Требуется ли агенту лицензия при закупке лекарственных средств от своего имени?
Подборка наиболее важных документов по запросу Требуется ли агенту лицензия при закупке лекарственных средств от своего имени? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...Требуется ли агенту лицензия при закупке лекарственных средств от своего имени?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: По условиям агентского договора агент, действуя от своего имени, но за счет принципала, осуществляет закупку лекарственных средств. Требуется ли агенту лицензия?
(Консультация эксперта, 2016)Вопрос: По условиям агентского договора агент, действуя от своего имени, но за счет принципала, осуществляет закупку лекарственных средств. Требуется ли агенту лицензия?
Вопрос: ИП заключил с организацией агентский договор. По условиям договора ИП-агент от своего имени будет закупать товары для организации-принципала для последующей перепродажи. Должен ли ИП-агент в этом случае применять ККТ при приобретении товаров у физлиц для последующей перепродажи организацией-принципалом?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ИП заключил с организацией агентский договор. По условиям договора ИП-агент от своего имени будет закупать товары для организации-принципала для последующей перепродажи. Должен ли ИП-агент в этом случае применять ККТ при приобретении товаров у физлиц для последующей перепродажи организацией-принципалом?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ИП заключил с организацией агентский договор. По условиям договора ИП-агент от своего имени будет закупать товары для организации-принципала для последующей перепродажи. Должен ли ИП-агент в этом случае применять ККТ при приобретении товаров у физлиц для последующей перепродажи организацией-принципалом?
Статья: Подготовка обоснований при описании объекта закупки
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)К сожалению, распространенной практикой стала подготовка писем государственных органов, ограничивающих в той или иной степени возможности заказчиков по подготовке обоснований. В частности, рассмотрим письма ФАС России, которые в большинстве своем посвящены закупкам лекарственных препаратов.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)К сожалению, распространенной практикой стала подготовка писем государственных органов, ограничивающих в той или иной степени возможности заказчиков по подготовке обоснований. В частности, рассмотрим письма ФАС России, которые в большинстве своем посвящены закупкам лекарственных препаратов.
Статья: "Нерешаемые" проблемы в сфере конституционного нормоконтроля
(Тарибо Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 3)Рассмотрим конкретный пример. В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Во исполнение данной конституционной нормы в 1998 г. был принят среди прочего Федеральный закон "О лекарственных средствах" <14>, урегулировавший отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением и торговлей лекарственными средствами. Его положения предусматривали государственную регистрацию лекарственных средств, производимых, используемых и продаваемых на территории Российской Федерации. При этом он наделял правом подачи заявления о государственной регистрации лекарственного средства лишь то лицо, которое является разработчиком лекарственного средства либо действует по его поручению. Поскольку лекарственные средства - это хотя и специфический (социально значимый), но все-таки товар, его появление и продажа на фармацевтическом рынке не могут осуществляться без учета заинтересованности разработчиков лекарств или их представителей в получении прибыли. На практике это приводит к тому, что лекарственные средства, рассчитанные на лечение редких заболеваний, невыгодно продавать на российском рынке ввиду малочисленности контингента заболевших граждан. Вследствие этого утрачивается и интерес разработчиков или их представителей к регистрации таких лекарств, что является обязательным условием не только выхода лекарства на рынок, но и его закупки государством за рубежом для последующей продажи в отечественных аптеках, если аналогичное лекарство в России по каким-то причинам не производится. Тем самым обеспечение граждан лекарственными средствами поставлено в зависимость от воли разработчиков лекарственного средства, а государство не может по своей инициативе решать вопросы регистрации и, как следствие, закупки лекарств, необходимых для диагностики или лечения редких (орфанных) заболеваний.
(Тарибо Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 3)Рассмотрим конкретный пример. В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Во исполнение данной конституционной нормы в 1998 г. был принят среди прочего Федеральный закон "О лекарственных средствах" <14>, урегулировавший отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением и торговлей лекарственными средствами. Его положения предусматривали государственную регистрацию лекарственных средств, производимых, используемых и продаваемых на территории Российской Федерации. При этом он наделял правом подачи заявления о государственной регистрации лекарственного средства лишь то лицо, которое является разработчиком лекарственного средства либо действует по его поручению. Поскольку лекарственные средства - это хотя и специфический (социально значимый), но все-таки товар, его появление и продажа на фармацевтическом рынке не могут осуществляться без учета заинтересованности разработчиков лекарств или их представителей в получении прибыли. На практике это приводит к тому, что лекарственные средства, рассчитанные на лечение редких заболеваний, невыгодно продавать на российском рынке ввиду малочисленности контингента заболевших граждан. Вследствие этого утрачивается и интерес разработчиков или их представителей к регистрации таких лекарств, что является обязательным условием не только выхода лекарства на рынок, но и его закупки государством за рубежом для последующей продажи в отечественных аптеках, если аналогичное лекарство в России по каким-то причинам не производится. Тем самым обеспечение граждан лекарственными средствами поставлено в зависимость от воли разработчиков лекарственного средства, а государство не может по своей инициативе решать вопросы регистрации и, как следствие, закупки лекарств, необходимых для диагностики или лечения редких (орфанных) заболеваний.
Статья: Практика ограничения патентных прав в рамках статей 1360 и 1362 Гражданского кодекса РФ
(Полякова А.А., Лысков Н.Б.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Одним из таких подходов является положение о "государственном использовании", которое позволяет государству импортировать или производить на своей территории непатентованные аналоги запатентованных лекарств для некоммерческого использования. Принудительные лицензии - еще одно положение, благодаря которому государство может выдать лицензию на производство непатентованного лекарства другому производителю в обмен на лицензионные платежи, если переговоры с патентообладателем о добровольной лицензии неоднократно заканчивались неудачей.
(Полякова А.А., Лысков Н.Б.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Одним из таких подходов является положение о "государственном использовании", которое позволяет государству импортировать или производить на своей территории непатентованные аналоги запатентованных лекарств для некоммерческого использования. Принудительные лицензии - еще одно положение, благодаря которому государство может выдать лицензию на производство непатентованного лекарства другому производителю в обмен на лицензионные платежи, если переговоры с патентообладателем о добровольной лицензии неоднократно заканчивались неудачей.
Статья: Розничный продавец и закупка лекарственных препаратов
(Шелег Е.Е.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Аналогичный подход отражен в Письме от 19.09.2017 N ИА/64899/17 "О необходимости наличия у участников закупки лекарственных препаратов лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами". Специалисты ФАС указывают: если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству РФ, а именно (если участник закупки не является производителем лекарственных средств) о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по государственному контракту.
(Шелег Е.Е.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 5)Аналогичный подход отражен в Письме от 19.09.2017 N ИА/64899/17 "О необходимости наличия у участников закупки лекарственных препаратов лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами". Специалисты ФАС указывают: если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству РФ, а именно (если участник закупки не является производителем лекарственных средств) о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по государственному контракту.
Статья: Редкие (орфанные) заболевания: правовое регулирование в России и за рубежом
(Волкова Н.С., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 4)В Турецкой Республике собственный рынок фармацевтической продукции для орфанных заболеваний практически отсутствует - необходимые лекарственные препараты закупаются за рубежом. При этом достаточно жесткие условия допуска на внутренний рынок замедляют процесс регистрации и внедрения орфанных лекарственных препаратов. Доля орфанных препаратов на рынке тем не менее растет и в настоящее время составляет около 3% <21>. Осознавая данную проблему, государство установило облегченные правила закупок орфанных лекарств. Однако серьезные проблемы на турецком фармацевтическом рынке сохраняются: существует так называемый личный ввоз медицинских продуктов с последующим индивидуальным разрешением применения Агентства по лекарственным средствам.
(Волкова Н.С., Аксу Э.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 4)В Турецкой Республике собственный рынок фармацевтической продукции для орфанных заболеваний практически отсутствует - необходимые лекарственные препараты закупаются за рубежом. При этом достаточно жесткие условия допуска на внутренний рынок замедляют процесс регистрации и внедрения орфанных лекарственных препаратов. Доля орфанных препаратов на рынке тем не менее растет и в настоящее время составляет около 3% <21>. Осознавая данную проблему, государство установило облегченные правила закупок орфанных лекарств. Однако серьезные проблемы на турецком фармацевтическом рынке сохраняются: существует так называемый личный ввоз медицинских продуктов с последующим индивидуальным разрешением применения Агентства по лекарственным средствам.
Статья: Исключения из патентной монополии на основании решений Правительства Российской Федерации
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 3)Примечательно, что в упомянутой статье в колонке "От редакции" приведена следующая информация относительно соразмерности принятого Правительством РФ решения: "Как сообщали СМИ, российская компания обращалась к патентообладателю с просьбой о переговорах для предоставления лицензии на производство, но ответа не получила. Сообщалось также, что компания-оригинатор в июне прошлого года заключила соглашения о добровольном лицензировании с компаниями в Египте, Индии и Пакистане о производстве копии своего препарата и распространении его по сниженным ценам в 127 странах. В этот список вошли Беларусь, Казахстан, Украина и другие развивающиеся государства, но не вошли Россия, Бразилия и ЕС".
(Еременко В.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 3)Примечательно, что в упомянутой статье в колонке "От редакции" приведена следующая информация относительно соразмерности принятого Правительством РФ решения: "Как сообщали СМИ, российская компания обращалась к патентообладателю с просьбой о переговорах для предоставления лицензии на производство, но ответа не получила. Сообщалось также, что компания-оригинатор в июне прошлого года заключила соглашения о добровольном лицензировании с компаниями в Египте, Индии и Пакистане о производстве копии своего препарата и распространении его по сниженным ценам в 127 странах. В этот список вошли Беларусь, Казахстан, Украина и другие развивающиеся государства, но не вошли Россия, Бразилия и ЕС".
Статья: Агенты, посредники и их место в системе госзакупок
(Шибанов Н.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 7)В решении от 14.08.2015 N 04-01/203-2015 контрольный орган высказал следующее мнение: "...согласно ст. 182 ГК РФ представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени. Участие в электронных аукционах агентов участников закупки федеральным законодательством не предусмотрено. Государственный контракт может быть заключен только с собственником жилого помещения - участником закупки непосредственно, либо с собственником жилого помещения - участником закупки в лице его законного представителя".
(Шибанов Н.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 7)В решении от 14.08.2015 N 04-01/203-2015 контрольный орган высказал следующее мнение: "...согласно ст. 182 ГК РФ представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени. Участие в электронных аукционах агентов участников закупки федеральным законодательством не предусмотрено. Государственный контракт может быть заключен только с собственником жилого помещения - участником закупки непосредственно, либо с собственником жилого помещения - участником закупки в лице его законного представителя".
Статья: Взаимозаменяемость лекарственных препаратов
(Александров Г.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 8)Участники закупок (заявители жалоб) и заказчики нередко спекулируют темой взаимозаменяемости лекарственных препаратов в своих собственных интересах. В связи с этим рассмотрим порядок доказывания взаимозаменяемости или невзаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также основные ошибки заявителей жалоб и заказчиков.
(Александров Г.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 8)Участники закупок (заявители жалоб) и заказчики нередко спекулируют темой взаимозаменяемости лекарственных препаратов в своих собственных интересах. В связи с этим рассмотрим порядок доказывания взаимозаменяемости или невзаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также основные ошибки заявителей жалоб и заказчиков.
Готовое решение: Как закупить лекарственные средства по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)при закупке наркотических или психотропных лекарств конкурентными способами (в некоторых случаях - у единственного поставщика) установите требование о наличии лицензии на деятельность по обороту таких средств. При этом укажите виды работ (услуг), которые должны быть разрешены данной лицензией (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
(КонсультантПлюс, 2025)при закупке наркотических или психотропных лекарств конкурентными способами (в некоторых случаях - у единственного поставщика) установите требование о наличии лицензии на деятельность по обороту таких средств. При этом укажите виды работ (услуг), которые должны быть разрешены данной лицензией (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);