройством молодежи и уплатой ежемесячно в бюджет города компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения на день ее уплаты <31>. Введение платы за нетрудоустроенных в счет квоты граждан позволяет создать равные условия для работодателей, которые не имели объективной возможности для приема на работу указанных категорий граждан (например, осуществляющих деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда), а вносимая ими плата должна использоваться для создания рабочих мест в других организациях. Заметим, что в целях соблюдения баланса интересов федеральный законодатель предлагает еще один возможный подход к решению данного вопроса. В частности, п. 6 ст. 13.2 Закона о занятости работодателям предоставлена возможность трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на любое рабочее место, в том числе созданное в другой организации, посредством заключения об этом соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем <32>. Этот опыт может быть воспринят регионами для организации трудоустройства молодежи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 709
(ред. от 08.11.2025)
"О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов"
(вместе с "Правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов", "Правилами заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов")2. Численность работников, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, рассчитывается работодателем ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, а также численности работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
(ред. от 08.11.2025)
"О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов"
(вместе с "Правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов", "Правилами заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов")2. Численность работников, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, рассчитывается работодателем ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, а также численности работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Статья: О квоте для инвалидов
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны, в частности:
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны, в частности:
Статья: Занятость в новом формате
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Пример. Организация располагается в Москве (численность 101 работник), а также имеет филиал (производственное подразделение) в Санкт-Петербурге численностью 580 работников, 120 работников из которых имеют рабочие места с вредными условиями труда. Тогда расчет квоты по новым требованиям, исходя из существующих региональных норм, будет выглядеть так:
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Пример. Организация располагается в Москве (численность 101 работник), а также имеет филиал (производственное подразделение) в Санкт-Петербурге численностью 580 работников, 120 работников из которых имеют рабочие места с вредными условиями труда. Тогда расчет квоты по новым требованиям, исходя из существующих региональных норм, будет выглядеть так:
Статья: Комментарий к Письму Минтруда России от 03.03.2023 N 16-3/ООГ-383
(Сергеева И.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)- среднесписочная численность работников (без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам СОУТ за отчетный период);
(Сергеева И.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 5)- среднесписочная численность работников (без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам СОУТ за отчетный период);
Статья: Готовятся новые правила выполнения квоты приема на работу инвалидов
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)По Новым правилам численность работников, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты для приема на работу инвалидов, будет рассчитываться работодателем ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчет будет производиться исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал. В нее не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам специальной оценки условий труда.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)По Новым правилам численность работников, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты для приема на работу инвалидов, будет рассчитываться работодателем ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Расчет будет производиться исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал. В нее не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам специальной оценки условий труда.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Новая редакция статьи 221 ТК предполагает изменение порядка, касающегося определения необходимости фактического использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Выдача теперь осуществляется не с учетом профессии, а с оглядкой на наличие опасных факторов на производстве, особых температурных условий. В перечень СИЗ входят специальные одежда и обувь, средства защиты дерматологического характера, маски, респираторы, а также предметы для обеспечения защищенности рук, головы, лица и т.д. Важное изменение в этой части заключается в том, что с марта 2022 года возможно отстранение работника без сохранения средней зарплаты при условии, что им не используются средства индивидуальной защиты, но при этом работодатель свою обязанность по их предоставлению выполнил надлежащим образом (новый абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Ранее норма действовала только в отношении работников, трудящихся под землей (ст. 330.4 ТК РФ). Подобное нововведение, по сути, возлагает ответственность на самого сотрудника в случае неисполнения им требований законодательства.
Статья: Комментарий к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.04.2024 N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)- среднесписочная численность работников за прошедший месяц (без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным по результатам специальной оценки условий труда);
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 11)- среднесписочная численность работников за прошедший месяц (без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным по результатам специальной оценки условий труда);
Статья: ТОП-6 изменений, которые срочно нужно учесть при актуализации ЛНА
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)1.10. Численность работников в целях исполнения квоты определяется исходя из среднесписочной численности работников Организации за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов организации, расположенных в других субъектах РФ, а также численности работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)1.10. Численность работников в целях исполнения квоты определяется исходя из среднесписочной численности работников Организации за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов организации, расположенных в других субъектах РФ, а также численности работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
Статья: Квота по трудоустройству инвалидов: разъясняет Минтруд
("Главная книга", 2023, N 23)- период, на который устанавливается квота для приема на работу инвалидов;
("Главная книга", 2023, N 23)- период, на который устанавливается квота для приема на работу инвалидов;
Статья: Нюансы квотирования рабочих мест для инвалидов
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- численность работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- численность работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда;