Требования к специалистам СРО
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к специалистам СРО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.10 "Истребование сведений" КоАП РФ"Как следует из материалов дела, 05.08.2022 г. в 00 час. 01 мин. ООО "Решение" по адресу: адрес, Нижний адрес, допустило умышленное невыполнение требований должностного лица - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: не предоставило в трехдневный срок сведения и документы, указанные в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 25.07.2022 г., полученное юридическим лицом ООО "Решение" по адресу государственной регистрации 01.08.2022 г.
Апелляционное определение Московского городского суда от 02.09.2025 по делу N 33-32388/2025 (УИД 77RS0031-02-2023-003399-73)
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании неустойки по кредитному договору; 4) Об обращении взыскания на заложенное имущество.
Обстоятельства: Заемщиком длительное время не исполняются принятые на себя обязательства по кредитному договору в части своевременного возврата суммы кредита и уплаты процентов за пользование им.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Указанный отчет об оценке рыночной стоимости квартиры принят судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку является ясным, полным, непротиворечивым, оценка проводилась специалистом, включенным в реестр членов СРО, оценка проведена с соблюдением всех требований Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предъявляемых как к профессиональным качествам оценщика, так и к самому процессу проведения оценки и оформлению ее результатов.
Категория спора: Кредит.
Требования заимодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании неустойки по кредитному договору; 4) Об обращении взыскания на заложенное имущество.
Обстоятельства: Заемщиком длительное время не исполняются принятые на себя обязательства по кредитному договору в части своевременного возврата суммы кредита и уплаты процентов за пользование им.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Указанный отчет об оценке рыночной стоимости квартиры принят судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку является ясным, полным, непротиворечивым, оценка проводилась специалистом, включенным в реестр членов СРО, оценка проведена с соблюдением всех требований Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предъявляемых как к профессиональным качествам оценщика, так и к самому процессу проведения оценки и оформлению ее результатов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практические аспекты оценки в рамках дел о банкротстве
(Федосов Ю.В., Коляденко Т.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Следует отметить, что часто внутренние документы СРО арбитражных управляющих, подлежащие обязательному размещению на официальном сайте СРО в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 года) "О саморегулируемых организациях", с которыми может ознакомиться любой желающий, дополняются требованием об аккредитации специалиста именно в СРО, членом которой является сам арбитражный управляющий. В результате получается, что выбор арбитражного управляющего ограничивается только специалистами, которые имеют аккредитацию в СРО, членом которой он является. Возникает вопрос: если такой специалист по каким-либо причинам не подходит арбитражному управляющему, то может ли он привлечь специалиста, который аккредитован в другой СРО, членом которой сам управляющий не является?
(Федосов Ю.В., Коляденко Т.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Следует отметить, что часто внутренние документы СРО арбитражных управляющих, подлежащие обязательному размещению на официальном сайте СРО в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 года) "О саморегулируемых организациях", с которыми может ознакомиться любой желающий, дополняются требованием об аккредитации специалиста именно в СРО, членом которой является сам арбитражный управляющий. В результате получается, что выбор арбитражного управляющего ограничивается только специалистами, которые имеют аккредитацию в СРО, членом которой он является. Возникает вопрос: если такой специалист по каким-либо причинам не подходит арбитражному управляющему, то может ли он привлечь специалиста, который аккредитован в другой СРО, членом которой сам управляющий не является?
Статья: Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)В проекте федерального закона даны определения экологической аудиторской деятельности, экологического аудита, экологической аудиторской организации, экологического аудитора, названы сопутствующие экологическому аудиту услуги, установлены случаи и сроки проведения обязательного экологического аудита. Отдельные статьи посвящены: сущности и порядку представления заключения экологического аудита; правам и обязанностям аудиторов и аудируемых лиц; саморегулируемым организациям экологических аудиторов; квалификационным требованиям к специалистам в области аудита и другим важным вопросам [12]. В 2014 и 2015 гг. вносились изменения и дополнения в проект федерального закона "Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности", но до настоящего времени закон не принят.
