Тротуар это
Подборка наиболее важных документов по запросу Тротуар это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)...частичное ограждение земельного участка свидетельствует о благоустройстве территории в целях безопасности, а не о самовольном занятии земельного участка и его хозяйственном использовании, при этом тротуар является местом общего пользования, свободный доступ к нему третьих лиц не ограничен, как и к заезду и выезду на территорию, используемую обществом на основании договора аренды земельного участка..."
(КонсультантПлюс, 2025)...частичное ограждение земельного участка свидетельствует о благоустройстве территории в целях безопасности, а не о самовольном занятии земельного участка и его хозяйственном использовании, при этом тротуар является местом общего пользования, свободный доступ к нему третьих лиц не ограничен, как и к заезду и выезду на территорию, используемую обществом на основании договора аренды земельного участка..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы охраны атмосферного воздуха городских и сельских поселений
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Примером норм, направленных на недопущение превышения в атмосферном воздухе гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ, является п. 31 разд. II СанПиН 2.1.3684-21. Согласно этому пункту, при температуре атмосферного воздуха более плюс 10 °C хозяйствующие субъекты, отвечающие за содержание соответствующих территорий, обязаны производить полив и подметание на проезжей части улиц и площадей с водонепроницаемым покрытием, а также на пешеходных тротуарах. Этой же цели служит установленный п. 32 СанПиН 2.1.3684-21 запрет сжигания на территории населенных пунктов листьев деревьев, кустарников. Собранные листья должны вывозиться на объекты размещения, обезвреживания или утилизации отходов <10>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Примером норм, направленных на недопущение превышения в атмосферном воздухе гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ, является п. 31 разд. II СанПиН 2.1.3684-21. Согласно этому пункту, при температуре атмосферного воздуха более плюс 10 °C хозяйствующие субъекты, отвечающие за содержание соответствующих территорий, обязаны производить полив и подметание на проезжей части улиц и площадей с водонепроницаемым покрытием, а также на пешеходных тротуарах. Этой же цели служит установленный п. 32 СанПиН 2.1.3684-21 запрет сжигания на территории населенных пунктов листьев деревьев, кустарников. Собранные листья должны вывозиться на объекты размещения, обезвреживания или утилизации отходов <10>.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В контексте патентно-правовой защиты решений с программным кодом эту проблему можно было бы проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что пешеходу нужно пройти по тротуару из точки А в точку Б. Тротуар при этом разделен на множество мелких участков, каждый из которых находится в собственности отдельного лица. Для того чтобы пройти, пешеход должен согласовать возможность прохода по этим участкам с их собственниками, большое число которых, а также нежелание некоторых из них давать такое согласие приведет, скорее всего, к тому, что пешеход не захочет идти дальше, а пойдет назад. Патенты в таких случаях станут не средством поощрения инноваций, а средством для "размена": обладание патентами на ряд таких "участков тротуара" позволит одной компании - разработчику программного обеспечения "набить" себе цену, повысить свои переговорные возможности и выторговать у конкурента лицензию на другой "участок" <1>. Другой целью получения патента в данном случае может быть последующее "вымогательство" лицензионных платежей с конкурентов, а также защита от возможных аналогичных действий со стороны конкурентов. Вряд ли это именно тот идеал, ради которого создавалась патентная охрана объектов промышленной собственности. Не зря в докладе Федеральной комиссии по торговле США отмечается, что время и средства, затраченные на такие "защитные" патенты, которые не имеют какой-либо инновационной ценности, могли бы быть потрачены с большей пользой - на разработку новых технологий <2>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)В контексте патентно-правовой защиты решений с программным кодом эту проблему можно было бы проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что пешеходу нужно пройти по тротуару из точки А в точку Б. Тротуар при этом разделен на множество мелких участков, каждый из которых находится в собственности отдельного лица. Для того чтобы пройти, пешеход должен согласовать возможность прохода по этим участкам с их собственниками, большое число которых, а также нежелание некоторых из них давать такое согласие приведет, скорее всего, к тому, что пешеход не захочет идти дальше, а пойдет назад. Патенты в таких случаях станут не средством поощрения инноваций, а средством для "размена": обладание патентами на ряд таких "участков тротуара" позволит одной компании - разработчику программного обеспечения "набить" себе цену, повысить свои переговорные возможности и выторговать у конкурента лицензию на другой "участок" <1>. Другой целью получения патента в данном случае может быть последующее "вымогательство" лицензионных платежей с конкурентов, а также защита от возможных аналогичных действий со стороны конкурентов. Вряд ли это именно тот идеал, ради которого создавалась патентная охрана объектов промышленной собственности. Не зря в докладе Федеральной комиссии по торговле США отмечается, что время и средства, затраченные на такие "защитные" патенты, которые не имеют какой-либо инновационной ценности, могли бы быть потрачены с большей пользой - на разработку новых технологий <2>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Ситуация: Что грозит водителю, не пропустившему пешехода?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным и надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При этом в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей диагональный пешеходный переход. Исключение составляют велосипедные зоны, в которых пешеходы могут переходить проезжую часть в любом месте (п. п. 4.3, 4.4, 24.11 ПДД).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным и надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При этом в местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей диагональный пешеходный переход. Исключение составляют велосипедные зоны, в которых пешеходы могут переходить проезжую часть в любом месте (п. п. 4.3, 4.4, 24.11 ПДД).
