Требования к составлению акта выездной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к составлению акта выездной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая на нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Суд требования налогоплательщика удовлетворил. Суд установил, что после составления акта выездной налоговой проверки от 14.05.2021, дополнений к акту выездной налоговой проверки от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 25.10.2021, от 24.11.2021, от 23.12.2021, от 21.02.2022, от 18.02.2022, от 17.03.2022. При этом каждый протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, выводы о взаимоотношениях общества и его контрагентов, что является недопустимым, так как выездная налоговая проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Проанализировав содержание всех протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, суд пришел к выводу, что протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту проверки, при этом НК РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами проверки. Следовательно, налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в решении, вынесенном по итогам проверки, сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте проверки и дополнениях к нему, при этом налогоплательщику не была обеспечена возможность представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Суд пришел к выводу о существенном нарушении налоговым органом процедуры проведения налоговой проверки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, указывая на нарушение инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Суд требования налогоплательщика удовлетворил. Суд установил, что после составления акта выездной налоговой проверки от 14.05.2021, дополнений к акту выездной налоговой проверки от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 25.10.2021, от 24.11.2021, от 23.12.2021, от 21.02.2022, от 18.02.2022, от 17.03.2022. При этом каждый протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, выводы о взаимоотношениях общества и его контрагентов, что является недопустимым, так как выездная налоговая проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Проанализировав содержание всех протоколов ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, суд пришел к выводу, что протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту проверки, при этом НК РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами проверки. Следовательно, налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в решении, вынесенном по итогам проверки, сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте проверки и дополнениях к нему, при этом налогоплательщику не была обеспечена возможность представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Суд пришел к выводу о существенном нарушении налоговым органом процедуры проведения налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете""Довод заявителя о том, что факт выполнения ООО "МЕГАПОЛИС" (ИНН 6382080260) на объекте АО "АВТОВАЗ" подтверждается договором возмездного оказания услуг по строительному контролю N Ф-10/11-01 от 05.12.2019, правомерно отклонен судами, поскольку в ходе выездной проверки инспекция выявила, что акты оказанных услуг составлены с нарушением требований п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, поскольку представленные акты не содержат и не раскрывают факты хозяйственной жизни. Акты проверки строительного контроля в рамках договора с ООО "МЕГАПОЛИС" проверяемым налогоплательщиком не представлены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам14.2.1. ПОРЯДОК (ПРАВИЛА) СОСТАВЛЕНИЯ
Статья: Комментарий к Постановлению Семнадцатого ААС от 17.02.2025 N 17АП-13112/2024-АК по делу N А60-31723/2024 <Потери от брака в производстве суд признал расходами>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)- помимо актов о выявлении брака общество представило требования-накладные по форме М-11. В них зафиксирована как стоимость каждой единицы некондиционного товара, так и общая сумма брака. Инспекторами не установлено каких-либо противоречий между данными актами и требованиями-накладными. О невозможности сопоставления их между собой также говорить не приходится. Само по себе непредставление организацией требований-накладных до оформления акта выездной проверки - не основание для их непринятия судом;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)- помимо актов о выявлении брака общество представило требования-накладные по форме М-11. В них зафиксирована как стоимость каждой единицы некондиционного товара, так и общая сумма брака. Инспекторами не установлено каких-либо противоречий между данными актами и требованиями-накладными. О невозможности сопоставления их между собой также говорить не приходится. Само по себе непредставление организацией требований-накладных до оформления акта выездной проверки - не основание для их непринятия судом;
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"2. По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Статья: Суд установил, что налоговой не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Организация обратилась с заявлением о признании недействительным решения инспекции в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Выводы налогового органа носят формальный характер, противоречат фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности заявителя, а проведенные мероприятия налогового контроля не свидетельствуют о нереальности сделок с контрагентами. Суд удовлетворил требование в части. После составления акта выездной проверки от 14.05.2021, дополнений к акту от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявлений на ознакомление с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Каждый протокол ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, а также выводы о взаимоотношениях общества с контрагентами, что является недопустимым, так как выездная проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами дела. Налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в оспариваемом решении сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте и дополнениях к нему, не обеспечив заявителю возможности представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Налогоплательщик фактически не располагал временем на ознакомление с полученными материалами проверки и подготовки возражений ввиду большого объема документов. Инспекцией не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки, что повлекло существенные нарушения прав общества на свою защиту.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Организация обратилась с заявлением о признании недействительным решения инспекции в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Выводы налогового органа носят формальный характер, противоречат фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности заявителя, а проведенные мероприятия налогового контроля не свидетельствуют о нереальности сделок с контрагентами. Суд удовлетворил требование в части. После составления акта выездной проверки от 14.05.2021, дополнений к акту от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявлений на ознакомление с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Каждый протокол ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, а также выводы о взаимоотношениях общества с контрагентами, что является недопустимым, так как выездная проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами дела. Налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в оспариваемом решении сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте и дополнениях к нему, не обеспечив заявителю возможности представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Налогоплательщик фактически не располагал временем на ознакомление с полученными материалами проверки и подготовки возражений ввиду большого объема документов. Инспекцией не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки, что повлекло существенные нарушения прав общества на свою защиту.
Статья: Для признания потерь от брака выявлять виновных не нужно
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 11)Суды поддержали компанию. Они установили, что компания представила, помимо актов о выявлении брака, требования-накладные по форме М-11, где отражена как стоимость каждой единицы бракованного товара (продукции), так и общая сумма брака. Налоговый орган каких-либо противоречий между актами о выявлении брака и требованиями-накладными, а также невозможность сопоставления их между собой не установил. Само по себе непредставление налогоплательщиком требований-накладных до составления акта выездной проверки не является основанием для их непринятия судом.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 11)Суды поддержали компанию. Они установили, что компания представила, помимо актов о выявлении брака, требования-накладные по форме М-11, где отражена как стоимость каждой единицы бракованного товара (продукции), так и общая сумма брака. Налоговый орган каких-либо противоречий между актами о выявлении брака и требованиями-накладными, а также невозможность сопоставления их между собой не установил. Само по себе непредставление налогоплательщиком требований-накладных до составления акта выездной проверки не является основанием для их непринятия судом.
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (III квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)01.04.2024 по результатам проведения Стройнадзором Новосибирской области выездной проверки на Объекте составлен акт выездной проверки, согласно которому выявлено 28 нарушений обязательных требований при выполнении Работ по Контракту.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)01.04.2024 по результатам проведения Стройнадзором Новосибирской области выездной проверки на Объекте составлен акт выездной проверки, согласно которому выявлено 28 нарушений обязательных требований при выполнении Работ по Контракту.
Готовое решение: Акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформляют акт выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как оформляют акт выездной налоговой проверки