Требования к судебному эксперту
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к судебному эксперту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебный эксперт
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к эксперту для участия в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Требования к эксперту для участия в судебном процессе
Вопрос: Какие требования предъявляются к квалификации государственных судебных экспертов?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ
(ред. от 22.07.2024)
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
(ред. от 22.07.2024)
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
Статья: Судебная экспертиза в арбитражном процессе: вопросы квалификации эксперта и оценки его компетенции
(Гаврилова Н.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В статье изложены требования к квалификации судебного эксперта, отражены способы проверки и подтверждения компетентности негосударственного эксперта. Выделены определенные пробелы в законодательстве, предлагаются пути решения.
(Гаврилова Н.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В статье изложены требования к квалификации судебного эксперта, отражены способы проверки и подтверждения компетентности негосударственного эксперта. Выделены определенные пробелы в законодательстве, предлагаются пути решения.
Статья: Судебно-бухгалтерская экспертиза в торговле: аспекты регулирования, организации и развития
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)Выводы. Усложняются схемы совершения экономических преступлений, которые всегда отличались высокой латентностью и сложностью, и, как следствие, увеличиваются требования к компетенциям судебного эксперта-бухгалтера. Но при этом законодательно не закреплен ряд базовых понятий, а также конкретный набор процессуальных прав и гарантии независимости судебного эксперта. Кроме того, отсутствуют обновленные методики исследования и экспертные стандарты в такой значимой отрасли, как торговля.
(Жильцова Ю.В., Жильцова А.В., Коротина Д.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 15)Выводы. Усложняются схемы совершения экономических преступлений, которые всегда отличались высокой латентностью и сложностью, и, как следствие, увеличиваются требования к компетенциям судебного эксперта-бухгалтера. Но при этом законодательно не закреплен ряд базовых понятий, а также конкретный набор процессуальных прав и гарантии независимости судебного эксперта. Кроме того, отсутствуют обновленные методики исследования и экспертные стандарты в такой значимой отрасли, как торговля.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к секретарю судебного заседания?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к секретарю судебного заседания?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к секретарю судебного заседания?
Статья: Единый реестр экспертных кадров: основа обеспечения качества судебно-экспертной деятельности и верифицированный ресурс для правоохранительных органов
(Антилевская Ю.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В данном законопроекте, безусловно, сделан шаг к регулированию негосударственной СЭД, однако ученые высказывают предложения насчет введения более плотной регуляции частного сектора. В частности, Р.Р. Абдуллин предлагает в намного более широком масштабе взять под контроль частную СЭД. Помимо обязательного наличия высшего образования и сертификации компетентности для обеих групп судебных экспертов, предлагается создание единого нормативно закрепленного реестра судебных экспертов РФ. Данный реестр, по мнению ученого, также должен быть общеобязательным и должен включать только аттестованных профессиональных экспертов, квалификация которых подтверждается их образованием и опытом. Предлагается также при неподтверждении квалификации экспертом исключать его из реестра. Основные цели указанного предложения - предъявлять единые требования ко всем судебным экспертам; унифицировать профессиональную подготовку судебных экспертов, судей, следователей, дознавателей; совершать выбор судебного эксперта соответствующей квалификации из реестра; фильтровать сообщество на предмет недобросовестных кадров. Р.Р. Абдуллин предлагает использовать опыт реестров, сформированных экспертными объединениями, такими как некоммерческое партнерство "Палата судебных экспертов" (НП СУДЭКС) (насчитывающее более 1 500 экспертов и около 150 СЭО в разных субъектах РФ) <17>. Можно также выделить Судебно-экспертную палату Российской Федерации (СЭП РФ), располагающую единым реестром судебных экспертов и системой их рейтинга <18>.
(Антилевская Ю.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В данном законопроекте, безусловно, сделан шаг к регулированию негосударственной СЭД, однако ученые высказывают предложения насчет введения более плотной регуляции частного сектора. В частности, Р.Р. Абдуллин предлагает в намного более широком масштабе взять под контроль частную СЭД. Помимо обязательного наличия высшего образования и сертификации компетентности для обеих групп судебных экспертов, предлагается создание единого нормативно закрепленного реестра судебных экспертов РФ. Данный реестр, по мнению ученого, также должен быть общеобязательным и должен включать только аттестованных профессиональных экспертов, квалификация которых подтверждается их образованием и опытом. Предлагается также при неподтверждении квалификации экспертом исключать его из реестра. Основные цели указанного предложения - предъявлять единые требования ко всем судебным экспертам; унифицировать профессиональную подготовку судебных экспертов, судей, следователей, дознавателей; совершать выбор судебного эксперта соответствующей квалификации из реестра; фильтровать сообщество на предмет недобросовестных кадров. Р.Р. Абдуллин предлагает использовать опыт реестров, сформированных экспертными объединениями, такими как некоммерческое партнерство "Палата судебных экспертов" (НП СУДЭКС) (насчитывающее более 1 500 экспертов и около 150 СЭО в разных субъектах РФ) <17>. Можно также выделить Судебно-экспертную палату Российской Федерации (СЭП РФ), располагающую единым реестром судебных экспертов и системой их рейтинга <18>.
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)В отечественном гражданском процессуальном законодательстве принцип справедливости официального закрепления никогда не получал. Не исключение и ныне действующий ГПК РФ. Основанный на идеях законности, состязательности и других правовых принципах, действующий процессуальный закон не содержит упоминания о справедливости. Между тем нельзя отрицать того, что российский гражданский процесс пытается адаптировать категорию справедливости в качестве требований к судебной защите, что отмечено и зарубежными экспертами <1>.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)В отечественном гражданском процессуальном законодательстве принцип справедливости официального закрепления никогда не получал. Не исключение и ныне действующий ГПК РФ. Основанный на идеях законности, состязательности и других правовых принципах, действующий процессуальный закон не содержит упоминания о справедливости. Между тем нельзя отрицать того, что российский гражданский процесс пытается адаптировать категорию справедливости в качестве требований к судебной защите, что отмечено и зарубежными экспертами <1>.