Готовое решение: Как учитываются расходы на благоустройство территории при исчислении налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Это связано с тем, что поддержание тротуара в надлежащем виде связано с обеспечением деятельности, направленной на получение дохода, т.е. это необходимое условие для комфортного посещения офиса как работниками организации, так и ее контрагентами. Следовательно, при наличии подтверждающих документов, выполняются условия признания расходов, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Это связано с тем, что поддержание тротуара в надлежащем виде связано с обеспечением деятельности, направленной на получение дохода, т.е. это необходимое условие для комфортного посещения офиса как работниками организации, так и ее контрагентами. Следовательно, при наличии подтверждающих документов, выполняются условия признания расходов, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.
Статья: Проблемные вопросы юридической ответственности новых участников дорожного движения
(Брунер Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Единственным жестким исключением из правил остается тротуар, поскольку это местонахождение пешеходов, поэтому вне зависимости от нахождения транспортного средства в состоянии движения или с выключенным мотором, оно не может передвигаться по тротуару, поскольку это угрожает безопасности пешеходов из-за скоростей, с которыми они способны двигаться, а также повышенной опасности из-за конструктивных особенностей для жизни и здоровья граждан.
(Брунер Р.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Единственным жестким исключением из правил остается тротуар, поскольку это местонахождение пешеходов, поэтому вне зависимости от нахождения транспортного средства в состоянии движения или с выключенным мотором, оно не может передвигаться по тротуару, поскольку это угрожает безопасности пешеходов из-за скоростей, с которыми они способны двигаться, а также повышенной опасности из-за конструктивных особенностей для жизни и здоровья граждан.
Готовое решение: Что такое цокольный этаж и чем он отличается от подвального
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, если пол цокольного этажа расположен не более 0,5 м ниже планировочной отметки тротуара или отмостки, то на этом этаже можно разместить практически любые помещения учреждений, кроме медпунктов (Приложение Г к СНиП 31-05-2003).
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, если пол цокольного этажа расположен не более 0,5 м ниже планировочной отметки тротуара или отмостки, то на этом этаже можно разместить практически любые помещения учреждений, кроме медпунктов (Приложение Г к СНиП 31-05-2003).
Ситуация: Что грозит за нарушение правил парковки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональным законодательством может быть установлена административная ответственность за остановку или стоянку транспортного средства на территориях, на которые не распространяется действие разд. 12 ПДД (например, газоны, участки с зелеными насаждениями, детские и спортивные площадки, иные объекты благоустройства). В этом случае при размещении транспортного средства одновременно, например, на тротуаре и газоне для водителя наступает административная ответственность как по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, так и по соответствующей норме закона субъекта РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20; п. 56 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Региональным законодательством может быть установлена административная ответственность за остановку или стоянку транспортного средства на территориях, на которые не распространяется действие разд. 12 ПДД (например, газоны, участки с зелеными насаждениями, детские и спортивные площадки, иные объекты благоустройства). В этом случае при размещении транспортного средства одновременно, например, на тротуаре и газоне для водителя наступает административная ответственность как по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ, так и по соответствующей норме закона субъекта РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20; п. 56 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021).
Статья: О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Во многих регионах есть проблема разграничений зоны ответственности участковых и ГИБДД, в частности, существуют сложности оформления ДТП, происшедшего с участием СИМ на тротуаре. По мнению автора, следует жестче ограничить разрешенную скорость СИМ 6 км/ч на тротуарах, как это было сделано, например, в Казахстане, а по мере развития транспортной инфраструктуры, в том числе по мере увеличения отдельных дорожек, перемещение на СИМ по тротуарам вообще следует запретить, как это сделали в Сингапуре. Но для оптимального решения проблем, связанных с использованием СИМ, власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования должны способствовать организации безопасного движения для электросамокатов в городах (знаки и разметка уже есть в ПДД). Мало введения ограничений и запретов, нужно решить вопросы инфраструктуры, а это обязанность органов местного самоуправления.
(Чумакова О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Во многих регионах есть проблема разграничений зоны ответственности участковых и ГИБДД, в частности, существуют сложности оформления ДТП, происшедшего с участием СИМ на тротуаре. По мнению автора, следует жестче ограничить разрешенную скорость СИМ 6 км/ч на тротуарах, как это было сделано, например, в Казахстане, а по мере развития транспортной инфраструктуры, в том числе по мере увеличения отдельных дорожек, перемещение на СИМ по тротуарам вообще следует запретить, как это сделали в Сингапуре. Но для оптимального решения проблем, связанных с использованием СИМ, власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования должны способствовать организации безопасного движения для электросамокатов в городах (знаки и разметка уже есть в ПДД). Мало введения ограничений и запретов, нужно решить вопросы инфраструктуры, а это обязанность органов местного самоуправления.