Требования к соглашению о предоставлении субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к соглашению о предоставлении субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Концессионер хочет обязать Концедента исполнить обязательства по концессионному соглашению
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. По мнению Концессионера, Концедент не выполняет принятые на себя по концессионному соглашению обязательства (например, не передал Концессионеру в установленный срок объект концессионного соглашения, не заключил договор аренды земельного участка или соглашение о субсидировании и т.п.).
(КонсультантПлюс, 2025)Между сторонами заключено концессионное соглашение. По мнению Концессионера, Концедент не выполняет принятые на себя по концессионному соглашению обязательства (например, не передал Концессионеру в установленный срок объект концессионного соглашения, не заключил договор аренды земельного участка или соглашение о субсидировании и т.п.).
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)...Необходимость осуществления контроля за соблюдением предприятием требований гражданского законодательства обусловлена условием соглашения о предоставлении субсидий... согласно которому предприятие обязано обеспечить эффективное использование субсидии, то есть достичь заданный результат с наименьшим объемом бюджетных средств...
(КонсультантПлюс, 2025)...Необходимость осуществления контроля за соблюдением предприятием требований гражданского законодательства обусловлена условием соглашения о предоставлении субсидий... согласно которому предприятие обязано обеспечить эффективное использование субсидии, то есть достичь заданный результат с наименьшим объемом бюджетных средств...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О требованиях при утверждении типовой формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидии юрлицам, ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 19.12.2024 N 02-11-13/128882)Вопрос: О требованиях при утверждении типовой формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидии юрлицам, ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 19.12.2024 N 02-11-13/128882)Вопрос: О требованиях при утверждении типовой формы договоров (соглашений) о предоставлении субсидии юрлицам, ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (например, своевременность определения условий и порядка предоставления субсидий, субвенций и дотаций, соответствие соглашения (договора) о предоставлении субсидии общим требованиям, установленным Правительством РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)своевременности и качества подготовки правовых актов и документов, обеспечивающих предоставление и использование субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, межбюджетных трансфертов, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (например, своевременность определения условий и порядка предоставления субсидий, субвенций и дотаций, соответствие соглашения (договора) о предоставлении субсидии общим требованиям, установленным Правительством РФ);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 N 999
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")л(5)) обязательства субъекта Российской Федерации заключать соглашения о предоставлении субсидии или иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, соответствующие требованиям настоящего пункта (за исключением требований к соглашению о предоставлении единой субсидии), - в случае если планом по достижению показателей предусмотрены мероприятия (результаты) по предоставлению субсидий или иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
(ред. от 27.09.2025)
"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"
(вместе с "Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации")л(5)) обязательства субъекта Российской Федерации заключать соглашения о предоставлении субсидии или иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, соответствующие требованиям настоящего пункта (за исключением требований к соглашению о предоставлении единой субсидии), - в случае если планом по достижению показателей предусмотрены мероприятия (результаты) по предоставлению субсидий или иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Подводя итог, можно заключить, что государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении некоммерческих организаций - получателей субсидий из различных бюджетов осуществляется с целью обеспечения соблюдения установленных нормативных требований, а также условий заключенных соглашений о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации <9>. В целом такую деятельность нельзя считать в полной мере именно финансовым контролем, так как в большей степени это административный (управленческий) контроль.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Подводя итог, можно заключить, что государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении некоммерческих организаций - получателей субсидий из различных бюджетов осуществляется с целью обеспечения соблюдения установленных нормативных требований, а также условий заключенных соглашений о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации <9>. В целом такую деятельность нельзя считать в полной мере именно финансовым контролем, так как в большей степени это административный (управленческий) контроль.
Вопрос: Об отражении остатков субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению, в отчете об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 02-12-12/72320)В соответствии с подпунктом "и" пункта 3 Общих требований субсидии предоставляются на основании соглашений, заключаемых в соответствии с Типовой формой N 199н <2> главными распорядителями бюджетных средств и получателями субсидий, в случае, если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 02-12-12/72320)В соответствии с подпунктом "и" пункта 3 Общих требований субсидии предоставляются на основании соглашений, заключаемых в соответствии с Типовой формой N 199н <2> главными распорядителями бюджетных средств и получателями субсидий, в случае, если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.