Требования к ремням безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к ремням безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.6 "Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов" КоАП РФ"Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основанием привлечения к административной ответственности по данной норме является несоблюдение требований, предписанных Правилами дорожного движения, запрещающими водителю при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть не пристегнутым ремнем. Указанное деяние никак не связано с длительным непрекращающимся осуществлением объективной стороны правонарушения в течение определенного периода времени, оно представляет собой простое одномоментное действие, имеющее определенное место и время его совершения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кардиостимулятор и ремень безопасности: анализ медицинских рисков и юридических обязательств
(Филиппов С.А., Тимофеева Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выявить систему нормативных требований, регламентирующих обязательность применения ремней безопасности. Согласно п. 2.1.2 ПДД РФ на водителей механических транспортных средств возлагается двуединая обязанность: во-первых, личное использование ремня безопасности при управлении транспортным средством, оснащенным указанными средствами пассивной защиты, во-вторых, обеспечение аналогичной защиты перевозимых пассажиров. Параллельно п. 5.1 ПДД РФ устанавливает самостоятельную обязанность пассажиров использовать ремни безопасности в оборудованных ими транспортных средствах. За нарушение данных требований предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей <3>.
(Филиппов С.А., Тимофеева Е.С.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Анализ положений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) позволяет выявить систему нормативных требований, регламентирующих обязательность применения ремней безопасности. Согласно п. 2.1.2 ПДД РФ на водителей механических транспортных средств возлагается двуединая обязанность: во-первых, личное использование ремня безопасности при управлении транспортным средством, оснащенным указанными средствами пассивной защиты, во-вторых, обеспечение аналогичной защиты перевозимых пассажиров. Параллельно п. 5.1 ПДД РФ устанавливает самостоятельную обязанность пассажиров использовать ремни безопасности в оборудованных ими транспортных средствах. За нарушение данных требований предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей <3>.
Ситуация: Каковы правила перевозки детей в экскурсионном автобусе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для перевозки детей используется автобус, соответствующий установленным техническим требованиям, в частности, оборудованный ремнями безопасности. Перевозчик обеспечивает наличие сопровождающих лиц, в том числе медработника, в зависимости от продолжительности перевозки.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для перевозки детей используется автобус, соответствующий установленным техническим требованиям, в частности, оборудованный ремнями безопасности. Перевозчик обеспечивает наличие сопровождающих лиц, в том числе медработника, в зависимости от продолжительности перевозки.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7.1. Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, а также ремни безопасности на транспортном средстве категорий M2 и M3, используемом для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, отсутствуют или находятся в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7.1. Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, а также ремни безопасности на транспортном средстве категорий M2 и M3, используемом для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, отсутствуют или находятся в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)3.2. Требования к ремням безопасности и местам их крепления
(ред. от 23.05.2025)
"О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"
(вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.10.2025)3.2. Требования к ремням безопасности и местам их крепления
Статья: Теория и практика применения положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на примере решений судов Сибирского федерального округа
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)4. Нарушения условий содержания при перевозке (конвоировании) осужденных (подозреваемых, обвиняемых) в специальной автомобильной технике, железнодорожных вагонах. Так, административный истец Ц. обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю о признании незаконными условий содержания при перевозке, взыскании компенсации. В обоснование заявления указал, что в определенные даты перевозился на спецавтомобиле из Тюрмы-2 г. Енисейска в СИЗО-1 г. Красноярска и из СИЗО-1 г. Красноярска в ИК-27 г. Красноярска. Условия содержания при перевозке являлись ненадлежащими, бесчеловечными, противоречащими ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод". В обоснование заявленных требований указывает на отсутствие в автомобилях ремней безопасности, горячей воды, столов для приема пищи, естественного освещения. Указывает, что лавки для сидения были деревянные, сидеть на них было некомфортно, мучительно и больно. Отсутствие окон не позволяло ориентироваться в пространстве. Сторожевые собаки содержались ненадлежащим образом и источали неприятный запах. В связи с изложенным Ц. просил признать условия перевозки не соответствующими требованиям ст. 3 Европейской конвенции, выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 90 000 руб. Доводы истца в судебном заседания не нашли своего подтверждения, в удовлетворении иска отказано <11>.
(Кириловский О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)4. Нарушения условий содержания при перевозке (конвоировании) осужденных (подозреваемых, обвиняемых) в специальной автомобильной технике, железнодорожных вагонах. Так, административный истец Ц. обратился в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Красноярскому краю о признании незаконными условий содержания при перевозке, взыскании компенсации. В обоснование заявления указал, что в определенные даты перевозился на спецавтомобиле из Тюрмы-2 г. Енисейска в СИЗО-1 г. Красноярска и из СИЗО-1 г. Красноярска в ИК-27 г. Красноярска. Условия содержания при перевозке являлись ненадлежащими, бесчеловечными, противоречащими ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод". В обоснование заявленных требований указывает на отсутствие в автомобилях ремней безопасности, горячей воды, столов для приема пищи, естественного освещения. Указывает, что лавки для сидения были деревянные, сидеть на них было некомфортно, мучительно и больно. Отсутствие окон не позволяло ориентироваться в пространстве. Сторожевые собаки содержались ненадлежащим образом и источали неприятный запах. В связи с изложенным Ц. просил признать условия перевозки не соответствующими требованиям ст. 3 Европейской конвенции, выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 90 000 руб. Доводы истца в судебном заседания не нашли своего подтверждения, в удовлетворении иска отказано <11>.
Статья: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма как элемент государственной политики Российской Федерации в области безопасности дорожного движения
(Прохорова А.М., Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Почти две трети (61,4%) погибших в ДТП детей в 2024 году являлись пассажирами. Треть из них перевозилась с нарушением установленных требований, без детских удерживающих систем (устройств) или ремней безопасности, что почти в два раза увеличивает тяжесть последствий ДТП [2].
(Прохорова А.М., Гордеева А.Д.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Почти две трети (61,4%) погибших в ДТП детей в 2024 году являлись пассажирами. Треть из них перевозилась с нарушением установленных требований, без детских удерживающих систем (устройств) или ремней безопасности, что почти в два раза увеличивает тяжесть последствий ДТП [2].
Ситуация: Что грозит водителю автомобиля без детского кресла?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, установлены определенные требования. Водителю грозит административный штраф в размере 3 000 руб. в случае перевозки (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 22.9 ПДД РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, установлены определенные требования. Водителю грозит административный штраф в размере 3 000 руб. в случае перевозки (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 22.9 ПДД РФ):