Требования к стажу муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к стажу муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
(КонсультантПлюс, 2025)Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Стаж муниципальной службы (в том числе для назначения пенсии за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)...исковые требования оставлены без удовлетворения.
(КонсультантПлюс, 2025)...исковые требования оставлены без удовлетворения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности также устанавливаются региональными законами, которые, как правило, устанавливают те же требования к стажу, что и предусмотрены федеральными актами для муниципальных служащих. К примеру, Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" устанавливает, что типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для граждан, претендующих на должности муниципальной службы, являются:
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности также устанавливаются региональными законами, которые, как правило, устанавливают те же требования к стажу, что и предусмотрены федеральными актами для муниципальных служащих. К примеру, Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области" устанавливает, что типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для граждан, претендующих на должности муниципальной службы, являются:
Статья: О единой публично-правовой природе государственной гражданской службы и муниципальной службы
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В рамках установленного общего правового режима субъекты Российской Федерации регулируют вопросы формирования реестра должностей муниципальной службы, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных социальных гарантий, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих, что приводит к различиям социально-правового положения муниципальных служащих и ставит его в зависимость от принадлежности к территории конкретного субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, нарушает нить преемственности и принцип равенства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Суд установил, что В. при наличии двух высших профессиональных образований на дату поступления на муниципальную службу не имел необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по полученным им специальностям, как это вытекало из требований муниципальных правовых актов, регулирующих квалификационные требования муниципальных служащих для замещения ведущей должности муниципальной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Суд установил, что В. при наличии двух высших профессиональных образований на дату поступления на муниципальную службу не имел необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по полученным им специальностям, как это вытекало из требований муниципальных правовых актов, регулирующих квалификационные требования муниципальных служащих для замещения ведущей должности муниципальной службы.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Вместе с тем такое условие предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, согласно которому предоставление этого права поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления определенного муниципального образования, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и ограничивает права и свободы граждан.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Вместе с тем такое условие предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, согласно которому предоставление этого права поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления определенного муниципального образования, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и ограничивает права и свободы граждан.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При отсутствии стажа гражданской службы или стажа работы по специальности (направлению подготовки), необходимого для замещения высших и главных должностей федеральной гражданской службы, классный чин не присваивается в связи несоответствием федерального гражданского служащего, замещающего высшую или главную должность, квалификационному требованию к стажу.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При отсутствии стажа гражданской службы или стажа работы по специальности (направлению подготовки), необходимого для замещения высших и главных должностей федеральной гражданской службы, классный чин не присваивается в связи несоответствием федерального гражданского служащего, замещающего высшую или главную должность, квалификационному требованию к стажу.
Статья: Служба в органах публичной власти: вопросы правового регулирования
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В соответствии с действующим законодательством государственная гражданская служба тесно связана с муниципальной службой. Это проявляется, во-первых, через установление единых квалификационных требований, необходимых для замещения должностей в органах государства и местного самоуправления. Во-вторых, установлены единые ограничения и обязанности, которые должны соблюдать государственные и муниципальные служащие. В-третьих, предусмотрен взаимный зачет стажа предыдущей служебной деятельности при переходе с государственной службы на муниципальную и наоборот.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В соответствии с действующим законодательством государственная гражданская служба тесно связана с муниципальной службой. Это проявляется, во-первых, через установление единых квалификационных требований, необходимых для замещения должностей в органах государства и местного самоуправления. Во-вторых, установлены единые ограничения и обязанности, которые должны соблюдать государственные и муниципальные служащие. В-третьих, предусмотрен взаимный зачет стажа предыдущей служебной деятельности при переходе с государственной службы на муниципальную и наоборот.
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В целом структура законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе идентична и содержит следующие положения: правовые основы и основные принципы службы, классификация, реестр должностей, квалификационные требования, правовое положение служащего, порядок поступления, прохождения и прекращения службы, кадровая работа, рабочее (служебное) время и время отдыха, общие принципы оплаты труда, гарантии, стаж службы, поощрение и ответственность, финансирование. Закон о государственной гражданской службе еще содержит вопросы формирования кадрового состава, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, рассмотрения индивидуальных служебных споров.
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В целом структура законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе идентична и содержит следующие положения: правовые основы и основные принципы службы, классификация, реестр должностей, квалификационные требования, правовое положение служащего, порядок поступления, прохождения и прекращения службы, кадровая работа, рабочее (служебное) время и время отдыха, общие принципы оплаты труда, гарантии, стаж службы, поощрение и ответственность, финансирование. Закон о государственной гражданской службе еще содержит вопросы формирования кадрового состава, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, рассмотрения индивидуальных служебных споров.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к руководителю образовательной организации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Квалификационные требования к должности руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), а именно:
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Квалификационные требования к должности руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), а именно:
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к специалисту по работе с молодежью?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также требования к квалификации специалиста по работе с молодежью содержатся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678: высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее одного года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также требования к квалификации специалиста по работе с молодежью содержатся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678: высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее одного года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании ч. 1 и ч. 7 ст. 219 КАС заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)На основании ч. 1 и ч. 7 ст. 219 КАС заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен.
Готовое решение: Обязательны ли профстандарты для муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований. Квалификационные требования к знаниям и умениям определяются должностной инструкцией муниципального служащего (ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Закона о муниципальной службе).
(КонсультантПлюс, 2025)Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований. Квалификационные требования к знаниям и умениям определяются должностной инструкцией муниципального служащего (ч. 3 ст. 6, ч. 2 ст. 9 Закона о муниципальной службе).
Статья: Проблемы трансформации института публичной службы в отечественном государстве
(Боренштейн А.Л., Позднякова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)2) стаж или опыт работы (для федеральных служащих ГГС нормоустанавливающий акт - это указ Президента РФ; для служащих ГГС субъекта РФ - это закон субъекта РФ);
(Боренштейн А.Л., Позднякова Е.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)2) стаж или опыт работы (для федеральных служащих ГГС нормоустанавливающий акт - это указ Президента РФ; для служащих ГГС субъекта РФ - это закон субъекта РФ);
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
Статья: "Хотел построить школу мечты": как директор восстал против криворукого и опасного ремонта и был за это уволен
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 273-ФЗ кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Данные требования конкретизируются разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. К квалификации работника, претендующего на должность директора школы, установлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.