Требования к установке приБоров учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к установке приБоров учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наниматель хочет обязать Наймодателя или Управляющую организацию установить или заменить приборы учета
(КонсультантПлюс, 2025)Наймодателя обязали произвести замену прибора учета электрической энергии, установку приборов учета холодного водоснабжения и потребления природного газа. Требования об установке прибора учета отопления и ввода его в эксплуатацию оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием правовых оснований
(КонсультантПлюс, 2025)Наймодателя обязали произвести замену прибора учета электрической энергии, установку приборов учета холодного водоснабжения и потребления природного газа. Требования об установке прибора учета отопления и ввода его в эксплуатацию оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием правовых оснований
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Условиями договора от 2013 г. между предприятием и ресурсоснабжающей организацией предусмотрена установка прибора учета на водоотведение, срок установки прибора не установлен. В 2024 г. организация направила иск с требованием установить прибор учета. Применяется ли срок давности к данному требованию?
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 11
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 11)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 11
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту (п. 2 Критериев, утв. Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр; Письмо Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/04).
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, на объекты, не являющиеся многоквартирными домами, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, включенные в соответствии с жилищным законодательством в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, работы по капитальному ремонту общего имущества в которых на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации включают в себя работы по замене и (или) восстановлению инженерных сетей многоквартирного дома, услуги и (или) работы по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и которые должны быть реализованы в соответствии с указанными программами в течение трех лет, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с данной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Договор о передаче электрической энергии и договор о технологическом присоединении имеют разные предметы. Первый заключается по общему правилу лишь при наличии технологического присоединения. Договор о передаче электрической энергии обычно не включает одновременно элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда. В нем не предусматривается выполнение сетевой организацией действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, включая выполнение работ по созданию точки присоединения, точки поставки или иных работ, результаты которых и права на которые передаются сетевой организацией потребителю услуг по передаче электрической энергии. На основании договора о передаче электрической энергии потребитель не приобретает права пользования точкой присоединения электрической энергии. Данные права возникают у потребителя ранее согласно договору о технологическом присоединении, и он осуществляет пользование ею согласно этому договору. Из изложенного следует вывод, что договор о передаче электрической энергии обычно является договором возмездного оказания услуг. Исключение составляют случаи, когда по договору о передаче электрической энергии стороны договора обеспечивают установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. В таком случае договор о передаче электрической энергии квалифицируется в качестве смешанного договора. Действия по установке приборов учета электрической энергии осуществляются в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы приборами учета электрической энергии либо когда установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ. Установка приборов учета производится в соответствии с Правилами розничных рынков (подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии) <1>. Лица, устанавливающие приборы учета электрической энергии, - это сетевая организация, гарантирующий поставщик или потребитель электрической энергии. Приборы учета электрической энергии, установленные данными лицами, могут находиться в их собственности, особенно при расположении в их границах балансовой ответственности <2>. Договор о передаче электрической энергии содержит признаки договора подряда (в части условий о выполнении работ по установке приборов учета), когда потребитель услуг по передаче электрической энергии приобретает право пользования прибором учета электрической энергии, являющимся собственностью сетевой организации или гарантирующего поставщика, находящегося в границах балансовой ответственности сетевой организации. Сетевую организацию можно признать арендатором части имущества потребителя при размещении прибора учета электрической энергии в границах балансовой принадлежности потребителя, а потребитель приобретает право пользования таким прибором. Сам же договор о передаче электрической энергии в этом случае включает элементы договора аренды имущества <3> и подряда. Здесь необходимо отметить, что законодательством и договором указанные обязательственные и имущественные права ни потребителю, ни сетевой организации не предоставляются, хотя фактически вытекают из содержания законодательства и заключаемых договоров. Наконец, в ряде случаев приборы учета, установленные гарантирующим поставщиком, передаются в собственность сетевой организации на возмездной основе (п. 146 Правил розничных рынков). Такие действия признаются куплей-продажей товаров. Возможны и иные правовые конструкции в договоре о передаче электрической энергии, связанные с особенностями установки приборов учета электрической энергии.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Договор о передаче электрической энергии и договор о технологическом присоединении имеют разные предметы. Первый заключается по общему правилу лишь при наличии технологического присоединения. Договор о передаче электрической энергии обычно не включает одновременно элементы договоров возмездного оказания услуг и подряда. В нем не предусматривается выполнение сетевой организацией действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, включая выполнение работ по созданию точки присоединения, точки поставки или иных работ, результаты которых и права на которые передаются сетевой организацией потребителю услуг по передаче электрической энергии. На основании договора о передаче электрической энергии потребитель не приобретает права пользования точкой присоединения электрической энергии. Данные права возникают у потребителя ранее согласно договору о технологическом присоединении, и он осуществляет пользование ею согласно этому договору. Из изложенного следует вывод, что договор о передаче электрической энергии обычно является договором возмездного оказания услуг. Исключение составляют случаи, когда по договору о передаче электрической энергии стороны договора обеспечивают установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии. В таком случае договор о передаче электрической энергии квалифицируется в качестве смешанного договора. Действия по установке приборов учета электрической энергии осуществляются в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), которые на дату заключения договора не оборудованы приборами учета электрической энергии либо когда установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства РФ. Установка приборов учета производится в соответствии с Правилами розничных рынков (подп. "д" п. 13 Правил передачи электрической энергии) <1>. Лица, устанавливающие приборы учета электрической энергии, - это сетевая организация, гарантирующий поставщик или потребитель электрической энергии. Приборы учета электрической энергии, установленные данными лицами, могут находиться в их собственности, особенно при расположении в их границах балансовой ответственности <2>. Договор о передаче электрической энергии содержит признаки договора подряда (в части условий о выполнении работ по установке приборов учета), когда потребитель услуг по передаче электрической энергии приобретает право пользования прибором учета электрической энергии, являющимся собственностью сетевой организации или гарантирующего поставщика, находящегося в границах балансовой ответственности сетевой организации. Сетевую организацию можно признать арендатором части имущества потребителя при размещении прибора учета электрической энергии в границах балансовой принадлежности потребителя, а потребитель приобретает право пользования таким прибором. Сам же договор о передаче электрической энергии в этом случае включает элементы договора аренды имущества <3> и подряда. Здесь необходимо отметить, что законодательством и договором указанные обязательственные и имущественные права ни потребителю, ни сетевой организации не предоставляются, хотя фактически вытекают из содержания законодательства и заключаемых договоров. Наконец, в ряде случаев приборы учета, установленные гарантирующим поставщиком, передаются в собственность сетевой организации на возмездной основе (п. 146 Правил розничных рынков). Такие действия признаются куплей-продажей товаров. Возможны и иные правовые конструкции в договоре о передаче электрической энергии, связанные с особенностями установки приборов учета электрической энергии.
Ситуация: Как заменить приборы учета воды?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)несоответствие прибора учета установленным требованиям;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)несоответствие прибора учета установленным требованиям;
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обязательные требования к приборам учета на первом этапе (с 01.07.2020 по 31.12.2021) не изменяются. На втором этапе (с 01.01.2022) вступают в силу требования, предусматривающие установку "умных" приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям "умные" приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существует три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).
Ситуация: Как устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невозможность определения среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, при выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или интервала между поверками прибора учета электроэнергии в случаях, когда обязанность по установке и эксплуатации (поверке) прибора учета возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию), если указанные события наступили до 01.07.2020 и потребителем не исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета - начиная с 01.07.2020 до даты, когда возобновлен учет коммунального ресурса путем ввода гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)невозможность определения среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, при выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или интервала между поверками прибора учета электроэнергии в случаях, когда обязанность по установке и эксплуатации (поверке) прибора учета возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию), если указанные события наступили до 01.07.2020 и потребителем не исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета - начиная с 01.07.2020 до даты, когда возобновлен учет коммунального ресурса путем ввода гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета;