Трудности гос закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Трудности гос закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые государственные закупки в Корее
(Шмелева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)<19> Одной из ключевых особенностей KONEPS является система так называемого "Электронного торгового центра" (On-line Shopping Mall) (далее - электронный магазин). Электронный магазин представляет собой информационный сайт в сети Интернет, отражающий список товаров (услуг, работ) субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо электронного магазина в Республике Корея существует "каталог превосходных товаров" (Handbook of Excellent Products). Книга включает в себя продукцию малых и средних организаций, имеющих трудности в поставке товаров для государственных нужд. В Корее были разработаны меры поддержки "зеленых закупок" в государственных закупках, а также оказана поддержка организациям для входа на рынок через открытие Зеленого торгового центра (Green Shopping Mall).
(Шмелева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)<19> Одной из ключевых особенностей KONEPS является система так называемого "Электронного торгового центра" (On-line Shopping Mall) (далее - электронный магазин). Электронный магазин представляет собой информационный сайт в сети Интернет, отражающий список товаров (услуг, работ) субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо электронного магазина в Республике Корея существует "каталог превосходных товаров" (Handbook of Excellent Products). Книга включает в себя продукцию малых и средних организаций, имеющих трудности в поставке товаров для государственных нужд. В Корее были разработаны меры поддержки "зеленых закупок" в государственных закупках, а также оказана поддержка организациям для входа на рынок через открытие Зеленого торгового центра (Green Shopping Mall).
Статья: Арбитраж, неустойка, существо спора и публичный порядок: исправление ошибок судебной практики
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Если необходимость снижения неустойки и была обоснованной в конкретном деле с учетом трудностей изменения договорных условий при госзакупках, то гражданский закон с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" позволял снизить неустойку без изменения "базы" для ее расчета, не опираясь, помимо общих правил, на такой неожиданный и не вытекающий ни из условий договора, ни из допущений закона метод снижения неустойки, как уменьшение "базы" ее расчета до стоимости этапа, подэтапа, партии товара. Однако этот метод был воспринят многими нижестоящими судами как квазинорма, подлежащая применению во всех случаях, где подобный способ исчисления неустойки предусмотрен договором.
(Замазий А.В., Савранский М.Ю.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4)Если необходимость снижения неустойки и была обоснованной в конкретном деле с учетом трудностей изменения договорных условий при госзакупках, то гражданский закон с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" позволял снизить неустойку без изменения "базы" для ее расчета, не опираясь, помимо общих правил, на такой неожиданный и не вытекающий ни из условий договора, ни из допущений закона метод снижения неустойки, как уменьшение "базы" ее расчета до стоимости этапа, подэтапа, партии товара. Однако этот метод был воспринят многими нижестоящими судами как квазинорма, подлежащая применению во всех случаях, где подобный способ исчисления неустойки предусмотрен договором.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998
"Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"В прошлом году приступили к организации закупок для государственных нужд на конкурсной основе. В этом году переход на конкурсную систему надо завершить и тем самым укрепить бюджет. Прошу Федеральное Собрание поддержать эту важную работу.
"Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"В прошлом году приступили к организации закупок для государственных нужд на конкурсной основе. В этом году переход на конкурсную систему надо завершить и тем самым укрепить бюджет. Прошу Федеральное Собрание поддержать эту важную работу.
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722)ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот;
(ред. от 21.04.2023)
"Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722)ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот;
Статья: Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Вместе с тем среди заказчиков Забайкальского края есть юридические лица, органы управления которых приняли решение о присоединении к положению материнской компании, такая возможность появилась у заказчиков на основании изменений законодательства, вступивших в силу с 31 декабря 2017 г. <6>. Например, АО "103 БТРЗ" и АО "810 АРЗ" присоединились к Положению о закупке ГК "Ростех", ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" и еще шесть предприятий, являющихся дочерними хозяйственными обществами ГК "Росатом", присоединились к Единому отраслевому стандарту закупок Росатома, ООО "КРДВ "Забайкалье" - к положению АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", АО "Читатехэнерго" - к положению ПАО "Россети". В этом случае заказчик теряет самостоятельность и вынужден строго следовать всем требованиям и процедурам, установленным в положении материнской компании, с другой стороны, заказчик получает четкий и выверенный алгоритм закупочных процедур, учитывающий специфику закупок для нужд конкретной отрасли и тем самым позволяющий эффективно и результативно проводить закупочные процедуры <7>. Подобная унификация закупочных процедур и использование типовых положений о закупках дают преимущества не только заказчикам, но и поставщикам, задача которых - выполнить все требования документации при подготовке заявки на участие в конкурентных закупках, что вызывает огромные трудности, если эти требования существенно дифференцированы у разных заказчиков.
