Тротуары, пешеходные дорожки
Подборка наиболее важных документов по запросу Тротуары, пешеходные дорожки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за движение по обочине
(КонсультантПлюс, 2025)...Учитывая, что в соответствии с п. 9.9 ПДД РФ допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда, а водитель... двигался по обочине [по причине строительства - ред.]... объекта конструктивного элемента автомобильной дороги, и нахождение... транспортного средства на обочине является технологическим процессом строительства... [суд приходит - ред.] к выводу о том, что ООО... незаконно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Учитывая, что в соответствии с п. 9.9 ПДД РФ допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда, а водитель... двигался по обочине [по причине строительства - ред.]... объекта конструктивного элемента автомобильной дороги, и нахождение... транспортного средства на обочине является технологическим процессом строительства... [суд приходит - ред.] к выводу о том, что ООО... незаконно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование предписания ГИБДД
(КонсультантПлюс, 2025)Указанным разделом ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено проведение замеров толщины снега (рыхлого, талого или уплотненного) и уплотненного снежного покрова при помощи измерительной линейки по ГОСТ 427 на обочинах, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, заездных карманах, посадочных площадках, площадках отдыха и стоянках (8.3, 8.4), а также высоты, ширины снежных валов и длины разрывов между ними рулеткой по ГОСТ 7502, расстояния до них дорожным измерительным колесом (курвиметром).
(КонсультантПлюс, 2025)Указанным разделом ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено проведение замеров толщины снега (рыхлого, талого или уплотненного) и уплотненного снежного покрова при помощи измерительной линейки по ГОСТ 427 на обочинах, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, заездных карманах, посадочных площадках, площадках отдыха и стоянках (8.3, 8.4), а также высоты, ширины снежных валов и длины разрывов между ними рулеткой по ГОСТ 7502, расстояния до них дорожным измерительным колесом (курвиметром).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Регулируются ли ПДД правила передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по тротуару, пешеходной дорожке - если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и при соблюдении одного из следующих условий:
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по тротуару, пешеходной дорожке - если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг и при соблюдении одного из следующих условий:
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В другом Письме к объектам внешнего благоустройства чиновники причислили подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки (Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В другом Письме к объектам внешнего благоустройства чиновники причислили подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки (Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487).
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Транспортные средства организации специальной почтовой связи при оказании услуг специальной почтовой связи вправе подъезжать по кратчайшему пути к зданиям, объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда и при условии обеспечения безопасности дорожного движения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Транспортные средства организации специальной почтовой связи при оказании услуг специальной почтовой связи вправе подъезжать по кратчайшему пути к зданиям, объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда и при условии обеспечения безопасности дорожного движения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -
(ред. от 04.11.2025)2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -
Статья: Ответственность пешеходов за ненадлежащее использование велодорожек
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В абзаце 1 п. 4.1 ПДД РФ законодатель в императивной форме закрепил требование, предъявляемое к пешеходам: можно передвигаться, используя тротуары, пешеходные дорожки, велопешеходные дорожки, а в случае их неимения - обочины. При буквальном прочтении данной нормы мы видим отсутствие разрешения пешеходам осуществлять движение по велосипедным дорожкам, что ими постоянно игнорируется. В статье 12.29 КоАП РФ мы видим санкцию, которая, по нашему твердому убеждению, должна применяться к пешеходам в случае нарушения ими абз. 2 п. 4.1 ПДД РФ, - предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2024, N 3)В абзаце 1 п. 4.1 ПДД РФ законодатель в императивной форме закрепил требование, предъявляемое к пешеходам: можно передвигаться, используя тротуары, пешеходные дорожки, велопешеходные дорожки, а в случае их неимения - обочины. При буквальном прочтении данной нормы мы видим отсутствие разрешения пешеходам осуществлять движение по велосипедным дорожкам, что ими постоянно игнорируется. В статье 12.29 КоАП РФ мы видим санкцию, которая, по нашему твердому убеждению, должна применяться к пешеходам в случае нарушения ими абз. 2 п. 4.1 ПДД РФ, - предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
"Рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства: научно-практическое пособие"
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
Статья: О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Лица старше 14 лет могут перемещаться на средстве индивидуальной мобильности <10> в пешеходной зоне на СИМ весом не более 35 кг, а для перемещения по тротуару, пешеходной дорожке, кроме максимальной массы СИМ, есть иные требования, в частности отсутствие велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов либо отсутствие возможности двигаться по ним. Или же по тротуару, пешеходной дорожке может двигаться на СИМ лицо, сопровождающее ребенка, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, либо велосипедиста в возрасте до 14 лет. По обочине лица старше 14 лет могут перемещаться на средстве индивидуальной мобильности только при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки либо возможности движения по ним.