Вопрос: Какие требования предъявляются к квалификации лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Статья: Система правового обеспечения судебно-экспертной деятельности
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Аттестационные требования к судебным экспертам содержатся в основном в актах федеральных органов исполнительной власти применительно к деятельности судебно-экспертных учреждений, находящихся в их ведении. Определенные различия в подходах разных ведомств к своим экспертам при соблюдении общей концепции их профессионализма обусловлены спецификой экспертной деятельности, осуществляемой в рамках Следственного комитета РФ, МВД РФ, Минюста России, ФСБ РФ и других федеральных органов исполнительной власти, при которых функционируют государственные экспертные организации (учреждения). В качестве примера подобного нормативного акта можно привести Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 77 "Об утверждении Порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз" <13>. Близкие по содержанию приказы существуют в системе МВД России, Минюста России и др. Данные акты содержат нормы о порядке создания экспертно-квалификационных комиссий по перечням экспертных специальностей, об их функциях и полномочиях, проведении аттестационных испытаний, сроков действия аттестационных документов, обжаловании итогов аттестации. Указанные документы направлены на поддержание высокого профессионального статуса судебного эксперта, что является одной из важнейших составляющих качества судебно-экспертной деятельности.
(Матвеева Н.А., Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Аттестационные требования к судебным экспертам содержатся в основном в актах федеральных органов исполнительной власти применительно к деятельности судебно-экспертных учреждений, находящихся в их ведении. Определенные различия в подходах разных ведомств к своим экспертам при соблюдении общей концепции их профессионализма обусловлены спецификой экспертной деятельности, осуществляемой в рамках Следственного комитета РФ, МВД РФ, Минюста России, ФСБ РФ и других федеральных органов исполнительной власти, при которых функционируют государственные экспертные организации (учреждения). В качестве примера подобного нормативного акта можно привести Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 77 "Об утверждении Порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения "Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации" на право самостоятельного производства судебных экспертиз" <13>. Близкие по содержанию приказы существуют в системе МВД России, Минюста России и др. Данные акты содержат нормы о порядке создания экспертно-квалификационных комиссий по перечням экспертных специальностей, об их функциях и полномочиях, проведении аттестационных испытаний, сроков действия аттестационных документов, обжаловании итогов аттестации. Указанные документы направлены на поддержание высокого профессионального статуса судебного эксперта, что является одной из важнейших составляющих качества судебно-экспертной деятельности.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебным экспертам, сформулированы в ст. 13 ФЗ о ГСЭД, в которой закреплено положение о том, что "должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы". Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы (каждые пять лет) осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебным экспертам, сформулированы в ст. 13 ФЗ о ГСЭД, в которой закреплено положение о том, что "должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы". Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы (каждые пять лет) осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Статья: Развитие судебно-бухгалтерской экспертизы материалов в условиях цифровизации
(Жильцова Ю.В., Крайнова Т.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)Выводы. Как всякое явление, цифровизация в сфере экспертной деятельности имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам мы относим оперативное получение большого массива релевантной информации и широкие возможности формирования различных выборок внутри данного массива, а значит, экономию времени и затрат труда на проведение экспертного исследования и, в конечном итоге, всего судебного процесса в целом. Недостатки, порождаемые внедрением цифровизации, - это существенное повышение требований к компетенциям судебного эксперта-бухгалтера и расширение списка типичных ошибок. Таким образом, в ближайшее время сложнейшей задачей остается разработка научно обоснованной интегративной экспертной методики исследования цифровых следов экономических преступлений, в том числе связанных с материалами.
(Жильцова Ю.В., Крайнова Т.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)Выводы. Как всякое явление, цифровизация в сфере экспертной деятельности имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам мы относим оперативное получение большого массива релевантной информации и широкие возможности формирования различных выборок внутри данного массива, а значит, экономию времени и затрат труда на проведение экспертного исследования и, в конечном итоге, всего судебного процесса в целом. Недостатки, порождаемые внедрением цифровизации, - это существенное повышение требований к компетенциям судебного эксперта-бухгалтера и расширение списка типичных ошибок. Таким образом, в ближайшее время сложнейшей задачей остается разработка научно обоснованной интегративной экспертной методики исследования цифровых следов экономических преступлений, в том числе связанных с материалами.
Статья: Судебная экспертная деятельность: публично-правовой аспект
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)- значительное повышение требований к квалификации судебного эксперта, приобретаемой в результате освоения образовательных программ судебно-экспертного образования и их применения в профессиональной деятельности, наличие которой устанавливается и подтверждается обязательной экспертно-квалификационной аттестацией, проводимой экспертно-квалификационными комиссиями, которые должны быть аккредитованы в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти; распространение данных требований как на государственных, так и на негосударственных судебных экспертов (ст. 2, 9, 10);
(Городилов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)- значительное повышение требований к квалификации судебного эксперта, приобретаемой в результате освоения образовательных программ судебно-экспертного образования и их применения в профессиональной деятельности, наличие которой устанавливается и подтверждается обязательной экспертно-квалификационной аттестацией, проводимой экспертно-квалификационными комиссиями, которые должны быть аккредитованы в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти; распространение данных требований как на государственных, так и на негосударственных судебных экспертов (ст. 2, 9, 10);