(Гладких О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Вместе с тем среди заказчиков Забайкальского края есть юридические лица, органы управления которых приняли решение о присоединении к положению материнской компании, такая возможность появилась у заказчиков на основании изменений законодательства, вступивших в силу с 31 декабря 2017 г. <6>. Например, АО "103 БТРЗ" и АО "810 АРЗ" присоединились к Положению о закупке ГК "Ростех", ПАО "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" и еще шесть предприятий, являющихся дочерними хозяйственными обществами ГК "Росатом", присоединились к Единому отраслевому стандарту закупок Росатома, ООО "КРДВ "Забайкалье" - к положению АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", АО "Читатехэнерго" - к положению ПАО "Россети". В этом случае заказчик теряет самостоятельность и вынужден строго следовать всем требованиям и процедурам, установленным в положении материнской компании, с другой стороны, заказчик получает четкий и выверенный алгоритм закупочных процедур, учитывающий специфику закупок для нужд конкретной отрасли и тем самым позволяющий эффективно и результативно проводить закупочные процедуры <7>. Подобная унификация закупочных процедур и использование типовых положений о закупках дают преимущества не только заказчикам, но и поставщикам, задача которых - выполнить все требования документации при подготовке заявки на участие в конкурентных закупках, что вызывает огромные трудности, если эти требования существенно дифференцированы у разных заказчиков.
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Главная же проблема заключается в том, что сложно установить само наличие вреда и незаконность совершенных действий, так как внешне они соответствуют закону и трудно проводить разграничение преступных деяний и гражданско-правовых деликтов <6>.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Главная же проблема заключается в том, что сложно установить само наличие вреда и незаконность совершенных действий, так как внешне они соответствуют закону и трудно проводить разграничение преступных деяний и гражданско-правовых деликтов <6>.
Статья: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных закупок
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Таким образом, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие осуществление общественного контроля в сфере государственных закупок, можно сделать вывод, что общественный контроль государственных и муниципальных закупок осуществляется субъектами общественного контроля, общественными организациями и гражданами. Существующее мнение о выделении гражданского контроля из общественного контроля является дискуссионным. Общественное обсуждение, как один из эффективных инструментов общественного контроля, не охватывает весь объем осуществления государственных и муниципальных закупок. Также законодательством не дается определение государственных и муниципальных нужд, что создает определенные трудности для субъектов общественного контроля. Предложенные меры помогут гражданам более эффективно осуществлять контроль за организацией и исполнением государственного и муниципального заказа.
(Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Таким образом, проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие осуществление общественного контроля в сфере государственных закупок, можно сделать вывод, что общественный контроль государственных и муниципальных закупок осуществляется субъектами общественного контроля, общественными организациями и гражданами. Существующее мнение о выделении гражданского контроля из общественного контроля является дискуссионным. Общественное обсуждение, как один из эффективных инструментов общественного контроля, не охватывает весь объем осуществления государственных и муниципальных закупок. Также законодательством не дается определение государственных и муниципальных нужд, что создает определенные трудности для субъектов общественного контроля. Предложенные меры помогут гражданам более эффективно осуществлять контроль за организацией и исполнением государственного и муниципального заказа.
Статья: Актуальные проблемы соотношения уголовно-правовых мер противодействия коррупции в частной и публичной сферах в Российской Федерации
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Например, в ч. 3 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11> предусмотрена ответственность за грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное как должностным лицом, так и лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. При этом грубым нарушением признается, в частности, нанесение ущерба Российской Федерации на сумму не менее 5% цены государственного контракта (как минимум на 5 млн рублей) либо невыполнение задания, установленного по государственному оборонному заказу <12>. За совершение данного правонарушения, причиняющего столь серьезные последствия, которые трудно не признавать общественно опасными, предусмотрен только один вид наказания - дисквалификация должностного лица на срок до трех лет. В этом контексте привлечение к уголовной ответственности за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, где размер незаконного вознаграждения нередко не превышает нескольких тысяч рублей, представляется примером излишней уголовно-правовой репрессии, отвлекающей силы правоохранительных органов от выявления, раскрытия и расследования действительно общественно опасных проявлений коррупции.