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Лица старше 14 лет могут перемещаться на средстве индивидуальной мобильности <10> в пешеходной зоне на СИМ весом не более 35 кг, а для перемещения по тротуару, пешеходной дорожке, кроме максимальной массы СИМ, есть иные требования, в частности отсутствие велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов либо отсутствие возможности двигаться по ним. Или же по тротуару, пешеходной дорожке может двигаться на СИМ лицо, сопровождающее ребенка, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, либо велосипедиста в возрасте до 14 лет. По обочине лица старше 14 лет могут перемещаться на средстве индивидуальной мобильности только при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки либо возможности движения по ним.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе (далее - общее имущество) относятся расположенные в границах территории такого малоэтажного жилого комплекса объекты капитального строительства, иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников указанных индивидуальных жилых домов. К такому имуществу относятся, в частности, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории малоэтажного жилого комплекса индивидуальных жилых домов, в том числе котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, элементы благоустройства, детские и спортивные площадки, места отдыха, парковочные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (п. 4.3 ст. 4 Закона N 214-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К общему имуществу собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе (далее - общее имущество) относятся расположенные в границах территории такого малоэтажного жилого комплекса объекты капитального строительства, иное имущество и земельные участки (права на такие земельные участки), если использование указанного имущества осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей собственников указанных индивидуальных жилых домов. К такому имуществу относятся, в частности, объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, предназначенные для обслуживания расположенных в границах территории малоэтажного жилого комплекса индивидуальных жилых домов, в том числе котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, элементы благоустройства, детские и спортивные площадки, места отдыха, парковочные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (п. 4.3 ст. 4 Закона N 214-ФЗ).
Статья: Проблемы обеспечения безопасности в контексте легализации новых участников дорожного движения
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)В то же время передвижение СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам и даже велодорожкам без ограничения максимальной скорости движения угрожает безопасности как пешеходов, так и самих водителей СИМ. Последняя редакция Правил, которая вступает в действие с 1 марта 2023 г., не предусматривает таких ограничений. Поэтому, согласно п. 10.2 Правил, скоростной режим СИМ в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях должен быть не более 20 км/ч, а в остальных случаях, согласно п. 24.6, - не более 25 км/ч.
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)В то же время передвижение СИМ по тротуарам, пешеходным дорожкам и даже велодорожкам без ограничения максимальной скорости движения угрожает безопасности как пешеходов, так и самих водителей СИМ. Последняя редакция Правил, которая вступает в действие с 1 марта 2023 г., не предусматривает таких ограничений. Поэтому, согласно п. 10.2 Правил, скоростной режим СИМ в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях должен быть не более 20 км/ч, а в остальных случаях, согласно п. 24.6, - не более 25 км/ч.
Статья: Вопросы, возникающие при производстве судебных автотехнических экспертиз в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В соответствии с требованиями указанных пунктов ПДД РФ не предусматривается движение мопедов и мотоциклов (механических ТС) по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным зонам.
(Барышников И.Н., Соломенцев Б.И., Горчаков А.О., Коротков К.А., Камелягин А.О.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)В соответствии с требованиями указанных пунктов ПДД РФ не предусматривается движение мопедов и мотоциклов (механических ТС) по тротуарам, пешеходным дорожкам и пешеходным зонам.
Статья: Влияние средств индивидуальной мобильности на состояние дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации в 2024 году
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ляхов П.В., Царегородцева Е.А., Гавриленко А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки) зарегистрировано более четверти (27,7%) ДТП с участием СИМ. Более трети (37,6%) ДТП произошло на тротуарах, пешеходных дорожках и в пешеходных зонах. На пешеходных переходах зафиксировано 17,6% происшествий (рис. 7).
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ляхов П.В., Царегородцева Е.А., Гавриленко А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В местах пересечения проезжих частей (выезды с прилегающих территорий и перекрестки) зарегистрировано более четверти (27,7%) ДТП с участием СИМ. Более трети (37,6%) ДТП произошло на тротуарах, пешеходных дорожках и в пешеходных зонах. На пешеходных переходах зафиксировано 17,6% происшествий (рис. 7).