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)В проекте федерального закона даны определения экологической аудиторской деятельности, экологического аудита, экологической аудиторской организации, экологического аудитора, названы сопутствующие экологическому аудиту услуги, установлены случаи и сроки проведения обязательного экологического аудита. Отдельные статьи посвящены: сущности и порядку представления заключения экологического аудита; правам и обязанностям аудиторов и аудируемых лиц; саморегулируемым организациям экологических аудиторов; квалификационным требованиям к специалистам в области аудита и другим важным вопросам [12]. В 2014 и 2015 гг. вносились изменения и дополнения в проект федерального закона "Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности", но до настоящего времени закон не принят.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
(ред. от 31.07.2025)7. Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"12. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров, разрабатывает проект базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых форекс-дилерами, содержащий в том числе порядок и условия осуществления компенсационных выплат, включая порядок очередности удовлетворения требований физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг в случае недостаточности средств компенсационного фонда, иные дополнительные основания для осуществления данных выплат, правила рекламы услуг форекс-дилеров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", методические рекомендации по аттестации специалистов организаций - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормативными актами Банка России, уставом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров.
(ред. от 27.10.2025)
"О рынке ценных бумаг"12. Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая форекс-дилеров, разрабатывает проект базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых форекс-дилерами, содержащий в том числе порядок и условия осуществления компенсационных выплат, включая порядок очередности удовлетворения требований физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг в случае недостаточности средств компенсационного фонда, иные дополнительные основания для осуществления данных выплат, правила рекламы услуг форекс-дилеров, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", методические рекомендации по аттестации специалистов организаций - членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", нормативными актами Банка России, уставом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Чтобы попасть в реестр, они должны подать заявление в Национальное объединение саморегулируемых организаций (ч. 10 ст. 55.5-1 ГрК РФ).
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Чтобы попасть в реестр, они должны подать заявление в Национальное объединение саморегулируемых организаций (ч. 10 ст. 55.5-1 ГрК РФ).
Статья: Актуальные вопросы строительного саморегулирования
(Скогорева М.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)В Реестре специалистов по организации строительства состоят более 267 тысяч специалистов <8>. Несмотря на это, сохраняется дефицит кадров с учетом требования ГрК РФ к членству в СРО. С 1 сентября 2024 г. обновлены минимальные требования к членам СРО, выполняющим строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии <9>. Специалисты технических служб юрлица - члена саморегулируемой организации смогут работать по совместительству, с пяти до трех лет снижен необходимый стаж работы таких технических специалистов. На законодательном уровне ослабляются требования к специалистам по особо опасным объектам, принимая во внимание тот факт, что специалистов на рынке недостаточно.
(Скогорева М.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)В Реестре специалистов по организации строительства состоят более 267 тысяч специалистов <8>. Несмотря на это, сохраняется дефицит кадров с учетом требования ГрК РФ к членству в СРО. С 1 сентября 2024 г. обновлены минимальные требования к членам СРО, выполняющим строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии <9>. Специалисты технических служб юрлица - члена саморегулируемой организации смогут работать по совместительству, с пяти до трех лет снижен необходимый стаж работы таких технических специалистов. На законодательном уровне ослабляются требования к специалистам по особо опасным объектам, принимая во внимание тот факт, что специалистов на рынке недостаточно.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Частью 7 комментируемой статьи саморегулируемой организации предоставлено право увеличить требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7. Частью 7 комментируемой статьи саморегулируемой организации предоставлено право увеличить требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы.
Вопрос: Какую разрешительную документацию должны иметь организация и специалисты, разрабатывающие документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов? В частности, есть ли требования для таких организаций быть членами СРО?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2024)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2024
Вопрос: Необходимо ли принятие решения общим собранием участников (акционеров) о вступлении организации, осуществляющей строительство, в СРО?
(Консультация эксперта, 2023)3) документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам во внутренних документах саморегулируемой организации;
(Консультация эксперта, 2023)3) документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам во внутренних документах саморегулируемой организации;
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к ведущему юрисконсульту?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, в п. 3.5 Профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" (утв. Приказом Минтруда России от 29.08.2024 N 433н) (обобщенная трудовая функция "Правовое обеспечение деятельности СРО") содержатся квалификационные требования к юрисконсульту: высшее образование - бакалавриат, а также требования к опыту практической работы - не менее 5 лет в области юриспруденции.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, в п. 3.5 Профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" (утв. Приказом Минтруда России от 29.08.2024 N 433н) (обобщенная трудовая функция "Правовое обеспечение деятельности СРО") содержатся квалификационные требования к юрисконсульту: высшее образование - бакалавриат, а также требования к опыту практической работы - не менее 5 лет в области юриспруденции.
Статья: Правовой механизм аккредитации и саморегулирования организатора торгов и оператора электронной площадки
(Мубинов Д.Д.)
("Юрист", 2025, N 6)Например, в соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Краснодарского УФАС России от 14 октября 2019 г. N 023/10/18.1-1978/2019, нормы абз. 9 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве не предусматривают требования о том, что привлекаемые арбитражным управляющим специалисты должны проходить аккредитацию исключительно в той саморегулируемой организации, членом которой является конкурсный управляющий должника. Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что законодательство не устанавливает ограничений на привлечение специалистов, не состоящих в конкретной саморегулируемой организации, что, в свою очередь, способствует обеспечению конкуренции и свободного доступа субъектов к оказанию соответствующих услуг в рамках процедур банкротства <5>. Аналогичная позиция содержится в решении Пензенского УФАС России от 6 июня 2019 г. по делу N 2-03/14-2018. Антимонопольный орган также отметил, что установленное НП СРО "Лига" требование об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций лиц приводит к ограничению возможности хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, конкурировать за заключение с арбитражными управляющими (членами Партнерства) в рамках проведения процедуры банкротства договоров на соответствующие услуги, оказываемые организациями (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными при Партнерстве, и, как следствие, к отказу арбитражных управляющих (членов НП "СН") от заключения указанных договоров с хозяйствующими субъектами, не аккредитованными при Партнерстве.
(Мубинов Д.Д.)
("Юрист", 2025, N 6)Например, в соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Краснодарского УФАС России от 14 октября 2019 г. N 023/10/18.1-1978/2019, нормы абз. 9 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве не предусматривают требования о том, что привлекаемые арбитражным управляющим специалисты должны проходить аккредитацию исключительно в той саморегулируемой организации, членом которой является конкурсный управляющий должника. Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что законодательство не устанавливает ограничений на привлечение специалистов, не состоящих в конкретной саморегулируемой организации, что, в свою очередь, способствует обеспечению конкуренции и свободного доступа субъектов к оказанию соответствующих услуг в рамках процедур банкротства <5>. Аналогичная позиция содержится в решении Пензенского УФАС России от 6 июня 2019 г. по делу N 2-03/14-2018. Антимонопольный орган также отметил, что установленное НП СРО "Лига" требование об использовании арбитражными управляющими услуг только аккредитованных при Партнерстве организаций лиц приводит к ограничению возможности хозяйствующих субъектов, оказывающих данные услуги, конкурировать за заключение с арбитражными управляющими (членами Партнерства) в рамках проведения процедуры банкротства договоров на соответствующие услуги, оказываемые организациями (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными при Партнерстве, и, как следствие, к отказу арбитражных управляющих (членов НП "СН") от заключения указанных договоров с хозяйствующими субъектами, не аккредитованными при Партнерстве.
Готовое решение: Как провести строительный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Документы строительного контроля должен подписывать главный инженер проекта, включенный в национальный реестр специалистов в области строительства. Это требование распространяется на работников юрлиц или ИП, для которых членство в СРО обязательно (Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02).
(КонсультантПлюс, 2025)Документы строительного контроля должен подписывать главный инженер проекта, включенный в национальный реестр специалистов в области строительства. Это требование распространяется на работников юрлиц или ИП, для которых членство в СРО обязательно (Письмо Минстроя России от 18.09.2017 N 33473-ТБ/02).