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Например, в ч. 3 ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11> предусмотрена ответственность за грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное как должностным лицом, так и лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. При этом грубым нарушением признается, в частности, нанесение ущерба Российской Федерации на сумму не менее 5% цены государственного контракта (как минимум на 5 млн рублей) либо невыполнение задания, установленного по государственному оборонному заказу <12>. За совершение данного правонарушения, причиняющего столь серьезные последствия, которые трудно не признавать общественно опасными, предусмотрен только один вид наказания - дисквалификация должностного лица на срок до трех лет. В этом контексте привлечение к уголовной ответственности за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, где размер незаконного вознаграждения нередко не превышает нескольких тысяч рублей, представляется примером излишней уголовно-правовой репрессии, отвлекающей силы правоохранительных органов от выявления, раскрытия и расследования действительно общественно опасных проявлений коррупции.
Статья: Аренда имущества для государственных и муниципальных нужд: правовые проблемы и перспективы развития
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)На сегодня отсутствие законодательно закрепленного понятия услуги и использование данного понятия при заключении договоров аренды вызывает трудности в практике применения данного института в гражданском обороте, особенно при совершении закупки для государственных и муниципальных нужд, поэтому потребность в правовом регулировании таких правоотношений существует и сохранится в будущем.
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)На сегодня отсутствие законодательно закрепленного понятия услуги и использование данного понятия при заключении договоров аренды вызывает трудности в практике применения данного института в гражданском обороте, особенно при совершении закупки для государственных и муниципальных нужд, поэтому потребность в правовом регулировании таких правоотношений существует и сохранится в будущем.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Отношения, связанные с организованными торгами, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <1>, действие которого не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, при приватизации государственного или муниципального имущества, закупках товаров для государственных нужд и т.д.), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Отношения, связанные с организованными торгами, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <1>, действие которого не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, при приватизации государственного или муниципального имущества, закупках товаров для государственных нужд и т.д.), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Статья: Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)<11> Дополнительно хотелось бы отметить возникновение аналогичных трудностей с правильной квалификацией нарушений по договорам, заключенным в целях выполнения государственного оборонного заказа. Речь идет о разнообразных способах прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 ГК РФ. Так, например, обязательства могут быть прекращены зачетом и довод о проведенном зачете подлежит обязательной проверке, поскольку это также исключает событие правонарушения в виде нарушения порядка оплаты (ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ). См. решение Московского городского суда от 3 декабря 2021 г. N 7-18975/2021.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 6)<11> Дополнительно хотелось бы отметить возникновение аналогичных трудностей с правильной квалификацией нарушений по договорам, заключенным в целях выполнения государственного оборонного заказа. Речь идет о разнообразных способах прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 ГК РФ. Так, например, обязательства могут быть прекращены зачетом и довод о проведенном зачете подлежит обязательной проверке, поскольку это также исключает событие правонарушения в виде нарушения порядка оплаты (ч. 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ). См. решение Московского городского суда от 3 декабря 2021 г. N 7-18975/2021.
Статья: Правила описания объекта закупки при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд
(Гурьева С.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 4)<3> Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
(Гурьева С.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 4)<3> Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Диспозиция ч. 4 - 6 ст. 200.5 УК РФ также содержит негативный признак, направленный на отграничение подкупа в сфере закупок от коммерческого подкупа (ст. 204) и получения взятки (ст. 290), но он распространяется на все элементы состава разграничиваемых преступлений: "при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой - восьмой статьи 204 и статьей 290 настоящего Кодекса". В данном случае также излишня исключающая ссылка на ч. 5 - 8 ст. 204 и ст. 290 УК РФ. Субъекты преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, не могут выступать участниками контрактных отношений, на которых распространяются уголовно-правовые запреты ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, точнее - представителями заказчика, выполняющего функции в соответствии с предписаниями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Диспозиция ч. 4 - 6 ст. 200.5 УК РФ также содержит негативный признак, направленный на отграничение подкупа в сфере закупок от коммерческого подкупа (ст. 204) и получения взятки (ст. 290), но он распространяется на все элементы состава разграничиваемых преступлений: "при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой - восьмой статьи 204 и статьей 290 настоящего Кодекса". В данном случае также излишня исключающая ссылка на ч. 5 - 8 ст. 204 и ст. 290 УК РФ. Субъекты преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, не могут выступать участниками контрактных отношений, на которых распространяются уголовно-правовые запреты ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, точнее - представителями заказчика, выполняющего функции в соответствии с предписаниями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Статья: Реальное исполнение обязательства
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2024, N 4)<29> Наряду со ст. 505 ГК РФ см., например, ст. 308.3 ГК РФ, п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 8 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
(Груздев В.В.)
("Право и экономика", 2024, N 4)<29> Наряду со ст. 505 ГК РФ см., например, ст. 308.3 ГК РФ, п. 3 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 8 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".