Требования к системе внутреннего контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к системе внутреннего контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне - не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля);
(КонсультантПлюс, 2025)Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне - не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля);
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 2.2 комментируемой статьи закреплена обязанность БКИ организовать систему внутреннего контроля и систему управления рисками, связанными с осуществлением им своей деятельности. При этом предусмотрено, что требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками БКИ устанавливаются нормативными актами Банка России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 2.2 комментируемой статьи закреплена обязанность БКИ организовать систему внутреннего контроля и систему управления рисками, связанными с осуществлением им своей деятельности. При этом предусмотрено, что требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками БКИ устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья: Цифровые финансовые активы как новый феномен финансового рынка: правовое регулирование и особенности налогообложения
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Законом о ЦФА Банку России предоставляются следующие полномочия регулятивного характера: определять случаи и порядок зачисления ЦФА номинальному держателю ЦФА (п. 4 ст. 2); возможность устанавливать дополнительные требования к иностранным цифровым правам (п. 3.4 ст. 5); право устанавливать дополнительные требования к оператору информационной системы, включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к представлению отчетности (п. 15 ст. 5), и др.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Законом о ЦФА Банку России предоставляются следующие полномочия регулятивного характера: определять случаи и порядок зачисления ЦФА номинальному держателю ЦФА (п. 4 ст. 2); возможность устанавливать дополнительные требования к иностранным цифровым правам (п. 3.4 ст. 5); право устанавливать дополнительные требования к оператору информационной системы, включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к представлению отчетности (п. 15 ст. 5), и др.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)16. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году // Банковское обозрение. Приложение "FinLegal". 2021. N 1. С. 30 - 42. URL: https://bosfera.ru/bo/nalogovyy-monitoring-trebovaniya-k-sisteme-vnutrennego-kontrolya-v-2021-god.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)16. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году // Банковское обозрение. Приложение "FinLegal". 2021. N 1. С. 30 - 42. URL: https://bosfera.ru/bo/nalogovyy-monitoring-trebovaniya-k-sisteme-vnutrennego-kontrolya-v-2021-god.
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<2> Пункт 13.5 Приказа ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля" (далее - Приказ N ЕД-7-23/518@).
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)<2> Пункт 13.5 Приказа ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля" (далее - Приказ N ЕД-7-23/518@).
Статья: К вопросу об оптимальной организационно-правовой форме универсального IT-аутсорсера на рынке банковских услуг
(Лаутс Е.Б.)
("Статут", 2024)По аналогии с кредитными организациями и с учетом создания IT-аутсорсера как хозяйственного общества, в особенности ПАО, полагаем целесообразным применение близких по смыслу требований к системе внутреннего контроля в IT-аутсорсере:
(Лаутс Е.Б.)
("Статут", 2024)По аналогии с кредитными организациями и с учетом создания IT-аутсорсера как хозяйственного общества, в особенности ПАО, полагаем целесообразным применение близких по смыслу требований к системе внутреннего контроля в IT-аутсорсере:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<213> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок", Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" (зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<213> Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок", Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" (зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424).
Статья: Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Рассматривая современные трансформации, происходящие в мировой экономике и способствующие развитию нормативно-правового регулирования и методологии систем внутреннего контроля, следует обратить внимание на знаковое событие - это принятие в 2002 г. в США Закона Сарбейнса - Оксли (Sarbanes - Oxley) <5>, формирующего основные требования к системе внутреннего контроля, состоящего из 11 разделов и требующего для публичных акционерных обществ создания обновленных форм контроля. Закон преследует цели полной финансовой открытости, избежания конфликта интересов, проведения независимого аудита отчета лиц, отвечающих за корпоративное управление, о функционировании системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта и ее эффективности.
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Основываясь на регулировании рынка ценных бумаг, с 2004 года предусматривающего обязательное наличие в публичных обществах, чьи акции отвечают самым высоким требованиям биржи, системы внутреннего контроля и внутреннего аудита <5>, законодатель спустя 14 лет, в 2018 году, внес поправки в Закон об АО <6>, предусматривающие обязательное создание в любом публичном акционерном обществе (ПАО) системы управления рисками и внутреннего контроля, в том числе службы внутреннего аудита, подотчетной совету директоров (наблюдательному совету) <7>, - независимо от листинга (допуска) акций такого общества к организованным торгам.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Основываясь на регулировании рынка ценных бумаг, с 2004 года предусматривающего обязательное наличие в публичных обществах, чьи акции отвечают самым высоким требованиям биржи, системы внутреннего контроля и внутреннего аудита <5>, законодатель спустя 14 лет, в 2018 году, внес поправки в Закон об АО <6>, предусматривающие обязательное создание в любом публичном акционерном обществе (ПАО) системы управления рисками и внутреннего контроля, в том числе службы внутреннего аудита, подотчетной совету директоров (наблюдательному совету) <7>, - независимо от листинга (допуска) акций такого общества к организованным торгам.
Статья: Цифровые финансовые активы
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Банк России вправе установить дополнительные требования к оператору информационной системы, включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности.
(Стюфеева И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Банк России вправе установить дополнительные требования к оператору информационной системы, включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности.